Слово на гражданское новолетие: «Милости Господни новы на всяк день»

Христианская жизнь ведь – это нечто всегда новое. В своем Плаче Пророк Иеремия говорил, что «милости Господни новы на всяк день».
03.01.2017 схиигумен Серафим (Покровский)  12 255

Перевернулась еще одна страница, и мы благоволением Божиим входим в новую главу нашей жизни личной, жизни нашей страны и жизни всего мира. И хотя это и гражданский и светский праздник, но это для нас повод остановиться и поразмышлять о вечности и о времени, о сути времени...Для большинства людей по всему миру, сегодняшний день Новолетия, это всего лишь повод для обильных и роскошных яств, для выпивки, для гулянья, непотребств и всякого безобразия, для всякого греха.

***

А Церковь, как мать всегда заботливая и чадолюбивая, учит, в каком духе должны мы встречать Новый год. Мы сегодня послужили чудесный молебен на Новолетие, и там мы видим, что мы призваны Церковью испросить прощения за все то, что было неправильно сделано в мимошедшем году: за всевозможные ошибки, грехи, промахи вольные и невольные. И таким образом уже испросив у щедрого и непамятозлобного Бога нашего прощения, мы можем войти со светлой душой и с радостным и вдохновенным сознанием в новый год.

Там же мы испрашиваем у Бога и благословения, чтобы Он благословил «венец лета благости Своея» Своим Божественным благословением. Наши предки, которые жили действительно церковным укладом, у которых все фибры были пронизаны, пропитаны православным мудрованием и Духом, говорили, что «Без Бога – ни до порога». И старец Софроний (Сахаров) рассказывал, что в России, еще до революции, один начальник фабрики наказывал своим подчиненным: «всегда начинайте работу со лба». Он имел в виду: «всегда начинайте всякое дело с крестного знамения», то есть ничего не начинать без крестного знамения, не испросив Божьего благословения на то или иное дело, предприятие, начинание. В этот день принято везде поздравлять друг друга с Новым Годом, с новым счастьем. И возникает вопрос: уместны ли эти поздравления? В Ветхом завете в книге Екклезиаста ветхий мудрец говорил с плачем, что нет ничего нового под солнцем (См.Еккл.1,9). Но это все было до Христа. И можно сказать, что единственная Новость непреложная и вечная и неувядающая – это Христос. С явлением Христа, воплощенного Бога, Сына Божия, все изменилось на лице Земли. Все стало как бы новым, все приобрело новое измерение, новую глубину, новую высоту, новую широту и долготу.

Слово схиигумена Серафима (Покровского): "О красоте монашества"

В Апокалипсисе Господь говорит: «Се, творю вся нова» (Ср.Откр.21,5). Там говорится о новом небе и о новой земле (См.Откр.21,1), которые сотворит Господь по окончании времен. Значит, поздравляя друг друга с Новым годом и с новым счастьем, мы, как христиане, не имеем в виду приобретения каких-нибудь вещественных, светских, материальных благ. Ибо вся сия ищут язычники, как говорит Господь (Ср.Мф.6,32). Язычники, нехристиане заботятся в первую очередь о еде, о питии, об одежде, о машине, о компьютере... Одним словом, о внешнем богатстве или благополучии...

А мы, христиане, призваны стремиться к другому богатству. И для нас это поздравление с Новым годом, с новым счастьем действительно уместно. Дай Бог, чтобы новый год был действительно новым. Чтобы в наступающем году мы умели избегать прежних грехов, прежних ошибок, беззаконий, которыми мы оскорбляли любовь Божию и любовь братскую. И чтобы в наступающем году нам было дано счастье углубляться в тайну Животворящего Креста, в тайну Распятия и Воскресения. Потому что только во Кресте и через Крест можем мы познать истинное, подлинное и непреходящее счастье. Иными словами, можем мы только Крестом, то есть страданиями, получить благословение знать Путь, благословение знать Христа, как Он есть. Потому что Христос есть для нас и Путь, и Истина, и Жизнь. И кроме Него нет ни пути, ни истины, ни жизни. И дай нам Бог, в наступающий год углубляться, «поучаться в Законе Господнем день и ночь» для того, чтобы постигать Тайны Небесные. Но, повторяю, что это возможно только если мы будем разумно нести свой крест и идти вслед за Христом.

Слово в Неделю 1-ую по Пятидесятнице, Всех Святых

А что значит нести разумно свой крест? Это значит нести его С БЛАГОДАРЕНИЕМ. И вот мы сегодня в начале нового года благодарили Бога за все Его благодеяния, имея в виду не только явные благодеяния и благословения, но и те события, встречи, происшествия внутренние и внешние, через которые возросло в нас сознание Христа Распятого и Воскресшего. То есть мы благодарим и за скорби, и за страдания, и за болезни, и даже за падения мы благодарим. Потому что мудрый муж и через падения или из своих падений сумеет извлечь опыт духовный.

Рождаемся все мы, все люди рождаются во времени, и на самом деле мы не знаем иного измерения. Иной жизни мы не знаем, как только во времени и в пространстве. Иного измерения мы не знаем, как только время и пространство. И по ним мы и ориентируемся. Хотя бывают и моменты, когда во время молитвы, в Храме или вне Храма, или просто так к нам приближается Благодать Божия, прикасается к сердцу нашему. И тогда могут быть минуты, моменты, когда мир забыт, как говорит преподобный Силуан, и душа созерцает только Единого Бога, и мир оставлен позади (См.: Прп. Силуан Аф., ч. 1, гл. II, Монашеские подвиги). То есть душа, хотя она еще находится в теле, переживает уже минуты восхищения, исступления, она переживает минуты вечности. И, на самом деле, каждая Литургия – это призыв вступить в иное измерение, измерение вечности, измерение Царства Святых, измерение Царства Божия.

Поэтому каждая Литургия начинается торжественным возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!». С этими словами отверзаются Врата Небесного Царства, и мы входим как бы в другое измерение. Наступает восьмой день, день упокоения от земных дел, день вечности. Помните, как в Апокалипсисе Ангел поклялся, что времени больше не будет» (См.Откр.10,6). Но пока мы еще находимся в этом болезненном и очень непростом процессе временном, то есть в процессе нашего возрастания во времени. Некоторые спрашивают: а зачем дана жизнь человеку, столько лет? Зачем этот болезненный процесс возрастания через младенчество, отрочество, зрелый возраст, потом старость, умирание и смерть, для всех людей неизбежная. Да потому что таково благоволение Божие. И доказательством того, что таково благоволение Божие является то, что Он Сам, воплотившись и став Человеком, прошел через все стадии человеческого развития. Он родился маленьким безгласным Младенцем, и Он, как сказано в Евангелии, возрастал, стал Отроком. А потом уже, став Мужем Совершенным, по закону еврейскому в тридцать лет, Он вышел на Свое мироспасительное служение. Значит, что такое время? Я помню прекрасное определение старца Сафрония (Сахарова) , что время – это «место» нашей встречи с Богом. Нам даны эти годы, некоторым всего несколько лет, а другим очень долгая, долгая жизнь, но это не важно, а важно исполнить свое предназначение.

Важно, чтобы в течение нашей земной жизни во времени и в пространстве произошла наша встреча с Вечным Богом. И постоянный призыв Духа Святого в Церкви к тому, чтобы мы жили не жизнью мира сего и не понятиями мира сего, а чтобы мы, находясь еще в теле, жили бы на небесном уровне. Мы уже говорили, что наше жительство, наша жизнь должна быть там, где Христос. И вся динамика нашей жизни, она устремлена к концу времен, устремлена она даже за грань времени. Христианин – это тот человек, который несет в себе вечность и который призван изливать Свет Вечности: Свет Вечной и Нетленной Прекрасной Жизни на окружающих людей и на всю тварь. Итак, дорогие мои, сегодня мы будем поздравлять друг друга с новым годом и с новым крестным счастьем. Дай нам Бог молитвами Пречистой Богородицы, молитвами всех Святых возрастать в вéдении Распятого и Воскресшего Бога и познать Силу Креста и Воскресения Христова в своей собственной жизни. Это есть единственный смысл нашей жизни. Если мы не познаем этого, то можно сказать, что мы прожили эту жизнь зря, впустую. Но для того, чтобы познать Христа Распятого и Воскресшего, познать Христа как Он есть, надо искать Его, искать Его со слезами, со многими слезами, со многими и скорбями, и болезнями, и воздыханиями, зачастую и падая и приближаясь к отчаянию. «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и вопию яко Иона: от тли, Боже, возведи мя!». Вот так жизнь наша очень часто приближается к аду. Но нам дано от Христа через нашего великого отца Силуана слово огненное и победное: «Держи ум твой во аде и не отчиваивайся».

«Россия - Афон: тысячелетие духовного единства»

Весь мир сейчас погружен и погружается все глубже и глубже во тьму отчаяния и во тьму разнородного самоубийства. Старец объяснял, почему это так. Да потому, что слишком много греха. Из-за преумножения грехов на земле люди потеряли способность верить в свое собственное воскресение и, тем более, верить в Воскресение Христа. А если нет воскресения, то, как говорит Апостол Павел, тщетна наша вера (См.Рим.15,14), то не стоит жить. ЕСЛИ НЕТ ВОСКРЕСЕНИЯ, ТО НЕ СТОИТ ЖИТЬ. И где-то с болью сердечной я понимаю тех неверующих несчастных людей, которые кончают жизнь самоубийством. Для таких людей, если они честны перед собой, то нет другого выхода. И только вера во Христа, во Христа Распятого и Воскресшего может спасти нас от саморазрушения и от самоубийства. Если вы читали замечательный роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы», то там Федор Михайлович изображает разные типы воплощенных бесов. Но страшно то, что они все, так или иначе, кончают жизнь самоубийством. И Кириллов, и Ставрогин, и прочие все кончают жизнь самоубийством, все они бросаются во тьму небытия... Этим Федор Михайлович, глубоко и православно верующий человек, хотел сказать, что вне Христа нет Жизни. Вне Христа только тьма небытия и нощь смерти.

Вот уже началось сегодня предпразднство Рождества Христова, зазвучали первые гимны Рождеству Христову. Какие прекрасные, какие вдохновенные! Итак, милые мои, родные мои, будем сегодня поздравлять друг друга и с новыми надеждами, и с новыми вдохновениями! Христианская жизнь ведь – это нечто всегда новое. В своем Плаче Пророк Иеремия говорил, что «милости Господни новы на всяк день». И для нас можно эти слова так переложить, что мы каждое утро, ранним утром совершаем Божественную Литургию, и Божественная Литургия, КАЖДАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ НОВЫМ, ВСЕГДА НОВЫМ СОБЫТИЕМ.

И мы в этом новом году будем стараться углубляться все глубже и глубже, и шире и шире проникать в это Таинство Распятой, Крестной и Жертвенной Любви, Еюже спасается и будет спасаться мир, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» Плач.3,22-23

Схиигумен Серафим,

скит ВсехСвятых

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481299

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 05:15
Ветер
3.1 м/с, Ю
Осадки
3.2 мм
Давление
748.6 мм рт. ст.
Влажность
96%