

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каким видит каждый из нас окружающий мир? Речь идёт не о зрительном восприятии окружающих нас вещей, обстоятельств или людей, а об отношении к нему наших мыслей и эмоций, нашей души. Ведь каждый из нас смотрит на мир не только глазами, но и собственным сердцем. В этом случае мир становится лакмусовой бумажкой, которая отражает наполнение нашего сердца. Если мир переполнен развратом, значит человеческие сердца услаждаются похотью, если в мире войны – сердца полны ненависти и злобы, если в мире преобладает бедность и нищета среди людей – сердца заражены любовью к богатству и лихоимству. Чтобы понять, что завтра может стать с миром, в котором мы живём, достаточно заглянуть в сердца большинства людей.
Движущим механизмом глобальных событий человечества являются человеческие сердца. Сначала в них нас побеждает мысленная сила зла, а затем она разрушает нас и извне. Эта демоническая сила подобна хищнику, захватившему свою добычу и получившему власть над ней до тех пор, пока другая сторонняя сила не отобьет попавшуюся в лапы хищника жертву и не освободит из его когтей. Но, как часто бывает в истории человечества, человеческая гордость не позволяет прибегнуть к этой сторонней силе – к божественной помощи. Человек упорствует в своём неверии, ожесточении, отстаивая свои измышления о видимом мире, где нет места в его жизни Христу, где на первый план человек ставит самого себя, свою гордость и эгоизм, поддаваясь уловкам мысленного змея – дьявола. Вследствие этого приходит расплата за человеческий грех, но не как божественная кара от жестокого Творца, а как расплата, подобная естественному физическому закону тяготения, который испытывает на себе человек, возмечтавший о своих сверхспособностях. Человек, забравшийся на высоту своих амбиций и притязаний на самостоятельность от Бога и Его установленных законов, как физических, так и духовных. Человек, пытающийся силой собственной природы ими пренебречь, но, в конце концов, падающий камнем вниз.
Зачем Христу, вочеловечившемуся Богу, допускать к Себе так близко нечистого? Ведь Он, будучи Богом по природе, был совершенен и не нуждался в испытании Своего произволения между добром и злом, как мы. Зачем Ему это? Затем, чтобы в Его второй, подобной нашей человеческой природе, Которой мы становимся причастной в Таинствах Церкви, отложилось противоядие для нас против уловок мысленного змея. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, – пишет апостол Павел, – то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Как больной с заражённой кровью, в которой присутствует смертельный вирус, нуждается в новой здоровой крови, способной сопротивляться и побеждать болезнь, так и наша кровь после грехопадения первых людей нуждалась в новой крови. В крови способной противостоять греховным болезням и сохранять человека от действий дьявола, но только при одном условии: если мы сопротивляемся нашей свободной волей его соблазнам. По слову апостола: «противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:7-8).
В сегодняшнем Евангелии прозвучали слова Спасителя:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Приближение Царства Небесного – это приближение Бога к человеку. Ведь Бог и есть для человека Царство Небесное. Пребывание человека в Боге равносильно его пребыванию в Царстве Небесном. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – говорит Спаситель в Евангелии. Приближение Бога к черте нашей встречи с Ним уже осуществилось. Далее, чем за эту черту, Он не двинется вперёд, теперь Он ждёт у этой черты человека. Теперь человек, которому Бог дал условия приближения к Нему, должен путём покаяния – оно же есть наше сопротивление дьяволу, наше несогласие с грехом – приблизиться к месту общей встречи с Творцом.
По аналогии из русских сказок, этот путь для нас труден и кажется даже фантастическим для нашего рассудка: «нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт» (сказка «Царевна-лягушка»). Но здесь на помощь человеку приходит вера и молитва к Богу, которые делают невозможное для нас реальностью и кажущуюся сказку былью. И тому пример – слепец из сегодняшнего Евангельского эпизода, который, несмотря на сопротивление шумящей толпы, не отчаивался в ожидании быть услышанным и продолжал с верой взывать ко Христу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). И был в итоге помилован Спасителем и исцелён от своего недуга. Этот эпизод является ещё одним доказательством утешительных для нас Евангельских слов Спасителя: «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). Аминь.
Иеромонах Игнатий (Смирнов),
проповедь в неделю 32-ю по Пятидесятнице.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501030