На Приозерском подворье нашего монастыря есть замечательный храм в честь Всех Святых, построенный в конце 19 века как кладбищенская городская церковь. Сложен он из кирпичей Валаамского производства – попадаются на некоторых из них соответствующие печати. Добрый делала кирпич наша братия: крепкий, плотный, долговечный – с нынешним не сравнить. Из такого же кирпича построены, например, Воскресенский скит, храм Преподобных в Подвиге Просиявших на Игуменском кладбище. Храм Всех Святых в Приозерске вписывается в этот ряд Валаамских сооружений однотипностью открытой кирпичной кладки, хотя Валаамскому монастырю он раньше не принадлежал и отошёл к нашей обители только в 1991 году. Венчал храм Всех Святых изначально тяжёлый чугунный крест оригинальной формы, он и сейчас стоит за алтарём: крест-воин. Он ещё долго осенял городок, пока храм в советское время использовался не по назначению: то один склад, то другой. Позже церковь и вовсе была брошена на разорение, как и старинное кладбище вокруг. Но крест держался. До войны здесь была финская территория, а после войны кресты на церквях уже так не ломали, как в первые революционные годы. Но крест был слишком тяжёл, и где-то в конце 70-х ему суждено было упасть самому. Подпорки в маленькой деревянной маковке подгнили, расшатались и крест медленно, как бы нехотя, стал валиться на южную сторону, перевернулся через голову и вошёл в землю почти вертикально, слегка надломившись, обнажив на ране-изломе свежие зёрна чугунины. Мы бы не узнали об этом, не будь свидетеля. И он был, один-единственный, мальчишка Петька лет восьми, который пришёл полазить по заброшенному кладбищу. Услышав треск, он поднял голову и увидел, как крест медленно летит к земле, словно в замедленной съёмке. (Так он сам рассказывал много лет спустя, когда воцерковился и стал прихожанином восстановленного храма). Замерев ненадолго, Петька опомнился и драпанул со всех ног смотреть, что там с крестом. То, что он увидел, конечно, не могло быть им, советским мальчишкой, осознано, но запомнилось на всю жизнь, глубоко врезалось в память, как некий образ, которому суждено было действовать и раскрываться. Под основанием креста билась двумя кольцами рассечённая пополам змея!..
«Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва» – так прославляет Церковь святой Крест в светильне канона. Крест Христов – орудие победы Богочеловека над злом и безумием; инструмент позорной и мучительной казни, перевоплощённый неизреченным замыслом Бога в знамение спасения, в центральный символ христианства; ужас демонов и защита верующих, воздвигается, высится над вселенной. Двухтысячелетняя история христианского мира развивается под знамением Креста. Каждая человеческая жизнь, так или иначе, осознанно или слепо, причастна Ему. Крест объединяет и разделяет, Крест обнажает совесть. Перед Крестом Господним никто не устоит в неведении, Он раскрывает всё.
Кто-то, как Богородица, мироносицы, любящий и любимый апостол Иоанн, проявляют мужество любви и верности и плачут у Креста; кто-то, как римские воины исполняют свой бесчувственный долг (но и среди них находится один, который возрождается смертью Спасителя); иные, как всегда, просто глазеют; другие до сих пор поносят и требуют последнего чуда: «сойди со Креста и мы поверим»; чуть поодаль, как бы в тени, те, кто прекрасно понимают, что убивают Бога воплощённого, Вышнего соперника, и утверждаются в сатанинской власти; в претории усталый и пресыщенный жизнью Пилат символизирует собой всех «умывающих руки»; многие, кто был когда-то близок Богу, малодушно скрываются, как апостолы в тот момент; предатель всегда лезет в петлю. Вдруг неожиданно находятся верные последователи из тех, кого не ждали, и проявляют удивительное мужество как Иосиф Аримафейский и Никодим. Всё переменяет Крест: первые становятся последними, последние – первыми. Не переменяется только истинная любовь и верность.
Для многих из нас Крест стал сверкающим символом, но нельзя забывать, ЧТО стоит за знамением Креста: страдание и смерть Сына Божиего, Его невыносимое: «Элои! Элои! Ламма савахфани?» («Боже Мой! Боже Мой! Для чего ты Меня оставил?»). Боль разрывает сердце от этих слов, ибо Христос ВСЁ взял на Себя, все наши грехи и немощи, и даже испытал богооставленность в минуты невыносимой муки, когда Его страдающее человеческое существо затмило болью Его божество.
Когда нам трудно, не в минуты жуткой боли, нет, всего лишь в минуты затмения души, вызванные непреодолимой гордостью, нежеланием бороться мужественно до конца – вспомним эти слова Господа на Кресте. Всмотримся в страдание мира. Неужели нам не станет стыдно, неужели наши проблемы не померкнут пред Крестом Богочеловека? Его скорбный крик «Ламма савахфани» должен уврачевать нашу ослепшую душу, которая сама не захотела быть с Господом, перестала искать Его.
До сих пор Крест, по слову апостола Павла, кому – безумие, как эллинам, кому – соблазн, как иудеям. Эллинов ещё можно было понять, ибо они видели в крестах только орудие казни. Иудеев – пожалеть, как пленников собственного менталитета, ибо распятый Мессия не входил в их сугубо практичные планы строительства царства Божьего на земле. Но как понять современных западных «христиан», которые уподобились и эллинам, и иудеям одновременно, ибо Крест для них стал и безумием, и соблазном. Они безумно прячут Крест, который был их спасением 2000 лет, дабы не соблазнить тех, кто к ним пришёл не лёгким гостем и Крест не почитает. Вместе с Крестом отвергается Тот, кто на нём был распят. Гадаринскому западу Христос внушает страх, их «свиное стадо» – призрачный сытый покой им милее и важнее трудных заповедей Спасителя, Его божественной правды. Они вежливо просят Господа удалиться. Можно убрать кресты из общественных мест, но воздвигнутый Крест Господень незыблемо стоит над миром и обличает его.
Крестов много, разные есть кресты. Есть крест заповедей Божиих. Вертикаль – любовь к Богу, горизонталь – любовь к ближнему: получается крест. Есть маленький нательный крестик, который может стать Крестом, каким он стал для Жени Родионова, простого нашего солдата. Кто-то не носит креста: забыл, потерял («всегда теряю»), забывая о том, что это – исповедание веры. А Евгений, когда ему было предложено в плену снять крест и сохранить жизнь – отказался, потому что понял, что за этим маленьким крестиком стоит, оказывается, очень многое: честь, достоинство, Родина, мать и отец, отчий дом, вера. Его отрезанную голову мать с великими скорбями отыскала и везла в Россию в обычной плацкарте. Позже нашла и тело, с крестом: радикалы-убийцы не посмели тронуть крест, даже им бывают понятны такие простые, но важные вещи, как мужество и вера.
Можно отказаться от креста, но взамен получишь другой, который всегда более тяжёлый. Не потерпела, не вымолила жена пьющего мужа, ушла в развод. Взамен получила разболтанных детей и одиночество. Один послушник рассказывал, как менял монастырь за монастырём, место за местом. Всюду казалось невыносимо, искал лучшего, но с каждым новым местом всё было хуже и хуже. Наконец остановился на последнем, здесь было хуже всего. Но сказал себе: хватит, буду терпеть до конца… Стало легче.
Крест вразумляет и зовёт. Пришла одна пожилая женщина в храм. Нашла священника, спрашивает: «Что делать? Видела я крест, это мне к смерти, наверное?» Оказывается, работала на своём земельном участке, всё что-то копала, копала, вдруг, смотрит: на воздухе огненный крест перед ней. Вроде и дальше по инерции копать собралась, но, Боже! – «Крест предо мной!» Священник говорит: «Почему же к смерти? Крест – это жизнь, а не смерть. Ты когда копала, какой день был? Воскресение? А ты по воскресеньям в храм идёшь помолиться?». Куда там! Ей же надо родню встречать, внуков кормить, а для этого нужно копать и копать. Так и не послушалась батюшку, всё копает не в ту сторону, и впрямь роет себе могилу…
Много крестов на земле. Сам мир – это крест. Каждый человек – крест. Всё, что делается с жертвой и самоотдачей – крест. Но сегодня мы мысленно возносимся к Великому Воздвижению спасительного Креста Самого Господа Иисуса, поднимаемого в Иерусалиме руками архиереев. Распростёр Христос руки на Кресте и собрал всех нас, и обнял, и привлёк к Себе, и зовёт: «Придите ко Мне, все усталые, замученные, заблудшие. Я – ваш покой, ваша радость, ваша любовь, счастье ваше. Отдавайте себя, и себя обретёте!».
Был брошен Крест Христов, но был обретён и прославился. Воздвиг его Сам Господь, мы же только литургически это повторяем, воспроизводим. Крест с храма может упасть от бесчувственного забвения, может быть и сброшен руками безумных, но, даже падая, он рассекает под собой змею. Аминь.
Валаам.
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
27.09.2016
Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491071