Проповедь в праздник преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Мы стоим сейчас на Валаамском Фаворе, словно парим над простором древней Ладоги; Валаам, как мощный корабль, рассекает ее неустанные волны; преподобные отцы Сергий и Герман – наши верные кормчии
24.09.2016 Трудами братии монастыря  12 196
Сегодня мы совершаем память святых основателей и покровителей Валаамской обители – преподобных Сергия и Германа. Осенняя память, как мы привыкли говорить. Осень – время итогов, время плодов. Осень – это зрелость года. Есть еще осень жизни, когда приходит пора давать ответ: что ты сделал, человек, для себя и своего спасения, для Бога, для людей.
«Не для того ли мне поздняя зрелость,
Чтобы, схватившись за сердце, оплакать
Каждого слова сентябрьскую спелость:
Яблока – тяжесть, шиповника – мякоть», –
писал замечательный поэт Арсений Тарковский. И его слова невольно вспомнились при виде наших яблонь, обремененных нынче особой тяжестью плодов. Господи! И дерево не жалеет себя, готово ломать свои ветви, щедро давая ответ на Твой свет и тепло!

Уходит в прошлое очередной паломнический сезон, и мы благодарим всех, кто потрудился и еще трудится, выполняя послушания, встречая гостей и паломников; кто совершал службы и кто молился – всех, кто, отдавая себя, послужил делу спасения – как своего собственного, так и тех, кто стремился на святой остров для духовной пользы, порой с проблемами, вопросами, с горем и слезами, и, слава Богу, не уезжали без утешения.

Основатели обители, преподобные Сергий и Герман

Благодать наших преподобных особая. Здесь не часто встретишь рычание и крики бесноватых, хотя и такое случается. Благодать Валаама другая – не резкая, тревожащая одержимых, но мягкая и глубокая, затрагивающая глубины памяти, возрождающая покаянное видение себя и своей греховной жизни.

Мы – свидетели того, как по молитвам преподобных Сергия и Германа и всех просиявших здесь, на Валааме, святых, и, конечно, предстательством нашей Святой Игуменьи, явленной в образе Валаамской иконы, совершается самое дивное чудо – чудо преображения человека. Многие исповедуют грехи забытые или долго скрываемые ложным стыдом. Не редкость, когда человек исповедуется не единожды, и новая глубина покаяния открывается на наших глазах как озарение внутреннего видения. Еще вчера исповедь была одна, достаточно поверхностная, с перекладыванием вины на других, скорее жалоба, чем покаяние. И совсем другой человек предстает на другой день: сокрушение, слезы, самоосуждение, понимание того, что сам стал виновником разрушения собственной жизни и своего счастья…

Покаяние – основа, фундамент жизни. Без искреннего покаяния невозможно христианину не только спастись, но достойно жить в монастыре, в общине, на приходе, в семье, на работе, везде, где есть общение с ближними. Ибо недоработки в покаянии тут же, как в зеркале, отражаются в наших взаимоотношениях раздорами, неприязнью, обидами, раздражением, гневом, клеветой, осуждением, завистью, ненавистью. Чаще всего каются в этом потом, но покаяние должно работать на фазе «сейчас», а не только на фазе «потом». «Потом» будет поздно исправить то, что катастрофически разрушается «сейчас». Запоздалое покаяние тоже спасительно, врачует душу, но многие обломки жизни, отношений составить и оживить уже невозможно. Все дело в нашем непоколебимом эгоизме, в недостатке самоукорения, самоосуждения, в нежелании исполнить священный лозунг отцов: «Внимай себе!».

Одним из характерных искушений для паломников, трудников и волонтеров на острове, где грубые страсти и грехи недопустимы самим положением на святом месте, становится эйфорийное пустословие. А где пустословие, там подкрадывается и осуждение. Такое ощущение, что враг решил на языках наших отыграться за все свои утеснения. Пребывание в монастыре – дело не развлекательное, а молитвенное. Многим еще предстоит поучиться сердечному вниманию, внутренней собранности.

В покаянии есть два важных импульса, два движения: нисходящее и восходящее. Первое – это некий спуск внутрь себя. Он не может быть кратким, мимолетным; здесь нужно время, чтобы побыть наедине с самим собой. Природа Валаама, ее суровая и аскетичная красота, способствует внутреннему созерцанию, просветленному раздумью. Поэтому полезно совершать пешие путешествия в одиночестве. Второе движение – это уже безжалостная исповедь. Второе невозможно без первого и является само собой, как естественный результат добросовестного самопознания.

Обратите внимание, как дух времени, его динамика, все обстоятельства современной жизни, особенно информационно-технические возможности – все направлено на то, чтобы выдернуть нас наружу, вовне, лишить желания и сил быть наедине с самим собой, заняться самоанализом. Но именно здесь, в самопознании, ключ к неосуждению и всепрощению.

Когда ты увидел всю свою внутреннюю бездну ужаса и безобразия, и оплакал себя, как некоего мертвеца смердящего, то каждый человек ожил в твоих глазах и засиял в образе божественной красоты. Чем более ты умирал – тем более оживало все вокруг, сияло, ликовало, радовало. Кто осудил себя, уже не осудил ближнего. Кто увидел себя – тот получил видение лица ближнего своего. А кто ВИДЕЛ лицо ближнего своего – тот видел Лик Бога своего!
Вот монашеский гроб. Монашеское умирание, которое и есть жизнь. Ты умер для страстей, чтобы ожить для любви. Ты умер для себя, чтобы жить для людей. Но и миряне должны заиметь подобный «гроб», пусть не такой большой, как у монахов, во весь рост. Нет, маленький гробик, чтобы положить туда, например, свое мертворожденное дитя – осуждение.

Как бороться с этой самой распространенной заразой? (Это часто спрашивают). Все на самом деле просто, как и все в искренней простой духовной жизни. Пришло осуждение – значит, ты не осудил себя. Ищи скорее повод к самоосуждению с сокрушением сердца. На помысел осуждения ответь помыслом самоукорения с молитвой: краткой, простой, но горячей, бьющей острием внутрь. Как острый ледоруб, сокрушенная молитва будет дробить ледяную глыбу твоей гордости, как огонь растопит ее мерзлоту.

Наши преподобные отцы на практике знали, что все источники жизни, любви, благодати, радости внутри нас, по слову Господа: «Царство Божие внутри вас есть». Но чтобы эти источники ожили, открылись, святые отцы старались исполнить заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Чтобы увидеть Бога, познать любовь Божию, нам нужно создать зеркало. Это особая гладь наших внутренних вод. Но пока она смущена бурей страстей и взволнована грехами или покрыта мелкой непроглядной рябью суеты и «мелких» прегрешений, Богу не отразиться в нас. Хотя Он неустанно, с неведомой нам любовью и чуткостью, всматривается в наше сердце, ждет нашего умиротворения.

Мы стоим сейчас на Валаамском Фаворе, словно парим над простором древней Ладоги; Валаам, как мощный корабль, рассекает ее неустанные волны; преподобные отцы Сергий и Герман – наши верные кормчии. Ладога имеет свой гордый нрав! Мы знаем, какие на ней бывают шторма, хитрые волны… Но бывает и такое: в конце весны наше озеро – как зеркало, в нем отражается небо. И ты плывешь по густой маслянистой воде, как по небу… И, кажется, этот блаженный покой навсегда, ничто не сможет нарушить его!

Преподобные и Богоносные отцы наши Сергий и Герман и все святые Валаамские, молите Бога о нас! Аминь.

Валаам
Праздник прп. Сергия и Германа Валаамских
24.09.2016

Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

Фото

Элемент не найден!

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414151

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-1°
сегодня в 14:10
Ветер
4.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
753.8 мм рт. ст.
Влажность
79%