Проповедь иеромонаха Никона на Богоявление

О ветхозаветных свидетельствах Боговоплощения и о исполнении их в праздниках Рождества и Крещения.
19.01.2025 иером. Никон (Оганов)  179
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник, отцы, братия и сёстры, именуется Святым Богоявлением. Богоявление (или по-гречески теофания), в частности, означает явление Бога неким зримым или ощущаемым образом. Например, Бог явил Себя Моисею в горящем кустарнике, евреям при исходе из Египта в виде огненного столба, неоднократно в Священном Писании упоминается о гласе Божием с Небес. В Крещении Господнем людям открылся Триипостастный Бог через голос Отца, через зрение крещаемого Сына, и схождении Духа Божия в виде голубя, о чём свидетельствовал Пророк и Предтеча Иоанн. Это событие есть первое откровение в истории человечества Бога в трёх Ипостасях Отца, Сына и Святаго Духа. Но главное явление Бога людям есть Его воплощение явление Бога во плоти, Рождение Сына Божия. Не случайно праздник Рождества Христова праздновался в древней Церкви вместе с праздником Крещения Господня.

Рождество Господа, как Богоявление, прошло практически незаметно для мира. Знали о чудесном Младенце немногие: мать, обручник Иосиф, волхвы и пастыри которым явились Ангелы. Конечно, они не воспринимали Рождённого, как воплощённого Бога, но догадывались о Нем, как о обещанном Помазаннике Божием, Христе, долгожданном Машиахе. Пресвятая Богородица хранила в своём сердце обращённые к ней слова Архангела Гавриила: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.» (Лк 1:31-33) и что: « Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.» (Лк 1:35). Помнила о словах, которые сообщили Ей Вифлеемские пастухи: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк.2:11), да и слова Праведного Симеона Богоприимца, назвавшего Младенца Владыкой: « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром...» (Лк 2:29). Она хранила, исполненные Святаго Духа, слова своей родственницы Праведной Елизаветы:« И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? » (Лк 1:43). Хранила слова своего Сына-отрока, когда она искала по всему Иерусалиму, сказавшего Ей: « зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов... И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём» (Лк 2:49-51). Но уже в начале общественного служения Пророк и Предтеча Христов Иоанн свидетельствует об Иисусе, как об Агнце и Сыне Божием (Ин. 1:34), Который будет крестить людей Духом Святым. И люди слышат подтверждение в голосе с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.»

Такие выражения, как Сын Божий, Господь, Владыко, Сын Всевышнего, Царству Его не будет конца в этом контексте однозначно указывают на божественную природу Мессии. Хотя иудеи знали о божественном достоинстве Мессии, об этом есть свидетельства в еврейских книгах, и в псалмах Давида употребляются обороты, указывающие на сыновство Мессии Богу, основная цель которых показать божество Мессии: « Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею: возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псалмопевец прямо называет Помазанника Богом:и« помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс 44:7,8). В великом повечерии праздников Богоявления и Рождества Христова церковный хор поёт слова Пророка Исаии, который говорит о Мессии:« Ибо младенец родился нам. Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6). Выражения Бог крепкий, Отец вечности говорят сами за себя. А ещё, есть некоторые слова, которые используются только по отношению к Богу, одно из них слово Чудный (pele), которое на иврите предназначено исключительно для нечто божественного. Перечисление пророком божественных свойств отрока пророк Исаия уточняет и восполняет древнюю, восходящую ко временам Давида, традицию наименования Мессии Сыном Божиим.

В воплощении Сына Божия, второй Ипостаси Святой Троицы, Божественная природа Его открывается людям не сразу, а постепенно. Сначала родным и близким, которые тоже не всегда понимали Его, не верили в Него, как в Мессию: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Христос постепенно подводил своих последователей к мысли о том, что мессианское выражение «Сын Божий» означает не просто Мессию-человека, но и Бога! Христос готовит их Своим учением и чудесами. Перед самым крестным подвигом отвечая Своему ученику апостолу Филиппу на просьбу: « Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин.14:8-11). А наивысшим делом было Его воскресение из мёртвых, возможное только Богу. Засвидетельствовав это событие, апостол Фома воскликнул: «Господь мой, и Бог мой!» (Ин 20:28).

Братия и сёстры, Господь даровал Своим последователям новый путь жизни, непохожий ни на какой другой в этом мире. Он Сам действует в своих последователях. Он учит нас, что без Него все наши усилия напрасны. Без Бога, мы не станем богами. Внемлем же слову Предтечи: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3), примем в сердце слова Господа Иисуса Христа, Сына Божия: «веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1). Аминь!


Использованная литература – материалы сайтов:

https://azbyka.ru;

http://www.hristadelfiane.org/;

http://texts.aquaviva.ru/;

https://cis.jewsforjesus.org/;


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 490362

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-6°
сегодня в 19:51
Ветер
2.2 м/с, CCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
770.7 мм рт. ст.
Влажность
60%