Во имя Отца и Сына и Святого Духа !
Этот праздник первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня в 326 году равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою матерь, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.
С VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (в 620-е годы). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» От этого поднятия Креста и праздник получил название: Воздвижение Креста Господня.
Каждому человеку в жизни приходится проходить через трудные и неожиданные испытания, но эти испытания связаны с несением тяжелого креста, который возлагается Господом на человека. Но нести этот крест невозможно, если Сам Господь не помогает человеку. Несение креста всегда связано со скорбью, с самоограничением, с трудностями. Крест никогда не бывает легким. Если ноша становится легкой, то она перестает быть крестом. Но только крестоношение спасает человека, особенно тех, кто всю свою жизнь посвящает служению Господу через исполнение Его святых Божественных заповедей. Но никогда не нужно скорбеть по поводу несения креста, который ложится на плечи каждого.
За крест мы должны только благодарить, потому что несение креста укрепляет нашу веру, помогает осознать ограниченность наших собственных сил, и вот тогда упование на Господа становится не формально произносимым, а реально сильной молитвой, исходящей из глубины сердца и разума. И это конечно касается каждого человека, у каждого свой жизненный крест, никогда не надо скорбеть по поводу своего креста, не нужно просить у Господа снять с себя невыносимый тяжелый крест, поскольку понимание скорби, как креста, вооружает нас огромной силой, где трудности и скорби не должны разрушать нашу личность, не должны ослабевать наши силы, тем более не должны ослабевать нашей веры.
Крест – это проверка на верность Господу. Если достойно несем крест, то и Господь ответит нам на это крестоношение силою Своей благодати. Поэтому первая заповедь для нашего крестоношения – никогда не отказываться от креста, не сбрасывать с себя крест и не скорбеть по поводу креста, но с молитвой Господу испрашивать помощи на несение всякой той скорби, которая становится как бы неотъемлемой частью нашей жизни и тогда обретем великую силу, способную преодолевать горе, несчастья и скорби, сознавая что это является крестом, возложенным на нас Господом, то дерзновенное и с верой несение этого креста в конце концов и освободит нас от тяжести этого крестоношения.
Такая истина и мудрость христианской жизни – не отторгать скорбь, тем более не разрушать себя слезами и прочими тяжелыми эмоциями, но спокойно принимать крест, как то, что послано свыше. И тогда сохранится мир души, потому что все мы возлагаем на Господа, поскольку мы знаем и верим, что Господь и даст нам сил на несение креста, ибо Господь не пошлет скорби, больше той, которую способен понести человек, поскольку безмерно любит Свое создание – человека, и знает наши возможности и силы для несения креста. И тогда действительно наша жизнь реально преобразится: снизится количество конфликтов, потому что мы обычно в наших скорбях кого-то другого обвиняем, кто-то что-то плохо сделал, все виноваты вокруг, что мое сердце так скорбит, я страдаю, но человек не видит и не понимает, что проблема в нем самом, в качестве его сердца, в его восприятии окружающего.
Правильное несение креста дает нам ключ к правильному устроению нашей человеческой жизни, к исторжению из этой жизни всякой скорби и печали, которая не от Господа, а от темной силы, и которую мы должны преодолевать нашей верой и силой благодати Божией.
Да поможет нам Господь возрастать от силы к силе в том числе и через преодоление посылаемых нам скорбей, чтобы это преодоление помогало нам действительно восходить к славе Божией с чистым сердцем, ибо чистые сердцем узрят Бога.
Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Крест дан нам в качестве знамения ... ибо чрез него мы, верные, различаемся и распознаемся от неверных. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать для того, чтобы не коснулся нас губитель... Он для лежащих – восстание, для стоящих – опора, для немощных – посох, для пасомых – жезл, для обращающихся – руководство, для преспевающих – приведение к совершенству, спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, уничтожение греха, зерно воскресения, древо жизни вечной». Аминь.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481847