Конечно, нас может обескуражить то несоответствие двух праздников, которые соседствуют друг с другом – Всех святых России, на иконе в честь которого мы видим бесчисленное множество святых, принадлежащих к различным классам общества – плод тысячелетней святости и церковной жизни людей, посвятивших себя благовестию Христову. Действительно, каждая страна Старого Света, исторически исповедовавшая Православие – Сербия, Греция, Румыния, Болгария, Грузия – может похвастаться таким множеством святых, а так же своей национальной идентичностью, неотделимой от Православия.
Но несмотря на то, что Православие не проникло в национальную самобытность Америки, и, с точки зрения историка, его влияние на страну незаметно, нам не следует думать, что нам нечего праздновать и не за что возносить благодарения. Пусть святых нашей земли сравнительно немного, но они, несомненно, являются выдающимися святыми двух последних веков – преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин), святитель Иоанн (Максимович), святитель Николай Сербский. Большинство наших святых были миссионерами, епископами или приходскими священниками, которые какое-то время служили Церкви на нашей земле, организовывали приходы, закладывали основы церковной жизни там, где её никогда не существовало. Это были люди, которые отправлялись в неведомую страну с собственными обычаями и непонятным языком, чтобы нести огонь древней веры в Новый Свет. Мы должны помнить жертвенные труды этих людей и неустанно благодарить за них Бога.
Такое миссионерское рвение привело к тому, что монахи-первопроходцы с Валаама пришли в Аляску, а священномученик Ювеналий впоследствии принял мученическую кончину за проповедь Евангелия. Их труды не остались напрасны. Тысячи коренных жителей Аляски приняли святое Крещение, и их православных потомков можно встретить до сих пор. Позже в 19 веке труды праведного Алексия Товта привели тысячи эмигрантов-униатов в их исконную веру. Священномученик Иоанн Кочуров практически в одиночку создал православную общину в Чикаго, а отец Рафаил (Хававини) сделал это в Нью-Йорке. Преподобный Севастиан Джексонский точно так же трудился над созданием сербской общины под руководством русского епископа. Святитель Тихон, который впоследствии стал российским Патриархом, помог консолидировать и организовать Американскую Церковь и посадил первые семена монашества. Позже, после суматохи, вызванной русской революцией, святитель Иоанн (Максимович) приложил невероятные усилия, помогая русской эмигрантской общине в Китае. А позже, уже закончив своё епископское служение, владыка Иоанн даровал миру многих духовных чад – отец Серафим Роуз самый известный из них.
Почти все мы – обращённые в Православие американцы – стоим на плечах этих людей. Без их усилий и усердия не было бы в наших городах местного прихода. Без них, даже если бы этого хотели, мы не смогли бы присоединиться к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Иисуса Христа. Только от одного этого мы должны испытывать особую радость и дорожить привязанностью к этим людям, которые украсили нашу землю.
Но есть и другая история североамериканских святых, которая заслуживает нашего внимания. Почти половина официально канонизированных американских святых были мучениками. Первые два из них – святой Ювеналий и святой Пётр алеут – упокоились в нашей земле, а остальные, прибывшие в Америку в составе миссий, возвращались в родные страны Старого Света и впоследствии встретились с варварской тоталитарной машиной – либо в Советской России, либо в нацистской Германии. Самые известные из них – святитель Тихон (Белавин), священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий. Менее известные – святые Анатолий Ирткутский , Серафим Угличский и Феофан (Беатович), погибшие от рук коммунистов, и святые Боголюб Гакович и Матей Штячич, убитые нацистами. Их мученическая кончина показывает нам ужасные последствия, которые возникают, когда радикальные идеологии захватывают бразды правления в странах. Их жертвы являются для нас настоящим источником вдохновения и отрезвляющим предупреждением.
В своей предыдущей проповеди я упоминал предсказание некоего святого человека: «То, что началось в России, закончится в Америке». Оказывается, эти слова принадлежат не отцу Серафиму (Роузу), а старцу Игнатию Харбинскому. Он произнёс их в 30-е годы прошлого века, и, насколько мне известно, контекст и объяснение этих слов неизвестны. Но их исполнение кажется весьма правдоподобным на фоне неопределённости, возникшей в нашей стране после убийства Джорджа Флойда.
Конечно, мы, как православные христиане, не надеемся на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения; знаем, что у нас нет постоянного града на земле. Но если мы знакомы с историей Церкви прошлого столетия, то хорошо знаем, что происходит, когда нация, движимая идеологическим пылом, начинает отвергать собственное прошлое. Обман такой идеологии – коммунизма тогда и критической расы теперь – в том, что они содержат лишь элементы правды. В то время, как со всех сторон говорят, что жизни чёрных важны, нам следует помнить, почему любая жизнь важна – чёрная, коричневая или белая – она создана по образу и подобию Божию и искуплена кровью Иисуса Христа. Как только мы теряем из виду эту истину, остаётся мало сдерживающих факторов, почему бы одному человеку не считать другого просто расходным материалом. Вся кровь, пролитая в мире – от крови Авеля до тех потоков, что текли в XX веке, текла только по одной причине – целые народы и государства забывали Божественную истину о том, что каждый человек – создание Бога, а потому все мы связаны, и эта идентичность превосходит любую другую – расовую, социальную или политическую.
Поэтому только Православие может спасти Америку, несмотря на то, что исторически его влияние на страну почти незаметно. Только Православие может спасти Америку от разлома, трещина от которого становится больше с каждым днём. Только в Церкви Христовой полон наш союз с Богом и, следовательно, друг с другом. Реальна ли эта надежда? Ответ, в конечном итоге, находится только в руках Божиих, но у нас есть святой долг светить окружающему миру. Ибо если мы не сияем светом Христовым, то кому это делать? Если мы не осоляем этот мир благодатью Христа, то кто будет это делать за нас?
Для тех, кто живёт в миру, эта задача может показаться очевидной. Но для нас – монахов, живущих в монастыре, это ещё более актуально и важно. Монашеская молитва о мире незримо поддерживает его. Мы должны следовать за Христом, принимая на себя грехи мира – наши собственные грехи, грехи наших братьев, наших предков – принимать их близко к сердцу, брать на себя ответственность за них и приносить за них покаяние. Это наша миссионерская задача, и в этом мы следуем по стопам святого Германа – монаха-миссионера, пришедшего на нашу землю. Через молитву и покаяние мы можем пролить свет Божественной благодати на разрушенный мир. Давайте делать это, уповая на молитвенную поддержку святых, живших на нашей земле, прося их ходатайствовать от имени нас самих и всех американцев. Аминь.
По материалам VK-сообщества Записная книжка христианина
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 478580