Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как было бы удобно для большинства из нас, если бы Господь был не Личностью со Своей собственной волей, а божественной или какой-либо другой безличностной силой, космической, например, подчинявшейся нашим внутренним стремлениям и мировоззрению. Другими словами, нам было бы удобнее оставаться теми, кто мы есть, лишь бы жизнь наша складывалась счастливой и беззаботной.
О чём это говорит? Скорее всего о том, что мы не хотим учиться любить, сострадать, жертвовать собой ради других, не хотим работать над собственным сердцем, уничтожать грех в своей утробе.
В основе всех наших стремлений обычно лежат эгоизм и гордость. Они заставляют нас взращивать свою значимость, делать самих себя важными, оставляя на всём и везде отпечаток своей болезненной индивидуальности: «я так считаю», «я лучше понимаю, чем другие», «я никому не доверяю», «я лучше умею». И, конечно же, такому человеку не нужен Бог как Личность. Такой человек боится потерять самого себя, ведь в глубине души у человека ничего нет, кроме самого себя. В сознании такого человека Бог должен быть служебной энергией, подвластной человеку, но не доминирующей над ним, иначе человек будет чувствовать себя рядом с Богом ущемлённым в своей горделивой воле и несчастным.
Чтобы таким людям не было грустно рядом со всемогущим Богом, Господь смиренно скрывает себя, становится незаметным, настолько незаметным, что у многих создаётся впечатление, что Его нет вообще. И только смиренный человек чувствует и познаёт истинного Бога, ведь подобное притягивается к Подобному. «А вот на кого Я воззрю – говорит Господь, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
Это происходит потому, что Бог любит человека как Свой сотворенный образ и уважает его свободу выбора: быть зависимым от Бога или продолжать ошибочно считать, что он во всём самостоятельный и самодостаточный. Благодаря Божественному смирению открывается наша личность в её свободе выбора, в её желаниях, мы реализуемся как разумные существа, способные идти к тому, что выбираем разумом. За свободой выбора человека следует вся его природа, наделённая способностью чувствовать, переживать, общаться, любить. Даже в самом человеке, в его душе действует закон свободы, который невозможно игнорировать или нарушать без негативных для себя последствий. Именно от его реализации зависит присутствие в человеке внутреннего душевного мира и гармонии.
На примере самого себя человек должен научиться уважать свободу и других людей. Недостаточно человеку понимать, что надо любить и быть радостным, надо ещё уговорить собственное сердце, чтобы оно загорелось желанием это сделать. Для этого и дана Богом мудрость человеку, чтобы уговаривать, рассуждать, а не ломать, сжимать и проявлять агрессию по отношению к собственной душе. Нельзя также любить, не осознавая, что любишь, ибо разум должен руководить всеми чувствами в человеке. Иначе человек будет вести себя, как «помешанный». Единение ума с сердцем делает человека цельным, гармоничным, мирным, способным жертвенно любить. Об этой духовной составляющей нашей духовной жизни упоминал Господь в Евангелии словами: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В этих же словах заключён смысл ещё одной фразы Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). В молитвенном памятовании о Боге, когда человек заключает в своих мыслях Христа, он начинает «склеивать» самого себя, божественная энергия сопутствует человеку в его стремлении быть целостным и здоровым, она вместе с человеческой энергией собирает разрозненные части человеческой души, начиная от мыслей и заканчивая сердечными чувствами, уничтожая греховные страсти и пороки, которые ещё недавно властвовали над нашим разумом и сердцем, сталкивая их друг с другом, враждуя на них и на Бога, убивая нас изнутри, лишая нас внутреннего покоя.
Уступая в себе место Богу, Его благой воле, мы преображаем самих себя, наша личность ни в коем случае не теряет собственной свободы, потому как Тот, Кто добровольно даровал свободу выбора человеку, считает её абсолютно важной составляющей его богоподобной природы, без которой пропадает значимость Божественного Домостроительства нашего спасения. Ведь Господь вочеловечился, чтобы привлечь человека к Себе, а не заставить, ломая его волю. Как и Сам Он сказал в Евангелии: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).
Чем одна личность может привлечь другую личность к себе в положительном аспекте? Например, может привлечь своими внешними качествами, или единомыслием, или взаимной любовью, или состраданием, уважением, или какой-либо помощью, материальной или душевной и т.д. Привлекая нас к себе, другая личность сосредотачивает на себе наше внимание, пробуждает наши чувства, открывает наше сердце для ответной реакции в том случае, если сердце наше не ожесточено собственным эгоизмом и гордостью.
Возвращаясь к теме сегодняшнего Евангелия, мы видим совершившиеся Божье благодеяние к десяти прокаженным. Господь как Личность привлекает к себе этих людей, совершив над ними чудо исцеления от проказы, избавив их от жалкого скитания по пустыне, возвратив им способность к нормальной жизни в обществе. Он дарует этим людям то, что они считают для себя самым важным, первостепенным в этот момент своей жизни. Но порой полученный дар настолько страстно бывает желаем, что в эйфории своего переживания и внутренней удовлетворённости только им помрачает разум и сердце человека и умаляет в нём значимость Личности, от которой он получает этот дар. Из десяти исцелённых, получивших столь великое для себя благодеяние, только один возвратился поблагодарить своего Благодетеля и захотел приблизиться к Нему. Только один из десяти продолжил общение со своим Благодетелем, не остановившись лишь на получении от Него дара. Только у одного из десяти открылось сердце, и возникли глубокие чувства благодарности ко Христу. Остальные девять, послушно исполняя указания Христа показаться священникам, ограничились в общении с Христом лишь собственным разумом и, получив исцеления от Него, полностью удовлетворились этим, отдав снова своё сердце привычным удовольствиям видимой жизни. Несмотря на великое благодеяние для них, сердца их остались закрытым для Христа. Они не искали больше общения и сближения со своим Благодетелем, не видели смысла в дальнейшей связи со Христом. Он остался для них в памяти лишь орудием исцеления их тела, подобно бездушному инструменту, которым что-то починили и который убрали в сторону до следующей поломки. А лучше бы, если бы в жизни вообще не было никаких поломок, потрясений, и инструмент вовсе не понадобился бы, лежал бы себе в углу ненужный и забытый.
Ни наши подвиги, ни Божьи дарования не имеют ценности для нас в очах Божьих, если мы не открываем сердце своё Богу. «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Прит. 23:26), – говорит Господь в Священном Писании. В этом суть нашей духовной жизни – отдать своё сердце Христу, сделать его свободным от эгоизма и гордости, от зависти и злобы. Не раз в Евангелии Господь акцентирует наше внимание не на сделанном нами для Него, не на количестве, не на продолжительности наших трудов, а на внутреннем результате, на исправлении нашей души. «Пришедшие же первыми, – сказано в Евангелии, – думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20:10-16). И в другом месте Евангелия: «Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:29-32).
Глубокий смысл приведённых Евангельских примеров отражает основу основ духовного делания человека, благоугодного и любезного для Бога во все времена, о котором пишет преподобный Исаак Сирин: «Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением, как сказал я, соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели, оно может сокрушить крепость многих грехов. Итак, о нем (т. е. о приобретении смирения) надо скорбеть непрестанно мыслию со смирением и с печалью рассуждения. И если приобретем оное, соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание. Возлюби смирение во всех делах своих, чтобы избавиться от неприметных сетей, какие всегда находятся вне пути смиренномудренных».
Богу же нашему слава всегда и во веки веков. Аминь.
Иеромонах Игнатий (Смирнов)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491069