Церковное предание рассказывает, что Богородица была искусной рукодельницей, швеей, поэтому это ремесло так полюбилось монахам. Праведный Симеон Верхотурский хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения.
Традиционно в монастырях с древних времен занимались швейным делом. Церковное предание гласит, что Богородица была искусной рукодельницей, швеей, поэтому это ремесло так полюбилось монахам. Праведный Симеон Верхотурский хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. А чтобы избежать похвал, он оставлял работу незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но принимал их со смирением и молился о своих обидчиках.
Валаамская обитель не исключение, в монастыре есть своя швейная мастерская.
Приезжая на Валаам из разных уголков страны люди пытаются познать истину монашеского образа жизни, ведь любое испытание в обители будет спасительным. Но из всех монастырских послушаний швейное, является сложным в деле духовного стяжения, накопления духовного богатства, в деле приобретения важных духовных ценностей – терпения, послушания, молитвы. Ведь в работе швеи нужно быть сосредоточенным и спокойным, как говорится, руки заняты ремеслом, а ум – молитвой.
И монахов, живых, почему то тоже не было
В мирской жизни Людмила - домохозяйка. Семья небольшая – муж, сын, внучка, невестка. Впервые ее встреча с Валаамом состоялась 1986 году, именно тогда работая на Кировском заводе, она получила туристическую путевку – «поповский тур». Тогда кроме развалин, руин, красных кирпичей, разрушенных стен храмов ничего не помнит. "И монахов, живых, почему то не было, - смеется Людмила, - но было интересно."
В 1997 году состоялась вторая встреча с Валаамом. Опять дали туристическую путевку и опять она приплыла, но уже тогда начинал возрождаться монастырь. Помнит, что были трактора, мусор, хлам, много местных жителей. Гуси, которые приставали, когда идешь на Никольский скит. Именно тогда она впервые и попала в швейную мастерскую на «пару дней» потрудиться. Начиная с 2013 года, и по сей день возвращается в монастырь и несет свое послушание в швейной мастерской, в основном летом. Шитье - любимое занятие, которое нравиться ей с детства. Она признается, что шить не просто, это очень кропотливый и тяжелый труд, важно быть усидчивым. На вопрос – «Что самое тяжелое в шитье?», отвечает просто: «Желание потрудиться и желание помочь – вот и весь секрет ремесла».
Вы думаете, почему вы такие хорошие? По чьим вы здесь молитвам?
В швейной мастерской несет послушание еще и Галина Николаевна Каделенкова, которая приезжает на месяц-другой в монастырь. Фамилия произошла от того, что деду свекра подарили новое кадило, он был сиротой и так и решили - пусть будет «Каделенков». Распространена такая редкая фамилия в Тамбове и Харькове и только два брата ее носят. Попала в монастырь, как и многие волонтеры, желая увидеть хоть одним глазком, что такое Валаам. Когда отправлялась первый раз сюда, то думала, что обитель маленькая, есть небольшой храм и паломнический центр. Единственной задачей было – увидеть природу и пообщаться с новыми людьми, волонтерами, заглянуть в лица монахов, понять, почему они здесь.
На швейное послушание попала по воле Божьей. Она рассказывает: « Время пришло уезжать из обители. На сердце тоска, слезы крокодильи из глаз, а душа говорит – не хочу уезжать, - вспоминает Галина. - У отца Владимира я была на послушании. Мы были на картошке с волонтерами, когда ко мне подошел послушник и сказал, что отец Владимир благословил меня идти к Матушке шить. Я так удивленно смотрю на него, а он твердо и четко повторяет – «бла-го-сло-вил». Пришла я в швейную мастерскую на послушание, а кроме того, что держать иголку больше ничего не умею. Матушка спросила: «Ну, а расспарывать-то Вы умеете?».
Монастырская семья растет, братия нуждается в пошиве и ремонте одежды, поэтому швеи нужно шить не только для церковных, но и для бытовых служб. Сначала распарывала Галина, а потом сшила первую сорочицу. В памяти осталось яркое воспоминание о том, как как послушнику Владимиру сшила первый подрясник – длинную одежду с рукавами, которая не только монаху или иноку необходима, но и любому священнику. Каждый кто носит как правило, подрясник подпоясывается. У монаха особый пояс – высокий, несколько раз простроченный, с завязками сбоку. Препоясывание имеет особое значение – обуздание чресел, умерщвление тела, о чем и говорится в чине пострига: «Препоясывает свои чресла силою истины для умерщвления тела и обновления духа и в непрестанное наблюдение за собою». По словам преподобного аввы Дорофея пояс – символ готовности к духовному деланию, к духовной борьбе – подобно тому, как прежде было не принято работать «спустя рукава», не засучив их, так и невозможно работать, подвизаться неопоясанным.
Может быть, Господь указывает через швейное дело на путь женского монашества? Людмила об этом думала, но что считает, что пока рано, что в ближайшее время ей хочется посетить святую землю – Иерусалим. Да и ум пока не принимает эту мысль, но сердце - рассматривает. «Умом боюсь, а сердцем люблю, - признается она. - Да и примеров, сколько в жизни, когда приходили женщины в монастырь и в 60 лет А мне 50 еще. Так что за 10 лет кто знает как все измениться. Я перестала уже пугаться этого черного цвета».
Бабушка Людмилы - Варвара была монахиней. Однажды она услышала слова отца Максимилиана, который спросил на церковное новолетие: «Вы думаете, почему вы такие хорошие? По чьим вы здесь молитвам?». И тогда в ее голове и всплыл образ бабушки. Пока дальнейший путь не определен, но ясно одно, что в жизни наступил другой ответственный период - дети выросли, наступила зрелость и хочется прожить дальнейший остаток жизни качественно. Собрав сейчас все свои дары, которыми Господь одарил, хочется их преумножить и направить в Его сторону.
Работая в мастерской, чаще всего, сталкиваешься с черным цветом. Мирских людей это пугает, они часто спрашивают: почему монашеские одежды черного цвета? На это святые отцы отвечают так: "Священнейший образ монашеский называется также одеждою покаяния, как образ жизни скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия, не только не увлекающейся никакими мирскими помыслами, и словами, и делами, но и отрешающейся, и бегущей от мирских забот. Потому-то и темны одежды монаха, что помнит он о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной - нетленной жизни, к которой и стремится усильно» (святитель Симеон Фессалоникийский).
Есть еще такое объяснение черного цвета монашеских одежд: черный цвет – отсутствие цвета как такового, цвет вне цветового спектра, вне страсти. К покою в Боге стремятся иноки, «черницы», оставившие в этом мире все, в том числе и цвет. Быть может, многие, кто приезжает на Валаам,стремяться к покою. И отвечая на вопрос – "Чем вас привлекает Валаам?" Ответы будут разными. Одних притягивает природа. Другие приезжают помолиться и потрудиться. Только здесь ты открываешь для себя радость нового. Тебя поражает то чувство, когда внутри тебя зарождается и живет любовь к ближнему. Ты работаешь не за деньги, а за любовь. И стежок за стежком твоя любовь возрастает к делу, людям, Богу.
Побывав однажды на острове, ты навсегда заболеваешь "духовным вирусом", который не вырабатывает иммунитет против болезни - «валаамка». Она настолько заражает твою душу, что ты становишься близок с Богом, ближе к своей душе.
Что такая ваша душа? Вот лампочка висит – она такая тусклая, а есть когда она светить начинает ярче, чище, светлее. Вот что такое душа! А вы в курсе, что у души есть дух?
И быть может послушание в швейной мастерской – это тоже путь спасения человека, у каждой дороги есть начало.
Рассказ Ольги Алексеевой.
Храмовая служба Валаамского монастыря приглашает потрудиться во Славу Божью неконфликтных, способных к серьезному послушанию в соборе на период паломнического сезона (весна-лето-частично осень). Проживание в гостинице для трудниц, по монастырскому уставу.
Составляется предварительный график заездов. e-mail -
hotel@valaam.ru .
Подчеркиваем, речь идет о послушании в Спасо Преображенском соборе обители
Тел. + 7 921 628 17 73