Дорогие отцы и братия!
Наша Пасха в этом году совершенно необычна. Во всяком случае на моей памяти такой Пасхи никогда не было. Сегодня, празднуя Светлое Христово Воскресение, я думаю, многие из нас ощущали необыкновенную благодать и необыкновенную радость, соединённую однако и с глубокой скорбью о тех, кто лишён этой радости. Те из нас, кто облечён священным саном, внимая словам молитвы, особенно глубоко осознавали суть этих драгоценных, священных, дорогих нам слов. Слов, за которыми стоит вечная Жизнь.
Но у многих наших братьев и сестёр, многих пастырей Церкви Христовой нет сегодня этого счастья быть объединёнными вместе Евхаристической молитвой. Тяжко быть в Пасхальную ночь не в храме, тяжко и священнику молиться на Пасху в пустом храме. В этот Священный и Светлый день многие не только лишены возможности молиться в храме, но и обречены страдать на одре болезни.
Я прошу вас молиться о всех тех, кто сейчас задыхается, кто сейчас умоляет в глубине сердца Господа о помиловании, о том, чтобы Господь помог и восставил от одра болезни и сподобил снова служить Церкви или быть в своей семье, – молиться о всех тяжело заболевших.
Не дай Бог никому таких мучений, которые они переживают сейчас. И в эту пору мы должны особенно усердно молиться – это наше призвание, наш долг. И та редкая возможность, которую нам Господь пока даёт, – здесь в тишине молиться от всего сердца о всех страждущих, о всех недугующих, о всех тех, кто просит сейчас Бога о помощи.
Независимо от того – верующие они или неверующие, православные или нет. Потому что всякая душа по сути своей христианка, и мы должны сострадать каждой душе человеческой.
Наша молитва должна сейчас быть не только о тех, кто страждет, кто болеет; не только о тех, кто врачует и спасает больных, – хотя они, конечно, нуждаются в особых, сугубых молитвах, – но и о всех других, особенно же о тех, на ком лежит ответственность за судьбу страны, за жизнь наших людей.
Поэтому наша обязанность – крепко молиться сейчас. У нас нет другой возможности помочь страждущим, как только молиться и самим жить в чистоте – жить так, как заповедал нам Христос. Чтобы Господь услышал. Чтобы мы оправдали наше здесь с вами существование.
Мы должны молиться, не только в церкви. Хотя, я думаю, многие из вас уже осознали, насколько дорога каждому эта возможность, вместе молиться в храме Божием, которой лишены сейчас многие. Но и потому что – кто другой, если не мы?
Очень многие люди сейчас объяты страхом, тревогой, осуждением, ропотом, сомнением. Многие, возможно, испытывают гнев по отношению к тем, кто принимает ответственные решения: «Почему они делают так? Почему они не делают иначе?».
Но сейчас очень важно всем нам понять, что Господь через эти испытания даёт нам возможность впервые за многие и многие годы, даже за десятилетия, осознать себя народом; осознать то, что мы не население, не общество – мы народ! Стать народом. Кто бы ни входил в этот народ, ещё раз повторяю, – и верующие, и неверующие, и те, кто исповедует другую религию, кто поддерживает власть, и кто стоит к ней в оппозиции, люди разных национальностей и убеждений. И стать выше всех этих убеждений, разногласий, разделений. Мы все сейчас должны быть вместе!
Протянуть руку помощи. Кто-то может помочь делом. Кто-то – добрым словом. А кто-то может, вот как мы здесь, от всего сердца молиться о всех, о всей нашей стране, о всём мире. Но одно нельзя делать во время шторма – раскачивать лодку. Надо быть сдержанными в эмоциях, думать о последствиях своих слов и поступков.
Мы привыкли говорить, что монах должен молиться о всём мире. Но у всех ли была такая молитва? Горячая, искренняя молитва за весь мир, исполненная любви и сострадания? Сейчас настало время, чтобы такая молитва пришла к каждому из нас, в глубину нашего сердца, в глубину нашего сознания. Чтобы мы от всей души действительно просили Бога о том, чтобы Господь помиловал всех, каждую душу человеческую. Чтобы исцелил недугующих, помог страждущим, чтобы помог всем нам стать лучше и добрее.
Мы знаем, что Господь попустил это несчастье. Но мы должны понять – для чего? Ведь не для того, чтобы мы пересидели эту беду, каждый в своём углу. Чтобы как-то это мимо нас прошло и лишь бы нас не задело. Нет! Для того, чтобы мы осознали: так ли мы живём, как должны жить? Так ли мы поступаем, как должны поступать по своей вере?
Мы должны переосмыслить свою жизнь. Сколько места в нашей жизни занимает Бог по-настоящему? Не только по тем часам, которые мы, может быть, отстояли в храме или на правиле. А действительно, сколько реально мы были с Ним? Есть ли у нас сострадательная любовь? Насколько горячо наше сердце молится за других? Хотим ли мы быть лучше и жить как подобает христианам.
Вот это сейчас самое главное, что должен каждый из нас осознать.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Игумен Валаамского монастыря,
епископ Троицкий Панкратий
Пасха Христова, 2020 год
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491064