Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

В период Своей земной жизни Господь хотел сделать мир лучше, но человеку не понравилось каким способом Христос его захотел изменить, и он распял Его. Если представить, что Господь и сейчас, придя во плоти, захотел бы изменить мир, скорее всего, финал был бы снова таким же
02.10.2016 иеромонах Игнатий (Смирнов)  7 834
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии прозвучали следующие слова Спасителя: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8:34-9:1). Через шесть дней Христос с тремя своими ближайшими учениками поднимется на гору Фавор, чтобы преобразиться перед ними и показать свое Божественное естество. Это событие произошло перед его страданиями, перед позорной, по тем временам, смертью на Кресте. Своим славным Преображением Он старается укрепить веру своих учеников в истинное пришествие во плоти Бога, Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. Одновременно с этим Христос открывает человеку возможность созерцания Его Божества, возможность вкушения и приобщения неземному наслаждению Царством Божьим еще здесь, в земной жизни, до исхода человека из этого мира. Позже, в Гефсиманском саду, Христос опять напомнит апостолу Петру о своем всемогуществе и о домостроительстве спасения человека, которое, по воле Божией, должно осуществиться через Его страдания, смерть и Воскресение: «возврати меч твой в его место, – говорит Господь, – ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:52-55).

В течение всего времени, проведенного с учениками, Спаситель еще не раз укреплял веру будущих апостолов, которая была слаба перед лицом предстоящих для Него унижений и поруганий, пред лицом Его Крестной смерти. Как трудно человеку сохранить веру во всемогущего Бога, Который отдает себя на поругания и унижения. Спаситель знал это. Он знал немощь человеческой души, воспитанной в Ветхом Завете, привыкшей верить и уважать силу и могущество, души далеко отстоящей от вкуса познания Божественного смирения и любви. Мало кто из нас может сказать, что он познал Божественное смирение и знает каково оно, потому что это познание остается вышеестественным для человеческой природы и является Божиим даром и откровением человеку. Отпавший в своей душе от Бога человек, потерявший опыт общения с живым Личностным Богом, соблазняется откровением о Божественной природе, он теряет веру в такого Бога, так как не может примирить в своем сознании две составляющие: Божественное всемогущество и силу, и, одновременно, Божественное смирение и истощание, перед гордостью и злобой человека, его творением. Порой человек также не может примирить в своем горделивом сознании Божественную любовь и тот ужас греха и насилия, который окружает нас сегодня. Люди порой говорят: «если Бог есть, и, если Он есть любовь, почему же Он не сделает мир лучше, безопасней?». В этих словах продолжает звучать тот же упрек, что и в словах иудеев, видевших и знавших о многочисленных чудесах Спасителя, а теперь издевательски требовавших от Него, умирающего на Кресте, знамения, подтверждающие Его Божественную силу: «других спасал, – говорили они, – а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» (Мф. 27:42,43). В своей злобе и гордости, самый просвещенный от Бога народ на земле, на тот момент, с легкостью, не только проклинал себя перед Богом, но даже своих невинных детей: «весь народ сказал (Пилату): кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Где же в этих словах видна ответственность Бога за все то зло, которое происходит на земле с человеком, наделенным от Бога разумом и свободой воли?

Уже после славного Воскресения Спасителя, после сошествия Святого Духа на апостолов, в своем Евангелии, Иоанн Богослов напишет следующие слова Спасителя, сказанные в беседе Никодиму: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). В каноне «Плач Пресвятой Богородицы» есть такие слова: «Вижу удивительную и преславную тайну, – вопияла Дева к Сыну и Господу: – как полагают в простой гроб Тебя, вызывавшего словом, мертвых из гробов?.. О, как сокрылась от тебя бездна милосердия? – сказал Господь тайно Матери. – Ибо, желая спасти Мое творение, Я благоволил умереть; но Я воскресну...».

В период Своей земной жизни Господь хотел сделать мир лучше, но человеку не понравилось каким способом Христос его захотел изменить, и он распял Его. Если представить, что Господь и сейчас, придя во плоти, захотел бы изменить мир, скорее всего, финал был бы снова таким же. Если мы постоянно распинаем Бога в себе своими грехами, то мы со временем распнем Его и в реальной жизни. Возможно, не своими руками, а чужими, как это и сделали иудеи, богоизбранный народ. Мы Его распнем или своим равнодушием, или своим неверием, или неведением, что это, оказывается, был именно Бог, которого сейчас при нас распяли, а никто либо еще, нарушавший наш привычный образ жизни. А затем мы, по привычке, снова оправдаем себя, подобно тому, как мы привыкаем каяться и одновременно оправдываться в своих греховных пороках.

Воздвижение Честного Креста на Валааме

Несмотря на то, что мы крещены во Христа, для многих из нас Христос остается чужаком. Нет, мы, конечно же, знаем Христа, знаем примерно, как Он выглядит. Но в Духе не каждый из нас Его познал. Такой человек, безусловно, может описать Его внешность, рассказать о Нем много интересного, исторического, но описать Его Божественные качества, Его характер, ощутить Его в полноте духовного соединения с Ним, чтобы также вместе с апостолом рассуждать об этом, такой человек не в силах. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, – говорит апостол Павел, – кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия…Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор. 2:11,16).

Мы с легкостью можем обсуждать друг друга, с большим интересом копаться в чужих или собственных страстях, но мы, почти не говорим о Христе. Наверное, потому, что мы, на самом деле, не знаем Его. В Евангелии сказано о человеке, что «от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Зато мы охотно советуем другим, какими они должны быть, как будто в нас самих настолько отпечатался образ Христа, Которому каждый из нас должен подражать, что нам уже не терпится поделиться этим опытом с другими.

Вопрос: почему все так происходит у нас? В чем причина этого порочного круга, в котором пребывает человечество? После Ноева потопа Господь сказал следующие слова: «и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его» (Быт. 8:21). По выбору, сделанному первым человеком, зло от дьявола вошло в некогда чистую человеческую природу, созданную по образу Божьему, как духовная болезнь, изменяющая человеческое сознание, его чувства, поведенческие реакции, если говорить на языке психологии. Зло вошло в центр человеческой личности, в его сердце, и скрыло от человека естественное видение в себе Бога. Зло стало в человеке некой умной, мысленной силой, как пишет об этом прп. Макарий Великий, управляющей им, обучающей его всякому злу и беззаконию. Эту страшную видимую духовную атмосферу в мире, всеобщую человеческую зараженность злом, описал в своих посланиях апостол Павел: «как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:10-18). Человечество заражено грехом, оно пребывает в духовной болезни, которая как раковая опухоль распространяется по земле, разрушая человека изнутри, постоянно настраивая его на враждебность по отношению к Богу и ближним. Что за этим следует – не трудно догадаться. В людях иссякает любовь, укрепляется эгоизм, возрастает ненависть друг к другу, их неуврачеванные Христом сердца начинают источать все разнообразие греха. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, – говорит Господь, – прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23).

Нелегко человеку в этом состоянии встать на путь выздоровления своей души. Ему нужно пройти через всевозможные искушения и скорби, чтобы дойти до осознания своего внутреннего состояния, до признания себя перед Богом, перед самим собою, больным, искалеченным и искаженным грехом. Только в этом случае в нем появится истинное желание самоотвержения, желание борьбы с эгоизмом, своеволием, самомнением и со всеми остальными его духовными пороками.

Зачем нужно читать и понимать Евангелие? Зачем нужно знать Божьи заповеди данные человеку? Ответ: чтобы противопоставить их во внутренней духовной борьбе своим собственным реакциям, своему зараженному грехом образу мышления и поведения в этом мире. В этом ключе становятся понятны слова Спасителя из сегодняшнего Евангелия: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:34-38).

К сожалению, образ греховного мышления человека вошел глубоко в наше общество и стал для большинства людей нормой нравственной жизни. В этом начало общих бед, когда люди не видят своей болезни, своего зараженного грехом сердца, от которого исходят все то, о чем сказано было выше. Каждый из таких людей, как бы это ужасно не звучало, становится источником накопления космического зла, источником искажения Божьего мира, созданного в любви и для любви к Богу и ближнему. В этом виноват не Бог, вся ответственность лежит на каждом из нас, на его мыслях, на его внутреннем состоянии души, несущей в этот мир либо любовь, либо вражду. Апостол Павел, предостерегает христианина от влияния на его сознание этой атмосферы популяризации греха, по своей сути, духовной болезни, вируса мирового зла: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

В этих жестких обстоятельствах, где происходит постоянное скопление греха, в разных его проявлениях, как в нас самих, так и в обществе, в котором нам приходится сосуществовать, христианину постоянно необходимо мобилизовывать свои духовные силы на защиту своей души, прежде всего, силу и энергию ума, которая должна у нас чаще всего направляться к Богу, а не к суете и демонам с их помыслами и мечтаниями. Ведь именно об этом нас Господь предостерегал в Евангелии, говоря о последних временах: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:34-36).

Сегодняшнее слово хочется закончить отрывками из глав прп. Исихия Иерусалимского «О трезвении и молитве». Он пишет следующее: «Если внутренний наш человек трезвится, то, по словам Отцов, он силен сохранить и внешнего. По их же словам, мы и злодеи – демоны, сообща совершаем грехи: те в помыслах или мечтательных живописях изображают только пред умом грехи, как хотят, а мы и помыслами внутренне и делами внешне грешим… Но молитва сердечная ко Господу разбивает их (демонов), и в прах обращает прельщения их. Ибо непрестанно и неленостно призываемый нами Иисус, Бог и Сын Божий, отнюдь не допускает им даже и начать вложение в нас греха…». Ему же подобает всегда от нас слава с Отцом и Духом Святым! Аминь.

Иеромонах Игнатий (Смирнов)

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481317

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 08:08
Ветер
4.0 м/с, Ю
Осадки
3.2 мм
Давление
750.0 мм рт. ст.
Влажность
95%