«Из камней сих созижду детей Авраама».

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност отметил, что не правы те, кто ропщут на сегодняшнее положение, забывая о том, что лишь четверть века назад все было совсем по-другому, те, кто не видит, какие происходят изменения в Русской Православной Церкви.
16.08.2016 Трудами братии монастыря  13 414
Беседа с владыкой Феогностом - председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.


В последние дни июля сего года на остров Валаам прибыл архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Совместно с игуменом Валаамской обители епископом Троицким Панкратием он провел собеседование с насельниками монастыря – кандидатами на хиротонию, на иноческий и монашеский постриг и на принятие в монастырь.

Священноархимандритом ставропигиальных монастырей, как известно, является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и согласно его благословению все решения об изменении статуса насельников в ставропигиальных монастырях принимаются только по итогам собеседования с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом.

Справочно:

В 1990 году решением Синода РПЦ была образована Синодальная комиссия по делам монастырей. Комиссия была учреждена для оказания помощи возрождающимся монастырям в устроении монашеской жизни согласно каноническим положениям Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 года Синодальная комиссия была преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству, и, по благословению Патриарха, председателем отдела назначен наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

При отделе была образована коллегия в составе членов Синодальной комиссии по делам монастырей, все члены которой сами являются игуменами и игуменьями монастырей и знают монастырскую жизнь изнутри. Члены коллеги регулярно встречаются, делятся своими размышлениями, основанными на святоотеческом учении и собственном опыте, как положительном, так и отрицательном, с тем чтобы помочь друг другу избежать ошибок и получить пользу в деле устроения монастырской жизни. В своей практической деятельности коллегия наиболее тесно взаимодействует со ставропигиальными монастырями как наиболее крепкими в духовном плане.

** * **
В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел. Принимаемое решение о постриге необратимо изменяет и определяет всю дальнейшую жизнь человека, поэтому еще в 1909 году на монашеском съезде РПЦ была дана настоятельная рекомендация, не теряющая своей актуальности: "Еще до того, как будут принесены великие и невозвратные обещания пред Господом Богом, необходимо самым серьезным образом изучить правила и установления Православной Церкви и взгляды святых отцов на ответственность за оставление монашества, а игуменам и игуменьям не совершать постригов без предварительного собеседования с послушниками и послушницами на предмет сознательного понимания ими предстоящего важнейшего в жизни шага".

Перед отъездом председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в храме Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, на Игуменском кладбище в воспоминание святых мужей и жен, "в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия", а также рассказал о своих впечатлениях от поездки, которые стали поводом для раздумий о пути к вере.

- Каковы итоги собеседования с нашей братией?

– Итоги – у игумена, а мы только радуемся за него, за братию. Приходят новые воины Христовы, готовые трудиться, встать в ряды братские и быть достойными носителями традиции Валаамского иночества. Когда видишь, сколько людей идут к тому идеалу, который не на земле, но на Небе, тогда тебя переполняет чувство радости и гордости, что ты принадлежишь к Русской Православной Церкви.

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност отметил, что не правы те, кто ропщут на сегодняшнее положение, забывая о том, что лишь четверть века назад все было совсем по-другому, те, кто не видит, какие происходят изменения в Русской Православной Церкви.

Справочно:

В феврале 2016 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал цифры по монастырям России: в нашей Церкви 455 мужских монастыря и 471 женский монастырь; в странах дальнего зарубежья действуют 56 монастырей Московского Патриархата, включая монастыри Русской Зарубежной Церкви.

– Слава Богу, монастыри растут, – продолжает архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. – И это не человеческое – это Божие, это стадо Господне. Нужно благодарить Бога за просветление, прояснение сознания народного. За то, что мы вернулись к Церкви, и не просто вернулись, а вспомнили о своих традициях тысячелетних и начинаем жить этими традициями, тем самым соединяясь с нашими предками, которые столетиями жили так. Это великая тайна, великое чудо, милость Божия, что происходит воссоединение разорванного в жестоком ХХ веке. Как электросваркой, Господь сварил нас снова, и мы едины.

До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот более 6 лет я несу это послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше увеличивается количество искренних, явных и тайных рабов Божиих.

Впервые наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры побывал на Валааме в 1997 году, когда приснопамятный Патриарх Алексий II всецерковно прославил Валаамскую икону Божией Матери и посетил Валаамскую обитель с пастырским визитом.

Архиепископ Феогност вспоминает: «Именно Патриарх Алексий II помог мне открыть Валаам. Я видел его отношение к обители, но не понимал еще, что это такое, думал: «Он великий человек, что же он здесь нашел?» Живя в Лавре и ощущая благодать, исходящую от преподобного Сергия, конечно, была некая гордыня. После поездки с Патриархом на Валаам, а потом в других монастырях видел благодать Божию уже везде: и в Крестовоздвиженском, и в Ново-Иерусалимском, и в Сретенском, и на Валааме, и на Соловках... Везде благодать Божия, везде Господь, и везде есть те, кто Ему следуют и идут за Ним. Когда я оказался на Валааме, то увидел, что человеку здесь проще почувствовать величие Божие. Здесь оно открывается во всей полноте – величие Божие, мир Божий, тайна Божия, могущество Божие открывается. И благодарение Богу, и молитва рвется из нашего сердца, уже не понуждаемая ничем, а восхищенная этой благодатью – благодатью мира Божьего, творения Божия».

Нынешний приезд владыки Феогноста на Валаам совпал с днями проведения II Международного фестиваля православного пения «Просветитель». Пустынный и тихий зимой, сейчас остров был наполнен звуками, красками, разнообразием лиц. Для наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, традиционно принимающей многочисленных паломников и туристов, такое оживление внутри монастырских стен знакомо, а потому и отношение к проведению подобных проектов вполне определенное: «То, что монахи предоставили площадку для проведения фестиваля и то, что люди здесь приобщаются к церковной культуре, – ведь это же здорово. Слава Богу, люди приехали на Валаам, на святое место, объединились в молитве, увидели друг друга, продемонстрировали каждый свою культурную традицию. Этому надо радоваться, и фестиваль – дело благое. А монахи его благословили, порадовались за мирян…».

По словам владыки Феогноста, проведение такого многолюдного мероприятия – это, в некотором смысле, испытание для насельников обители, ведь главное для монаха – служба, послушание: «Братию никто не заставляет участвовать в фестивале, да монахам там особо и делать нечего. А остров большой, места всем хватит. Просто понимаешь, что мы живем в основном не сами с собой и не можем мирян заставить, чтоб они с нами жили монастырской жизнью, но пусть потихонечку приучаются, через внешнее к внутреннему придут, вот так, например, через фестивали».

Владыка Феогност знает не понаслышке о ценности просветительских проектов, поскольку сам является игуменом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно генеральным директором Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, однако монастырь и музей для него представляют единое целое, ведь современная жизнь диктует свои условия: «Поскольку я являюсь наместником Троице-Сергиевой Лавры, а также директором музея, то разделения нет. Монастырь и музей единое целое. Все в руках Божиих. Так все и управляется Его милостью».

Сегодня, когда после десятилетий запретов и гонений, храмы полнятся и на воскресную службу идут семьями, встает вопрос о том, чем живет это новое поколение, родившееся вне православной традиции, но пришедшее, по Промыслу Божиему, в Церковь. Размышляют об этом и клирики, и миряне.

Владыка Феогност в своей проповеди так определяет состояние наших современников, ищущих свою «дорогу к храму»: «Сегодня тысячи, миллионы людей обращаются к Богу и призывают Его имя, но исцеление получают очень немногие, те, кто уверовал настолько сильно, что эта вера хранима вне всяких внешних факторов, творя чудо. И еще о вере, о ее значении и силе. Господь говорит: «… Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Мы все называем себя верующими людьми. Но если нас кто-то спросит: «Вы веруете?» – мы улыбнемся: «Ну конечно веруем!» Но где же наша вера? Как честно ответил римский воин-сотник, когда его Господь спросил: «А ты веруешь?» – он ответил: «Господи, верую, помоги моему неверию!» В этом такая глубина и такая сила! Нет путей земных, которые могли бы нас привести к вере, к той вере, которая может передвигать горы.

В мире, в котором мы живем, вроде бы все одинаково. Но одни живут в вере, а другие только знают и учат о ней. Каждый из нас на пути к вере проходит много этапов и периодов жизненных. В начале, говорим о Боге и учим людей о Боге, а когда взрослеем и мужаем, тогда начинаем говорить с Богом о людях, начинаем молиться, и это тоже свидетельство о вере. Вся наша жизнь – в миру, в монастыре, в пустыни – это не что иное, как путь к вере, как испытание и преодоление нашей гордыни, нашего лжеименного разума. Нужно довериться Богу, поверить Ему и вступить в ту область, где уже не сам человек живет, но в нем живет Христос».

Открывшаяся в последние десятилетия возможность посетить ранее труднодоступные монашеские обители и неуклонно возрастающий интерес к Православию породил одну из проблем для монастырей, особо почитаемых и любимых в народе, таких как Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Оптина пустынь, Дивеево и других, – это обилие паломников и туристов. Насельники нередко ропщут: «Владыко, устали от многолюдья, закройте монастыри на замок, чтобы мы спокойно молились, устаем от потока людей». Проблема эта не понаслышке знакома архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, и вот какое отношение к ней у игумена Троице-Сергиевой лавры, одного из крупнейших монастырей России: «Мы живем в такое время, когда монастыри и храмы находятся при дорогах, на распутьях. И шум, и гам, и крики города врываются в храмы и обители. Главное, помнить слова Христа Спасителя: «Заповедь новую даю Вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Когда мы закрываемся сами в себе, кроме прелести эгоцентризма нас ничего не ожидает. Были избранники Божии: Исаак Сирин, Антоний Великий, Серафим Саровский, – но и те потом были направляемы благодатью Божией, Матерью Божией к людям. Мы получаем благодать для того, чтобы отдать ее людям. Когда мы получаем ее только для себя, мы – эгоисты, а эгоизм – это дело дьявольское.

Стяжать благодать и отдать ее людям – для этого мы живем в монастырях. И образец для нас – преподобный Сергий Радонежский, стяжавший благодать, чтобы отдавать ее людям. Нужно всегда отдавать: только то, что мы отдаем, – наше, а все остальное – чужое. Для этого мы и живем. Потому и не правилен тот человек, который не стяжал благодать, а пытается отдавать – ему отдавать нечего, но не прав и тот, кто стяжал, а не хочет отдавать, значит, нужна середина – это когда мы получаем и отдаем».

На прощание владыка Феогност пожелал братии Валаамского монастыря быть и оставаться хранителями традиции, потому что в ней великая сила и великое смирение: «Не забегать вперед, а жить, как жили сто лет, и двести, и триста, и четыреста лет назад, и спасались. Вот в этом и залог нашего пути, того, что мы на пути Божием. Валаам, где на скалах растут сосны и сквозь невозможное пробиваются травы. Точно так же и мы сегодня живем – с окаменелыми сердцами, но благодать Божия все равно касается нас, пробивает нас и исторгает из этих камней «сынов Авраама», как Господь сказал в Обетовании: «Из камней сих созижду детей Авраама».



Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 467987

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 14:52
Ветер
4.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
761.4 мм рт. ст.
Влажность
75%