В Евангелии не уточняется, дерзнул ли Фома прикоснуться ко Христу или ему было достаточно Его слов. Правда, существует легенда, что от прикосновения к телу Спасителя у Фомы навсегда срослись средний и безымянный пальцы в напоминание его маловерия. Но в церковных песнопениях благодарно восхваляется Фомино неверие, которое нас и других маловерных опытно удостоверяет в истинности воскрешения Господа.
23 апреля 2017 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, день памяти апостола Фомы, преосвященный епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря, возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители.
Спаситель ублажает тех, кто не глазами опыта, а глазами веры познавших Его Божественность: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).Эти слова побуждают нас к богомыслию над тем, почему невидевшие и уверовавшие названы Господом блаженными; и к размышлению о превосходстве познания через веру над обычным опытным познанием. Об этом превосходстве веры над знанием (или ведением) размышлял преподобный Исаак Сирин. «Ведение противно вере, – говорит он. – Ведение без розыскания и без своих способов действования не может быть познано». То есть опытное знание всегда требует исследования и своих методов доказательства. И «это есть признак колебания в истине, – продолжает преподобный. – А вера требует единого чистого и простого образа мыслей, далекого от всякого ухищрения и изыскания способов».Знание опирается на законы естества, которые как бы охраняют его, «а вера совершает шествие свое выше естества». Опытное знание не может позволить себе сказать: «"На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия" (Пс. 90:13), а вера без труда дозволяет и говорит. Ведение сопровождается страхом, вера – надеждою. В какой мере человек водится способами ведения, в такой же мере связуется он страхом и не может сподобиться освобождения от него. А кто последует вере, тот вскоре делается свободен и самовластен, и как сын Божий всем пользуется свободно самовластно…» – пишет преподобный. «Нередко она (вера) может все производить и из несущего. А ведение не может что-либо произвести без вещества. У ведения нет столько самонадеянности, чтобы производить то, чего не дано естеством. Да и как ему произвести это?» Текучесть воды не позволяет по ней ходить(У преподобного сказано красиво: «Текучее естество воды на хребет свой не приемлет телесных стоп»), и приближающийся к огню сожигает себя, а если у него достанет на, то смелости, то последует беда. Говоря современными словами, ходить по воде и не сгорать во огне приемлемо только посредством веры, а не опытного, научного знания.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что помимо веры «нет другой двери к Нему (Богу)... Эта дверь постепенно отворяется пред тем, кто очищает себя непрестанным покаянием, широко отверста она пред чистым сердцем, затворена она для грехолюбца. Только верою можно приступить к Христу, только верою можно последовать Христу».
Святитель Василий Великий называет «подвигом веры» готовность человека без колебания и сомнения принимать всякое слово Божие. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:8, 17, 19).
Преподобный Серафим Саровский поучал словами преподобного Антиоха: «Вера, есть начало нашего соединения с Богом».
В Евангелии Господь повсюду открывает нам благодатные свойства веры, то есть свойство веры привлекать Божественную силу. Говорит кровоточивой женщине: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:22). Другой, причем язычнице, говорит: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28). Слепцу сказал: «иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10:52). Тонущих учеников укорял: «где вера ваша?» (Лк. 8:25). Прокаженному – «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).
И во многих местах Священного Писания мы видим такую способность веры. Апостолы Петр и Иоанн, исцелив хромого от чрева матери, которого носили на руках и полагали перед храмом для подаяния, свидетельствовали о том, что «ради веры во имя Его (Христа)… вера, которая от Него (Христа), даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3:16). А Апостол Иоанн о божественной силе веры пишет: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). Другой Апостол, Павел, во многих местах пишет о вере как об условии получения благодати: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2:8); «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6); «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:5); «Верою получили мы доступ к той благодати» (Рим. 5:2).
Преподобный Симеон Новый Богослов поучает об этом так: «Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу, потому что ради веры приходит благодать Господа нашего Иисуса Христа в того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая; у кого мала вера, мала и благодать».
Потому-то Господь сказал, что не видевшие, но уверовавшие блаженны, что они познали Христа через веру по благодати, а не через непосредственный опыт, очевидное знание. Господь везде называет блаженными тех, кто причастен Богу, Его Царствию, Божественной благодати, ради веры в Него и жизни по этой вере. Петр назвал Христа Сыном Божиим и этим признал Христа единосущным Богу Отцу, так как Сын и Отец всегда одной природы, единой сути. И за это назван блаженным. Господь подчеркнул, что Петр не человеческим умом дошел, но Отец Небесный открыл ему, то есть Божия благодать открыла Петру Небесную тайну (Мф. 16:17).
«Благодать, – пишет святитель Игнатий, – есть наше истинное блаженство». Святитель Серафим (Соболев) говорит о Ней: «Благодать Святаго Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором апостол Павел сказал: "Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим" (1 Кор. 2:9–10)». Этого-то блаженства да не лишит всех нас воскресший и явившийся Своим ученикам Господь. Аминь!
Иеромонах Никон (Оганов)
Использованная литература: святитель Феофан Затворник. Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него. С.М. Зарин. Заповеди блаженства. Электронная Православная Энциклопедия.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473010