Валаамский музей пополнился новыми экспонатами

28 октября 2024 года епископ Панкратий торжественно передал Музею Валаамского монастыря 3 исторических предмета: закладную монету храма Успения Богородицы, памятную икону преподобных Сергия и Германа и картину, написанную в воспоминание тайной Литургии, совершённой митрополитом Никодимом (Ротовым) в храме на Игуменском кладбище в 1969 году.
28.10.2024 Трудами братии монастыря  980
Первый экспонат – монета времён Императрицы Екатерины Великой, во время правления которой в 1783 преподобным игуменом Назарием была заложена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. По обычаю того времени вместе со специальной табличкой в основание закладывались монеты, и при реставрации она была обретена.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий отметил: «Для нас это бесценная реликвия в память о великом святом человеке, который так много сделал для возрождения и восстановления Валаамского монастыря в XVIII столетии».


Историческая справка

Церковь Успения Богородицы Валаамского монастыря считается одной из старейших на Валааме. Первоначально храм был освящён 1 февраля 1729 года (сгорел). В 1755 году на этом месте был построен также деревянный тёплый храм, освящённый 29 декабря. В 1785 году церковь при игумене Назарии была построена из кирпича. Она считалась зимней (тёплой) – одной из немногих на Валааме.

В годы советской власти церковь Успения Богородицы приспособили под магазин: в алтаре находился магазин, иконостас служил перегородкой, а иконы верхнего ряда были замазаны синей краской. 10 июля 1994 года Патриархом Алексием II было совершено освящение.

10 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма Успения Божией Матери, когда удалось провести полное восстановление, при этом удалось вернуть часть икон из прежнего иконостаса, а по сохранившимся фрагментам воспроизвести историческое лепное украшение храма. Специалисты отмечают тщательность и скрупулезность всех восстановительных работ церкви и их уникальность. Храм приобрёл свой первоначальный вид, восстановлен в стилистике первоначально замысла, но, конечно, на качественно ином уровне. Все сюжеты восстановленной росписи имеют непосредственное отношение к житию Пресвятой Богородицы – здесь и «Неопалимая Купина», и «Гора Нерукосечная с предстоящими», и «Установление чина о Панагии».


Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских

Следующая реликвия – это икона преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, подаренная братией Валаамского монастыря митрополиту Григорию (Чукову) 21 ноября 1948 года. Знаменательна её история, поскольку эта икона является символом уврачевания календарного раскола внутри братства.

Разделение на «старостильников» и «новостильников» возникло при переходе Валаамского монастыря (бывшего в тот момент в составе Финляндской Православной Церкви) в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Ввиду невозможности связаться с Русской Церковью, переход на новый стиль, необходимый для существования в Финляндском государстве, прошёл с трудностями. Часть братии сочла невозможным совместное причащение со служащими по новому стилю, считая это каноническим преступлением.

26 ноября 1944 года «старостильная» братия обратилась с письменным прошением к митрополиту Алексию, Патриаршему местоблюстителю, с просьбой о возможности вернуться в Валаамскую обитель. 29 марта 1945 года игумен Валаамского монастыря Харитон уведомил Патриарха Алексия о положении братства и выразил надежду, что Финляндская Православная Церковь возвратится в лоно своей матери – Российской Церкви. 30 сентября 1945 года в Хельсински прибыл митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 3 октября 1945 года после переговоров митрополита Григория и архиепископа Карельского и всей Финляндии Германа было составлено письменное соглашение о возможном воссоединении Финляндской с Русской Православной Церковью.

Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский
Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский
4 октября 1945 года владыка Григорий прибыл в местечко Папинниеми, где проживала братия Валаамского монастыря. Братия собралась в храме, где митрополит в своей речи призвал всё братство принести покаяние перед Господом и перед Матерью Церковью в содеянном преслушании и примириться между собою. При этом он вопрошал: «Желаете ли вы присоединиться к Матери-Церкви и примириться между собою?», – на что братия той и другой группы единодушно и единогласно ответствовала: «Желаем!» После неоднократных заявлений о желании братии к присоединению, владыка поведал, что при посещении им архиепископа Финляндского Германа, последний также заявил своё искреннее желание воссоединиться с Русской Церковью, что подтвердил своей подписью.

Далее митрополит Григорий объяснил, что с присоединением к Русской Церкви Валаамский монастырь переходит на старый стиль, заметив, что в жизни Финляндской Православной Церкви остаётся в употреблении новый, за исключением «старой», то есть юлианской пасхалии, которая должна быть во всей Православной Церкви, в том числе и в Финляндской.

Владыка также объяснил братии, что с этого времени Валаамский монастырь должен воздерживаться от молитвенного общения как с архиепископом Финляндским, так и с находящимся в его ведении духовенством, впредь до официального воссоединения их с Русской Церковью, однако за богослужением поминать архиепископа Германа и в административном отношении повиноваться ему.

7 мая 1957 года молитвенное каноническое общение между Русской Православной Церковью и Финляндской Автономной Церковью было восстановлено. Московская Патриархия признала юрисдикцию Константинополя над Финляндской Православной Автономной Церковью. Вследствие этого братия Валаамского монастыря была вынуждена полностью подчиниться Финляндской Церкви и перейти на новый стиль, однако Пасху и некоторые другие праздники им было разрешено праздновать по старому. Только после перехода в жизнь вечную всех выходцев со Старого Валаама была введена новая пасхалия.

Из письма валаамского иеромонаха Луки:
Надеюсь, что отец игумен писал Вам о нашей жизни, вкратце скажу я Вам и от себя. Теперь, слава Богу, Господь устроил нашу жизнь так хорошо, мы все радуемся и благодарим Бога. 20 лет жили в разделении, все этим тяготились, теперь все молимся Богу и служим вместе по старому стилю все праздники. Был у нас митрополит Григорий из России, спросил всех нас, согласны мы принести покаяние Святейшему Патриарху в его лице, тогда он примет нас в молитвенное общение с Матерью Русской Церковью, вся братия охотно согласилась покаяться за отступление от Матери Церкви Русской. Отец игумен прочитал покаяние от лица всей братии и Владыка разрешил всех нас – прочитал разрешительную молитву нам, что читают на исповеди – после этого от радости братия некоторые плакали и пели пасхальный канон. Потом начали служить всенощную в пасхальном облачении большим собором, утром служили Литургию.
После Литургии <Владыка> сказал назидательное слово и поздравил нас с соединением с Православной Русской Материю-Церковью. Есть надежда на возвращение на Валаам, если воля Божия будет на это. Очень всем нам желательно вернуться в свою обитель и закончить там дни своей жизни последние. В России много открыто монастырей и святые мощи возвращают в монастыри. Это говорил нам митрополит Григорий.


Картина о тайной Литургии

В то время как братия Валаамской обители несла свой монашеский подвиг в стенах Нового Валаама, на Старом Валааме царила разруха, все храмы были в запустении. Именно в это время первую Литургию на дощечке вместо престола после закрытия обители совершил духовный отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).

Рассказывает Святейший Патриарх Кирилл:

Я хорошо помню этот день, пасмурный и дождливый. На дебаркадер высыпала группа туристов, которые приезжали тогда для развлечений на архипелаг. Мы не стали выходить сразу, а подождали, пока народ уйдёт. Потом вышли и отправились по грязной, размытой дождём дороге до монастыря. Пришли сюда пешком и стали искать место, где можно было бы совершить Литургию. Двери собора были наглухо закрыты. Как сейчас помню, это были ржавые двери с остатками краски. Сидели какие-то подвыпившие мужчины пожилого возраста с цигарками, и когда я подошёл и стал что-то спрашивать, они нам ответили очень неприветливо, потому что было видно, что Владыка – церковный человек (он был одет в подрясник).

Мы отправились сами искать место, где можно было бы отслужить Литургию, и нашли такое место на кладбище, в полуразрушенном храме. Мы зашли внутрь храма, где всё было осквернено, и Владыка сказал: «Вот здесь и будем служить». У нас была с собой дощечка, которую мы взяли в руки; Владыка надел омофор и епитрахиль и стал совершать Литургию.

И вот Литургия уже подходила к самому концу, когда мы услышали голоса приближающихся экскурсантов. Не знаю, чем бы всё это кончилось, если бы нас застали за такого рода действиями. Но удивительным образом мы всё закончили и всё сложили, и в этот момент зашла эта группа туристов.

А когда мы вышли из церкви, увидели яркий луч солнца, который упал прямо сквозь тучи на храм. Тогда владыка сказал: «Это первая Литургия после закрытия обители, и я верю, что в монастыре возродится монашеская жизнь». Так оно всё и случилось…

Это стало предзнаменованием грядущего возрождения Валаамской обители, которое последовало ровно через 20 лет – в 1989 году.
Картина Юрия Бондаренко
Картина Юрия Бондаренко


Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481846

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 04:28
Ветер
2.2 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.8 мм
Давление
764.5 мм рт. ст.
Влажность
96%