Послушание «Наставник трудников»

Интервью с наставником трудников иеродиаконом Климентом, в котором он рассказал о своем послушании и о взаимотношениях с теми, кто приходит в монастырь пожить.
04.11.2019 Трудами братии монастыря  7 948

Валаамский монастырь посещает большое количество трудников. Это люди, которые приезжают в обитель, чтобы пожить, потрудиться, исцелиться от своих духовных немощей и болезней, а кто-то и остается потом в монастыре, чтобы посвятить всю свою жизнь Богу и стать монахом.

С февраля 2018 года Игуменом монастыря было введено новое послушание — наставник трудников. Мы пообщались с иеродиаконом Климентом, исполняющим это послушание, и он рассказал нам об его особенностях.

— Добрый день, отец Климент. Расскажите, пожалуйста, об этом новом послушании и кем является наставник для вновь приходящих в монастырь?

— Если смотреть на монастырь, как на духовную лечебницу, то наставник трудников больше всего похож на медсестру. Его задача помочь трудникам правильно духовно лечиться, исполнять предписания врачей — духовников монастыря, а самое главное — полностью довериться Единственному Истинному Врачу — Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому наставник не является по отношению к трудникам ни административным, ни духовным руководителем. Его задача помочь труднику «врасти» в новую для него монастырскую действительность, научиться своевременно и эффективно пользоваться всеми доступными в монастыре духовными лечебными средствами. В первую очередь под таковыми понимаются участие в таинствах исповеди и причастия, ежедневное чтение Евангелия, осознанное и действенное исполнение Евангельских заповедей, из которых важнейшие — заповеди о любви к Богу и ближнему. И, конечно же, наставник должен быть рядом с трудником в момент «приступов» — духовных браней, падений, чтобы помочь человеку захотеть подняться и вновь начать борьбу за встречу с Христом. Наставник находится с трудниками на одном «горизонтальном уровне», вместе молится с ними в храме, вместе обедает в трапезной.

— Когда человек приезжает на долгий срок в монастырь, как начинаются Ваши с ним отношения?

— С каждым трудником, приехавшим в монастырь на срок более двух недель, я провожу обстоятельную личную беседу, цель которой — выяснить особенности жизненного пути человека, сформулировать те жизненные и духовные проблемы, ради решения которых он приехал в обитель. Большую часть такой беседы, продолжающейся в среднем 1,5 часа, я слушаю человека, задаю ему вопросы об этапах его жизненного и духовного пути, о проблемах и надеждах на их разрешение. Зачастую человек, обозрев в рамках одного разговора сам или с помощью наводящих вопросов всю свою жизнь, видит в ней кажущиеся ему неразрешимые противоречия. И вот здесь моя задача — попытаться если не убедить, то хотя бы заронить в сердце человека надежду на то, что есть Тот, кто может разрешить любую проблему — Христос. Надо только открыться Ему, довериться, сделать Его центром и смыслом своей жизни, а не средством для обретения земного благополучия. Такая же беседа может проводиться и с каждым человеком, приехавшим на непродолжительный срок, но по его желанию.

— И часто трудники отзываются на ваш призыв довериться Христу?

— Увы, нет. Подавляющее большинство из приезжающих в монастырь на долгий срок трудников как раз ищут разрешения земных проблем, а Церковь рассматривают как больницу, в которой можно подлечиться, а потом дома в лучшем случае заниматься духовной профилактикой. Человеку плохо от его душевных недугов и он ищет любой способ от них избавиться, но не для того чтобы встретиться с Богом и жить ради Него, а ради того, чтобы ему в этой земной жизни стало хорошо и в вечной жизни обошлось без мук. Но Христос в такой картине мира если и есть, то чаще как средство, а не как цель. Но в ходе таких бесед со многими трудниками у нас возникает определенный уровень доверия, который в дальнейшем помогает в различных трудных ситуациях вновь и вновь возвращаться к задаче верного целеполагания.

— Как вы взаимодействуете со Службой благочиния и духовниками монастыря?

— Сотрудники Службы благочиния периодически просят меня поговорить с тем или иным трудником с целью оценки возможности оставить его в монастыре на долгий срок либо назначить на определённое послушание. Часто я сам высказываю им соответствующие пожелания. Диалоги с духовниками возникают тогда, когда с их чадами из числа трудников возникают проблемы, в разрешении которых я принимаю участие. Часто я также «свожу» духовника с трудником, который по разным внутренним причинам никак не может приступить к откровенному разговору со священником. Последнее я считаю одной из своих приоритетных задач — помочь труднику как можно скорее «зацепиться» за одного из монастырских духовников и начать у него регулярно исповедоваться.

— Как Вы думаете, что является первостепенным в вашей деятельности в роли наставника трудников?

— Про установление отношений трудника с духовником я уже сказал. Помимо этого важнейшей задачей является забота (опять по аналогии с медсестрой). Надо, чтобы в трудную минуту труднику было к кому пойти. Для этого надо быть предельно открытым и доступным. И крайне важно постоянно, вновь и вновь переводить внимание человека с себя «любимого» на Христа, на встречу с Ним в таинствах исповеди и причастия, в храмовой и келейной молитве, на знакомство с Ним в Евангелии. Поэтому задача максимум — помочь человеку захотеть общаться с Христом. И это скорее про воодушевление, нежели про директивное научение. Своего рода догматическим ориентиром для меня являются слова преподобного Иоанн Дамаскина из «Точного изложения Православной веры»: «То, что делается по принуждению, не есть добродетель».

— Как мы понимаем, у Вас с трудниками происходят общие беседы и лекции. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

— Да. Я провожу общие беседы со всеми желающими два раза в неделю. Примерно пятая часть из них посвящена ответам на какие-то определенные вопросы, которые возникают у трудников, большая часть бесед проходит в форме лекций на различные темы, исходя из моих личных разговоров с ними. В числе таковых неизменно присутствуют «Покаяние и исповедь», «Литургия и Причастие», «Дисциплина и послушание», «Символ Веры», «Толкование Евангельских заповедей блаженств», «Базовые понятия Православия», «О страхе и дерзновении» и т.д. В ходе этих бесед трудники также задают вопросы, часто возникают дискуссии. Опять же в рамках групповых бесед я вижу свою задачу не в том, чтобы начитать трудникам материал, но пробудить личный интерес к духовной жизни. Для этого неизбежно приходится работать с возникающим у трудников сопротивлением.

— А кто-нибудь из духовников обители проводит лекции, или только Вы один?

— Да, я как раз хотел это тоже отметить, что примерно раз в три недели беседы с трудниками проводит один из самых опытных монастырских духовников иеромонах Никон. Во вступительной части беседы о. Никон излагает трудникам в доходчивой форме основы православного мировоззрения, приводит практические примеры жизни по Евангелию, после чего отвечает на все возникающие у трудников вопросы. Его ответы неизменно основаны на творениях святых отцов и сообразуются с уровнем духовной подготовки вопрошающего. Непринужденная обстановка позволяет трудникам высказывать свои вопросы более свободно и располагает к взаимному доверию. Еще, примерно раз в месяц, живую беседу по Десяти заповедям проводит сотрудник Службы благочиния инок Максим (Зайков). Проводимое в ходе беседы тестирование трудников на предмет знания указанных заповедей помогает им оценить пробелы в своей теоретической духовной подготовке.

— Что для Вас является самым трудным на этом послушании?

— Не надеяться на собственные силы и не опускать руки, когда ничего не получается. Кажется, вот, сейчас скажешь правильные слова, и человек поймёт и пойдёт, пойдёт… Но Господь в Евангелии ясно говорит, что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). И при этом Он уважает богоподобную свободу человека, который вправе от Него отказаться. Я такие отказы своих подопечных проживаю очень болезненно. Видишь, как человек без Христа мучается, а помочь ничем не можешь. Да и настоящая помощь ведь не в словах заключается, а в способности на собственном примере явить человеку радость духовной жизни во Христе. А когда таковая является событием эпизодическим, то остаётся делиться только тоской от её отсутствия.

— Какие, на Ваш взгляд, изменения стоит внести в дело попечения о трудниках?

— Мы должны более чётко, более выпукло на всех уровнях монастырской иерархии обозначать главную цель приёма трудников в монастырь — их духовное лечение. Если приезжающий в монастырь человек в таком лечении не заинтересован, стоит переориентировать его на волонтёрство или на работу по найму. Трудник и все взаимодействующие с ним члены братии должны, в первую очередь, решать духовные задачи, пусть, даже если сам трудник это в полной мере и не осознаёт. Он приезжает в монастырь лечиться, и труд в этом лечении является только средством, но не целью. Это совсем не значит, что трудник должен целый день молиться и читать святых отцов. Нет, но при приёме в монастырь, при назначении послушания мы о своих хозяйственных нуждах должны думать во вторую очередь. А в первую о том, как жизнь и работа в нашем монастыре поможет труднику духовно исцелиться. И если мы видим, что жизнь по нашему укладу не помогает человеку исцелиться, или что он сам никак не хочет прибегать к духовным методам лечения — не идёт на контакт с духовником, не исповедуется, не причащается, не борется с грубыми страстями — мы должны прекращать с ним отношения трудничества, чтобы ещё больше ему не навредить. Даже при условии, что его работа нас вполне устраивает.

— Что, на Ваш взгляд, еще может помочь пришедшим в монастырь и ищущим помощи в своих духовных недоумениях, немощах и болезнях?

— По-настоящему может помочь человеку только Христос. Подтолкнуть трудника к общению с Ним можно и нужно с помощью личного общения с опытными старшими братьями, посредством чтения Священного Писания и правильной духовной литературы, посредством побуждения участия трудника в богослужении и Таинствах, советом по разрешению реальных жизненных проблем в духе Евангелия.

— В заключение хочется спросить, как Вы видите себя в роли наставника трудников, и что все-таки для Вас самое важное в этом послушании?

— Следует отметить, что большинство людей, приходящих в монастырь пожить на какой-то срок — это люди, которым нужна помощь. Они либо духовно больны и имеют грубые зависимости, страсти, либо уже отчаялись в жизни, их гложет уныние, и они не видят выхода из сложившихся ситуаций. То есть это не те, кто целенаправленно пришел в монастырь служить Богу. Они зачастую могут вообще не иметь никакого представление о Господе. Они бегут от самих себя, потому что в миру справиться со своими немощами совершенно не могут самостоятельно. Они приходят сюда, чтобы им как-то помогли.

И я считаю, что главная моя задача — помочь им переключить своё внимание от себя и своих проблем на Христа. Потому что исцеление и спасение возможно только от Господа и только в Нём. Это не человеческих рук дело. И путь к этому исцелению крестный — через забвение себя ради другого — ради Бога и ближнего. Это путь жертвенной любви. Помочь человеку захотеть учиться любить по-христиански, захотеть узнать Христа, захотеть встретиться с Ним в своём сердце, вдохновить его на поиски Христа — вот моя цель, потому что Христос сказал, что «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37), и всем ищущим Его, Господь протягивает руку помощи и помогает человеку избавиться от духовных болезней и страстей, если сам человек того хочет.

Но все это приходит не само собой, а через правильную организацию самого себя, через крайне болезненное понуждение себя на смирение и послушание, через исповедь, Причастие, молитву в храме и в келье. Так Господь помогает человеку положить благое начало новой жизни. Жизни во Христе и со Христом. А я лишь вдохновитель. Мое дело «тормошить» человека, не давать ему «заснуть» и отчаяться, напоминать Ему о Боге, о цели прихода в;монастырь, о том, что единственная преграда на пути общения человека с Богом — его личное нежелание ответить любовью и доверием на Его Любовь. Для начала человеку надо честно себе признаться, какое сокровище — самое искреннее желание — хранится в глубине его сердца. Многие такого взгляда в себя очень боятся. Для многих самым желанным является рай без Христа как центра и смысла всего. Поэтому рассчитывать на моё «воодушевляющее» воздействие особо не приходится. Господь даёт человеку по его сердцу. Простое пребывание в рамках обители и исполнение трудовых обязанностей никаких духовных проблем не решает, хотя опять же многие именно на это и рассчитывают. Монастырь — это не рабочая артель, это собрание людей, живущих ради Христа, во имя Христа и для Христа. Это евхаристическая община, где каждый шаг, каждый разговор, каждое дело должны иметь целью не хозяйственный или социально значимый результат, но личную встречу с Христом. Мы работаем вместе не из-за экономической эффективности и кооперации, но ради того, чтобы Христос был посреди нас.

— Благодарим, Вас, отец Климент, и желаем Вам доброго здравия и Божией помощи в несении такого непростого послушания.

— Спаси Господи!


Если вы хотите приехать в Валаамский монастырь в качестве трудника, вы можете посетить раздел «трудничество» и заполнить там анкету:

ПОСЕТИТЬ РАЗДЕЛ «ТРУДНИЧЕСТВО»

Можно написать нам на электронную почту hotel@valaam.ru, или связаться по телефону: +7 (812) 902-86-05.

Также принимаются трудницы и все желающие. График заездов для трудников и трудниц на 2020 год вы найдете по ссылке выше.

Храни вас Бог!

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481123

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 14:10
Ветер
4.9 м/с, ЮЮВ
Осадки
1.0 мм
Давление
745.9 мм рт. ст.
Влажность
95%