«Хорошо нам здесь быть...»

Покаянный порыв временами бывает всепоглощающим. В уме и сердце нет ничего, кроме страдальческого сознания: «я пленник злой тьмы». И вот, непредвиденным образом, в темницу души проникает Свет несозданного Солнца: тот Свет, что наполняет все космические просторы.
15.03.2020 Аспирант Артемий Сафьян  2 813

Преображение Господне
Преображение Господне

«Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4) – эти слова, сказанные Петром на Фаворе в момент Преображения Господня, по-евангельски лаконично, но необыкновенно ярко характеризуют христианский опыт богообщения – «хорошо нам здесь быть…». Радость, счастье, восторг – те качества, которыми определяется единство человека и Бога. Как пишет один философ и богослов: «Радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться». Эта радость становится возможной, когда есть всецелое единство Бога с человеком – обожение.

Идея обожения играет особую, почти главенствующую роль в православии. Эта категория принадлежит сфере аскетической практики, но также, т. к. здесь затрагиваются вопросы касающиеся богопознания, бытия Божия, и богословия. Как же православие говорит о Боге и человеке?

Для этой мистической традиции характерен так называемый апофатический метод, при котором Бог описывается не в утвердительных, а в отрицательных терминах: Он «НЕизречен, НЕдоведом, НЕпостижим». Ограниченный человеческий разум не способен по самой своей природе постичь Бога во всей Его полноте, поэтому любые свойства, утверждаемые человеком о Творце, будут условны и приблизительны. Поэтому менее ошибочно будет говорить о том, что Бог не есть, чем о том, чем Он является, ибо последнее невозможно. Свт. Григорий Нисский пишет: «Истинное знание и созерцание Бога заключается в этом: видеть, что Он невидим. Ибо то, что мы ищем, лежит за пределами всякого знания, будучи полностью сокрыто мраком непостижимости». Преп. Иоанн Дамаскин идет еще дальше: «Бог бесконечен и непостижим, и все, что можно постигнуть о Нем, – это Его бесконечность и непостижимость. Бог не принадлежит к существующему: не то, чтобы он не существовал, но Он превыше всего существующего и даже превыше самого существования».

Святая гора Афон
Святая гора Афон

Но можно задаться вопросом «Как же тогда возможно богообщение?». Ведь Христос говорит предельно ясно: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Здесь речь идет именно о знании Бога, возможности соединения с Ним. Метод же отрицания, на первый взгляд, это исключает, заостряя наше внимание на абсолютной непостижимости Творца, Его принципиальной несводимости к чему бы то ни было в нашем мире.

В действительности, православное учение говорит нечто обратное. Но чтобы понять, что именно оно утверждает, приведем пример. Предположим некий юноша увидел где-то фотографию прекрасной девушки, он не знаком с ней лично, у него нет с ней даже общих друзей. И тогда в своем воображении он начинает приписывать ей различные свойства, которые он считает самыми возвышенными, какие только могут существовать.

Теперь предположим, что они все же смогли встретиться, и юноша неожиданно для себя понял, что девушка эта многократно лучше, выше всего того, что он о ней думал, более того, она гораздо прекрасней, чем ее фотография. Это означает, что первоначально юноша был ограничен какими-то своими представлениями о добре, красоте, грации, пусть даже самыми возвышенными представлениями, но при встрече с живым человеком все эти представления были обнулены, потому что реальность оказалась более интересной, более совершенной, чем мир его воображения.

Святитель Григорий (Палама + 14 ноября 1359 года), архиеп. Фессалоникийский
Святитель Григорий (Палама + 14 ноября 1359 года), архиеп. Фессалоникийский
Сказанное можно отнести и к богословию. Православие не исключает приписывания Богу свойств, взятых из человеческого опыта. Вспомним, насколько человечны библейские образы Бога: Он – ревнует и гневается, у Него есть мышца, рука, которой Он творит и поддерживает мир. Апофатический метод всего лишь обозначает необходимые границы такому приписыванию, утверждая о том, что Бог выше любых наших представлений. Чтобы событие богопознания могло произойти, чтобы стало возможным обожение, надо искать встречи с Самим Богом, как Он есть, как Он Сам Себя открывает человеку. Наши же представления зачастую замутняют путь богообщения, подменяют реальность воображением. Поэтому апофатизм православия – это необходимо начало большого пути человека на встречу Богу. Однако, как может творец быть одновременно постижимым и непостижимым, трансцендентным, т. е. находящимся вне границ бытия, и при этом быть в мире, поддерживать мир, соединяться с человеком? Или, иными словами, как мы можем понять, что постигаем в нашем опыте именно Бога, а не наши представления о Нем? На эти вопросы и дал ответ свт. Григорий Палама.

Для него чрезвычайно важно библейское учение о человеке как о едином целом: тело, разум, душа не являются враждующими началами, как полагали многие древнегреческие философы, но находятся в гармонии и соработничестве, которые может разрушить лишь грех. Христос, восприняв на Себя человеческое тело, «сделал плоть неистощимым источником освящения». Защищая монахов-подвижников, применявших в молитве определенные телесные практики, и поэтому обвинявшихся в грубом материализме, свт. Григорий утверждал, что исихасты сохраняют верность библейскому видению человека. Если Христос, приняв плоть, спасает всего человека, а не только его душу или разум, то и в молитве он должен присутствовать всецело, в том числе и телесно.

Отталкиваясь от этого положения, Палама сосредотачивается на главной проблеме: как совместить утверждение о богопознании с тем, что Бог непознаваем по природе. Ответ таков: мы познаем энергии (т. е. действия, проявления) Бога, а не Его сущность. Бог, и правда, абсолютно трансцендентен и непостижим: «Бог не есть природа – пишет свт. Григорий, – ибо Он превыше всякой природы; не есть сущее, ибо Он превыше всякого сущего. Ничто из сотворенного Им ни в малейшей степени не причастно и никогда не будет причастно к высшей природе или же приближено к ней». Но будучи недостижим в сущности, Господь явил себя в своих энергиях. Причем последние не есть нечто существующее отдельно от Бога, сотворенное и данное Им в дар людям. Напротив, энергии есть Сам Бог, в Его данности и проявленности миру. Ибо Бог всецело присутствует в каждой из них. Мир пронизан божественным энергиями, отмечен величием Божиим, являя собой отблеск славы Того, кто создал его.

Афон. Пантелеимонов монастырь
Афон. Пантелеимонов монастырь

Через энергии Бог вступает в непосредственные отношения с человечеством. Они есть благодать, понятая не как дар, т. е. некие предмет, подносимый человеку, но как проявление Самого Бога, живущего и действующего в истории: «Благодать нетварна – Божественна по своей природе» (В. Н. Лосский).

Архимандрит Софроний (Сахаров + 1993)
Архимандрит Софроний (Сахаров + 1993)
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Энергии, в которых сообщает Себя Бог есть Нетварный Свет, говорит свт. Григорий. Сияние, которое исходило от Христа на горе Фавор, созерцает и исихаст. Этот свет не материален, однако человек способен его увидеть, ибо когда он обожен, то все его естество – телесное и духовное – преображается и становится восприимчивым к явлению Бога. Вот как этот опыт описывал архимандрит Софроний (Сахаров): «Покаянный порыв временами бывает всепоглощающим. В уме и сердце нет ничего, кроме страдальческого сознания: «я пленник злой тьмы». И вот, непредвиденным образом, в темницу души проникает Свет несозданного Солнца: тот Свет, что наполняет все космические просторы. Он любовно объемлет наш ум и сердце. Мы видим Его и пребываем в Нем; однако не в силах еще поверить этому чуду Благости Отца нашего…».

Заслуга свт. Григория состоит в том, что он нашел хрупкий богословский «баланс» между божественной неприступностью и участием Бога в жизни мира и человека. Бог всецело Иной для тварного бытия, но через Свои энергии Он входит в тварный универсум. Он – Живой Бог Истории, Бог Библии, воплотившейся во Христе.

Церковь на протяжении всех веков своего существования защищала идею обожения: единства Бога и человека. Во Христе Бог дарит Себя человеку. В благодати молитвы и таинств нам открывается само Божественное Бытие, которое очищает нас и спасает. Во вторую неделю Поста мы вспоминаем великого богослова, который через свою мысль указывает нам путь к Пасхе Господней. Этот праздник мы можем назвать вторым Торжеством Православия.

Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова,
аспирант Артемий Сафьян

Рекомендуем

Теперь можно подавать записки через Telegram
Теперь можно подавать записки через Telegram

Спешим сообщить, что в преддверии Троицкой родительской субботы для Вашего удобства мы создали телеграм-бот, с помощью которого Вы можете подавать записки о здравии и упокоении в нашу церковную лавку, а также сделать пожертвование.

2101

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+12°
сегодня в 13:27
Ветер
0.4 м/с, ВЮВ
Осадки
0.2 мм
Давление
757.2 мм рт. ст.
Влажность
80%