Проповедь иеромонаха Феофана в Неделю Крестопоклонную
Бог не производит ничего, что не является благом, потому что Господь есть любовь. Сегодня предлагаем внимательно посмотреть на Крест Христов и попытаться понять, что Господь пострадал более всех, чтобы искупить человеческие грехи и спасти души наши.
23.03.2025Трудами братии монастыря 224
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот особый Воскресный день Крестопоклонной недели мы вспоминаем распятие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Святителю Феофану Затворнику принадлежат такие слова: «Лучше пострадать в этом мире и в этой жизни, чем страдать в жизни вечной». Эти слова он произнес, размышляя о смысле человеческих страданий. Действительно, нет ни одного человека, который бы не проходил через страдания, даже будучи внешне благополучным и счастливым. Не говоря уже о тех, кто и внешне являются неблагополучными, несчастливыми, кто болеет, кто нуждается, кого постигают несчастья, кто становится инвалидом, и наконец, кто лежит на смертном ложе. Всё это - страдания, которые принадлежат нашей земной жизни.
Бог не производит ничего, что не является благом, потому что Господь есть Любовь, а всякое страдания и зло – это не по воле Божией, и не Бог Творец зла, а это - по воле человеческой. И мы знаем из Священного Писания, с чего все началось. Началось с того, что первые люди отказались от того, чтобы жить по Божиему закону, нарушили Божественную заповедь, а потому были удалены от общения с Богом и лишены Божественной благодати, которая предохраняла их ото всяких болезней и скорбей. Избыток Божественной благодати испепелял всякую возможность совершения зла как людьми, так и окружавшими их животными. Всё было в гармонии и существовало во взаимном согласии, и всё это было разрушено человеческим грехом.
Поэтому первично – не страдание, а первичен – грех. А потому путь избавления от страданий лежит через преодоление греха. И вот здесь, может быть, следует задуматься о таких аналогиях. Ведь одним из страданий в человеческом общежитии является осуждение, заключение под стражу, тюрьма; тяжелые работы, которые в совокупности являются сосредоточением и максимальным проявлением человеческого несчастья. Особенно, если всё это соединяется с болезнями и со внутренними человеческими скорбями. И хорошо известно, что эти скорби появляются в человеческой жизни как результат нарушения закона, правопорядка, совершение преступления. И для того, чтобы человек раскаялся, для того, чтобы с него было снято всякое обвинение, он проходит через наказание. Заключение под стражу, срок тюремный - это и есть наказание за совершенное преступление.
А почему нужно испытывать человеческое здоровье, волю, иногда даже надрывать человеческую психику? Почему нужно через скорбь проводить человека? Иногда даже через максимальную скорбь, которую способен выдержать человек за совершенный им грех, за совершенное им преступление. Это укладывается в некую логику человеческой жизни, но имеет более глубокий смысл. Потому что всякое заключение под стражу и наказание имеет своей целью не просто наказание, но подразумевает исправление человека. Что толку, если человек будет наказан, но не исправлен? Но мы знаем, что нередко так и бывает. Но подлинное наказание, которое навлекается на человека после совершенного им преступления, имеет своей целью человеческое исправление. Что же это означает? Это означает, что человек должен искупить страданиями свою вину, свое преступление, свой грех. И если это справедливо и укладывается в логику человеческого бытия в отношении каждого из нас, в отношении каждого человека, то насколько же это справедливо в отношении всего человечества, которое было помрачено в совершении первородного греха. А после первородного греха какие огромные горы до небес всякого беззакония и зла были совершены по человеческой воле. И как же может быть это всё прощено человеку и человечеству без искупления? Господь являет изреченную любовь к Своему творению, принимает на Себя эту муку и страдания. Он Самого Себя в Сыне Своем Единородном отдает на мучения, на страшную позорную смерть, которая и должна была искупить человеческие грехи, и ,действительно, их искупила.
Вот в этом смысл того, что было совершено на кресте. Конечно, это величайшая Божественная тайна. И в конце концов, Господь говорит, что «Мои пути - не ваши пути» (Ис. 55:8). Действительно, путь Божий -это не путь человеческий. И нам, идя по нашим маленьким дорожкам, как можно уразуметь isвеличие Божественного пути? Но ведь всё, что нам открывается, в том числе, и через Слово Божие, мы понимаем, что причиной Креста, причиной страшной казни, мучений, которые принимает Сын Божий и Сын человеческий, Господь наш Иисус Христос, является не что иное, как такое искупление, которое могло, действительно, испепелить грех всего человеческого рода. И Господь совершил всё это.
И мы сегодня вспоминаем Его Крест, Его страдания. Мы преклоняемся перед Его Крестом, молимся перед ним, и, опускаясь на колени перед Крестом, нужно благодарить Господа за Его жертву, за Его Любовь ко всем нам, через которую мы получили спасение и искупление наших собственных грехов.
Именно Кресту посвящается 3-е воскресенье Великого поста, в самом центре, в середине поста. Именно несение своего собственного креста должно нас укрепить в понимании того, что скорби, которые в нашей жизни случаются, нам необходимы, как необходима была величайшая скорбь Спасителя, пригвожденного ко Кресту на Голгофе. А потому испытания и скорби не должны надламывать человека, тем более не должны лишать его веры.
Поэтому Церковь в этот день предлагает посмотреть на Крест по-другому : попытаться понять и осознать, что Господь наш и Спаситель мира пострадал более всех, чтобы искупить человеческие грехи. А потому, может быть, и наши скорби Господь попускает для того, чтобы уже здесь, на земле, мы искупили свои грехи и были достойными войти в Его Божественное Царство.
Крестом ограждая себя ото всякого зла, ото всяких сомнений, ото всяких колебаний в вере, будем с упованием на Волю Божию идти по жизненному пути, памятуя о том, что жизненные испытания не даруются нам бессмысленно, в каждой скорби через, которую мы проходим , есть смысл. Он связан, в первую очередь, с искуплением наших личных грехов, дабы оставить все эти грехи здесь, на земле, и мы могли быть способными, чистыми и светлыми войти в Царство Божественной славы.
Аминь.
С Крестопоклонным воскресеньем поздравляю всех вас!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: