«Кого люблю, того и наказую», — говорит Господь (см. Откр. 3:19). Отечество наше, народ наш, Церковь наша, были наказаны Господом, наказаны сурово — и гражданскими распрями, и внешними войнами, и разрушением святынь. И эта обитель, сиявшая на весь Русский Север, на всю Святую Русь своим величием и красотой, была низвергнута, осквернена, разрушена.
Мудрым называется тот человек, который выносит уроки — уроки из истории, из своей жизни, из жизни своих родителей, старших, тех, кто ему предшествовал. И если эти уроки разумно усваиваются, то мудрый человек не повторяет ошибок, которые приводят к печальным, а то и к трагическим последствиям. На нашу долю, на долю нашего поколения выпала огромная ответственность — стяжать мудрость на примере трагической истории народа нашего, особенно же истории XX века. Мы должны помнить, что любящий Бог является любящим и справедливым, а торжество зла никогда не соответствует справедливости. И именно для того, чтобы не было торжества зла, Господь и наказывает грешников, проводя их через искупительные страдания, через скорбь, через тесноту, через тревоги, через потерю здоровья, внешнего благополучия и через многие другие скорби.
Дай Бог, чтобы нам хватило мудрости, делая выводы из нашей трагической истории, жизнь свою строить так, чтобы никогда более огненный меч Божий не разил наше Отечество, но, напротив, как в легком дуновении ветра (см. 3 Цар. 19:12) являлась бы нам сила Божия, споспешествующая каждому на его жизненном пути.
Говоря это, я, в первую очередь, имею в виду сию святую обитель, ее монашествующих, которые не могут и не должны гордиться прошлым, но должны всякий раз со смирением взирать на самих себя, пропуская через свой суровый, беспристрастный, честный суд свои помыслы, свои слова, свои деяния, дабы каждому, кто пришел нести иноческий подвиг на этот святой остров, хватало силы для спасения своей души, для духовного устроения обители, а через сие устроение — и на устроение благочестивой жизни нашего народа.
Будем молиться святым преподобным Сергию и Герману — тем, кто не убоялся северного холода, ладожских бурь, уединения, всего того, что в те времена могло привести человека к гибели. Не убоявшись всего этого, они прибыли сюда и создали этот цветущий духовный вертоград. Дай Бог, чтобы и сегодня мы не боялись. Мы более не находимся в одиночестве, потому что мир таков, что одиночества практически не существует. У нас нет опасности перед ладожскими бурями, потому что человечество стало сильным и многому научилось. У нас нет опасностей, связанных и с холодным северным климатом, потому что современный человек многое знает и умеет.Но перед нами не меньшие опасности — в бурях житейского моря. Это страшные подводные течения и водовороты, которых не видно на глади этого житейского моря, но которые действуют чаще всего под водами, имея силу вовлечь в бездну гибели и человека, и общество, и государство, и весь род человеческий. Мы не должны бояться этих искушений, соблазнов, угроз, потому что ничего нового в мире не происходит. Мы должны бодрствовать, как бодрствовали святые преподобные Сергий и Герман; мы должны нести свое призвание так же дерзновенно и мужественно, как они несли, — не поддаваясь соблазнам, оставаясь верными Господу и через свое смиренное служение Богу и людям вымаливая спасение своей собственной души и спасение рода человеческого. Дай Бог, чтобы именно так, а не иначе осуществлялось монашеское житие на этом благословенном острове.
Я в прошлый раз был здесь год назад. За этот год произошли добрые перемены в благоустроении обители; надеюсь, что и в духовном состоянии братии. Я бы хотел, Ваше Преосвященство, владыка игумен, сердечно поблагодарить Вас за руководство этой ставропигиальной обителью и, в том числе, за осуществление воли ее священноигумена Патриарха по дальнейшему устроению и благоукрашению сего святого места, по созиданию духовно сильной, мужественной, мудрой и смиренной монашеской общины. В этот день я хотел бы преподнести Вам в качестве дара сию святую панагию с благодарностью за Ваше служение Господу в этом месте. Храни Вас Господь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси КириллНеусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481287