

Каждый инок должен задаться вопросом «Зачем я пришел в монастырь?» Если ясного ответа нет, если уход в монастырь не сопровождается стремлением к подвижничеству ради Бога, чтобы через самоограничение открыть путь к Нему, то, наверное, не стоило и в монастырь идти. Но если тот, кто облекся в монашеские одежды, отказывается от себя и готов принять ради Господа тяжелые условия жизни, то тем самым для него открывается прямой путь к общению с Богом. Никогда не ропщите, никогда не уклоняйтесь от трудностей, потому что поиск легких послушаний входит в противоречие с самим фактом вашего появления в монастыре. Без подвига для монаха нет спасения.
В 2018 году списки братии пополнились двумя иеродиаконами, тремя монахами и пятнадцатью иноками. Шесть послушников получили благословение на ношение рясы и столько же — подрясника.
На текущий момент в Русской Православной Церкви к ставропигиальным монастырям относятся 33 обители — 15 мужских и 18 женских. В мужских подвизаются 1029 насельников, в женских — 970.
Если обратиться к истории, в начале XX века Валаамский монастырь превратился в одну из самых крупных и почитаемых обителей России и представлял собой подобие маленького «островного монашеского государства». Ему принадлежал не только Валаамский архипелаг, но и несколько отдаленных ладожских островов. Из обители третьего класса (каким он был в начале XIX века) монастырь за столетие стал первоклассным. На языке чиновников этот термин означал гарантированное финансирование за счет государства. На содержание обители из казны ежегодно выделялось 1878 руб. 85 коп. Как свидетельствуют документы, в 1802 году в монастыре подвизалось 82 насельника, а через сто лет (в 1902 году, на пике развития) в официальных списках братии насчитывалось 326 человек, из них 75 священноиноков, 126 монахов и 125 послушников. Плюс 753 человека «проживающих для богомоления» длительное время (включая и неприукаженных послушников).
«Монастырь это не стены, монастырь — это люди! — отмечает Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. — Монашескую общину называют братством, сравнивают с семьей. В семье нет чужих, нет далеких или близких, полезных или ненужных. Каждый член семьи нам дорог и бесценен. И все мы в монастыре — части тела Христова. Так что, как рука не может существовать без головы, а нога самовольно отделяться от организма, так соединены и все мы. Как говорил преподобный Силуан Афонский, блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш есть наша жизнь».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 506826