По версии сотрудников Рязанского музея путешественников и ученых Санкт-Петербурга, Егор Иванович Попов (мирское имя преподобного) родился в поселке Кадом Рязанской области, а не в Серпухове, как считали ранее. В Рязанском государственном архиве найдены документы, подтверждающие этот факт.
С шестнадцати лет Егор Попов вступил на иноческий путь. Вначале он нёс послушание в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Но через 5 лет, желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушёл на Валаам.
После тщательного испытания различными послушаниями игумен монастыря преподобный Назарий Валаамский благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. Академик Н.Я. Озерецковский, посетивший Валаамскую обитель в 1785 году, писал: «Нынешние пустынники ведут жизнь трудолюбивую. В обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человек, не видно ни малейшего несогласия, они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе». По праздникам отец Герман приходил из пустыни в монастырь. И, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, пел вместе с братией припевы канона: «Иисусе сладчайший, спаси нас грешных», «Пресвятая Богородице, спаси нас», и слезы градом катились из его очей.
Государыня Екатерина II в 1795 году направила на Аляску монахов-миссионеров из Валаамского монастыря: «С Ладожского озера до далеких Курильских островов и берега Аляски простиралась тогда русская православная миссия, – отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – С тех пор в Соединенных Штатах началось развитие православной жизни. Американская Церковь возникла как результат миссионерских усилий Русской Православной Церкви, и в первую очередь, валаамских монахов…»
Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков из Валаама, среди них и преподобный Герман Аляскинский. Монаха не раз хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный отец Герман отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
«Ко времени прибытия первой духовной миссии на Аляску многие из автохтонов уже были знакомы с духовными традициями русских, среди них уже были и крещеные. Крестили их приезжавшие туда на промыслы миряне: мореходы, купцы, промышленники, и, что интересно, со стороны алеутов тогда уже звучали просьбы о направлении к ним священника. В первых письмах с Кадьяка члены миссии сообщали, что их удивляли постоянные и настойчивые просьбы туземцев о крещении. Главная трудность была не в том, чтобы убедить их принять крещение, а в том, чтобы донести до их сознания, что значит быть христианином.
Миссионерам было трудно, а порой и невозможно объяснить туземцам смысл евангельского учения. Дело было не только в незнании языка, но и в отсутствии у местных народов многих христианских и житейских понятий. Например, как объяснить, что такое "плод", человеку, который не знает земледелия и живет в местности, где нет плодовых деревьев. Или что такое "закваска", если человек не имеет представления о хлебе и как он готовится. Миссионеры не могли найти адекватные аналогии для объяснений духовных понятий с помощью аллегорий, а буквальный перевод вульгаризировал их. Например, на Кадьяке толмачи переводили "причащение" как "кровопитие".
Кроме того, исполнение некоторых церковных установлений на Аляске осложнялось местными условиями: например, пост перед причащением для местных жителей состоял не в перемене рода пищи, что в принципе было невозможно, а в полном отказе от нее на дни говения.
Вот почему в "Наставлении архимандриту Иоасафу" – инструкции, которую перед отправлением на Аляску получил глава миссии от митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, говорилось, что миссионеры должны учить аборигенов основам христианской жизни примером своей праведной жизни. При этом миссионеры не превращали крещение в формальность. Они обратили внимание на то, что среди местного населения распространено многоженство, а поэтому крестили при условии отказа от всех жен, кроме одной, и обещания соблюдать супружескую верность.
Кроме того, непременным условием крещения был отказ от шаманства. Желающий креститься, по правилам Церкви, отрекается от диавола. Миссионеры объясняли, что диавол действует через шаманов. В знак своего отречения абориген должен был плюнуть на землю и дать обещание поклоняться и служить только Иисусу Христу, сознавая, что к шаману он более обращаться не станет». - пишет митрополит Калужский и Боровский Климент в журнале Церковный вестник.
У императрицы Екатерины II были свои цели при направлении миссионеров. За океаном не было ни государственных учреждений, ни чиновников, и церковная миссия была уполномочена представлять там интересы государства. В частности, они должны были наблюдать за деятельностью промышленников и заступаться за притесняемых. Оказываясь свидетелями жестокого обращения служащих компании с туземцами, монахи-миссионеры старались заступаться за них и утешать обиженных. Монахи находили безжалостное отношение к туземцам не только противным христианству, но и подрывающим авторитет Российской империи.
Преподобный Герман защищал местных жителей, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал своё заступничество, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька». Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии и в 1807 году был назначен её главой. Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии Еловый остров, который по желанию старца был переименован в Новый Валаам.
Имена далеко не всех миссионеров, освящающих суровый и языческий мир Аляски своими молитвами и духовными подвигами, дошли до нас. К сожалению, в современной России очень мало известно о Православной Аляске: как там живут наши прежние соотечественники, помнят ли русских, которые жили с алеутами, эскимосами, индейцами десятилетиями бок о бок? Остались ли следы Православия в северной стране?
В последние годы силами Русского географического общества на Аляску было организовано несколько экспедиций и в первой же деревне были рассеяны все сомнения скептиков. «Церкви на юру, бабушки в платочках на завалинках, кресты на могилах с русскими именами. Совершенно было очевидно, что "здесь русский дух, здесь Русью пахнет"…», – рассказывал на конференции руководитель Рязанского областного отделения РГО Михаил Малахов. – «Православные священники, с которыми мы контактировали, явно позитивны. Они вызывают уважение и у нас, и у местного населения. Церковь, явно способствовала сохранению очагов русской культуры и концентрации людей вокруг церкви». Священнослужители Русской Православной Церкви, принимавшие участие в экспедициях, сослужили вместе с местными священниками, которые почти все – представители коренных народов. Интересно, что во время службы на Аляске использовали три языка: славянский, местный и английский. Несмотря на некоторый акцент в произношении, при чтении или пении молитв на церковнославянском языке русскому человеку всё понятно. Отдельные молитвы на славянском языке, к примеру «Отче наш», даже молодые люди могут читать наизусть. И у многих местных жителей-граждан Америки православные имена, часто встречаются русские фамилии.
Как известно из истории Русской Православной Церкви, что после продажи Аляски в 1867 году Соединенным Штатам Америки, Правительство Российской империи оставило за собой право на защиту интересов ее православного населения. Во второй и третьей статьях договора о продаже записано, что православные храмы на Аляске остаются в собственности членов Православной Церкви, которым будет предоставлена свобода исповедовать свою веру как полноправным гражданам США.
В итоге в 1870 году была учреждена Алеутская епархия – первая за границами Российской империи, все духовенство было подчинены Святейшему Синоду, находящемуся в Петербурге.
- До 1917 года из России на Аляску регулярно поступали денежные средства и приезжали священнослужители. Важно подчеркнуть, что после ухода русских Православная Церковь на Аляске продолжала развиваться. Увеличивалось число храмов, часовен, церковных школ. Было издано порядка десяти книг на языках народов Аляски. Росла численность духовенства и церковнослужителей из местного населения. Несмотря на ухудшение демографической ситуации, православная паства существенно не сократилась, а количество православных индейцев тлинкитов даже выросло в четыре раза по сравнению с русским периодом, – рассказывал участник международной конференции митрополит Калужский и Боровский Климент. При этом подчеркивая, что «в начале ХХ века православие вошло в десятку наиболее распространенных в США вероисповеданий».
Сейчас действует Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке, которая объединяет 89 приходов. Почти все духовенство составляют местные уроженцы, выпускники семинарии преподобного Германа Аляскинского в Кадьяке. И во многих селениях местные жители Аляски с гордостью говорят, что они православные, что в них течет русская кровь, и помнят имена православных миссионеров, которые трудились на их земле. У жителей внутриконтинентальной Аляски для обозначения русского человека, в отличие от американца, который на их языке именуется «гуссук», существует особое слово: «гуссук-пиак», которое переводится как «настоящий, истинный белый».
В настоящее время исследовательский процесс феномена Веры приобрело наибольшую интенсивность именно по той причине, что научное сообщество стало внимательно относиться к роли Православной Церкви в освоении Тихоокеанского Севера, а также значительно активизировалось изучение источников по истории Православия в Америке. Пример тому Валаам: только в 2016 году на острове уже было две киноэкспедиции, которые снимали фильмы о духовной Родине преподобного Германа Аляскинского.
На международной конференции «Наследие преподобного Германа Аляскинского: проблемы изучения и увековечения памяти» были показаны фрагменты документального фильма, который создается силами Русского географического общества (Рязанское отделение). Съемки проводились на Германове поле – у креста, который был в первый раз установлен именно благодаря православным паломникам из Америки, на отдаленных скитах и в храме в честь преподобного Германа Аляскинского.
В ходе конференции в Рязани были представлены доклады о жизни и миссионерской деятельности уроженца поселка Кадома преподобного Германа Аляскинского. В 2019 году исполняется 50 лет со дня его канонизации, когда монах Валаамского монастыря был канонизирован в лике святых Православной Церковью в Америке сразу же после получения ею автокефалии. Усердием подворья Американской Церкви в Москве на конференцию для поклонения верующим была доставлена святыня – погребальные сандалии преподобного Германа Аляскинского.
В своем выступлении перед участниками конференции митрополит Калужский и Боровский Климент, в частности, отметил: «Мы обращаемся не просто к нашему прошлому. Правильнее было бы сказать, мы смотрим в будущее, потому что мы не забываем свои истоки, помним о своих корнях и передаем эти знания в будущее».
Полезный вклад в общие усилия вносит изучение наследия наших выдающихся соотечественников. В их числе – преподобный Герман Аляскинский, посвятивший всю свою жизнь распространению нравственных идеалов православия, подвижническому служению Родине, упрочению ее авторитета. Доказательство тому – добрая память и бережное сохранение по сей день нашего наследия на дальних рубежах бывшей Российской империи, на Аляске.
Министерство иностранных дел продолжит наращивать взаимодействие с Русской Православной Церковью, гражданским обществом и научными кругами в интересах продвижения в мировой политике высоких идеалов правды и справедливости, углубления партнерского диалога между основными цивилизациями, культурами и религиями.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473070