Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X-м веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами.
***
Исторические сведения о них достаточно скудны.
Первоначальным местом подвигов преподобных Сергия и Германа был Святой остров, так говорит предание, известное при Игумене Ефреме во второй половине XVIII века.
Не раз во времена вражеских нашествий (XII–XVII вв.) монастырь переживал опустошение (некоторые историки насчитывают четырнадцать раз).
На долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена вторжений уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.
В XVI веке были утрачены многие исторические документы.
Пропало и житие преподобных Сергия и Германа. Об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря. Это единственный исторический документ, написанный на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители.
***
Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения.
Древние новгородские летописи сообщают об обре́тении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало их церковному почитанию, в пределах Новгородской епархии.
Когда война на севере закончилась, Валаам был оставлен шведами, и в 1182 году валаамские иноки возвратились на Ладожское озеро на свой остров и перенесли с собой святые мощи основателей монастыря.
В грамоте Новгородского митрополита Варлаама от 27 мая 1592 года излагаются некоторые правила Валаамского общежития:
«Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением.
Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, со сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам».
***
В 1611 году монастырь был снова разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы по преданию, захотели откопать мощи Преподобных и надругаться над ними. Господь вскоре послал на них великий недуг. Они устрашились и даже стали почитать Преподобных, над мощами устроили деревянную часовню, чтобы место покоя святых угодников более не было потревожено.
Спустя десятилетия часовня, воздвигнутая наскоро в 1685 г., стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу Преподобных, едва держался в основании. Иноверцы стали забывать святость места и чудотворную силу, охраняющую его.
Один из прибрежных жителей, ока-завшись на монастырской территории, дерзнул посягнуть на святое место — низвергнуть ветхий крест, но тут же его постигла кара Божия: страшные язвины покрыли все тело; несчастный не мог сдвинуться с места. К вечеру он был найден местными жителями, которые отвезли его домой. Мучения, которые он испытывал от боли, приводили всех в ужас. Когда же он рассказал домашним, как и где всё произошло, они вспомнили о святости почивающих там угодников Божиих. Больного повезли обратно на Валаам, и там, испросив над святой могилой прощения, он был исцелен.
Вразумлённый финн осознал безумие своей дерзости и стал благоговейным почитателем Преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 г., когда, по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх начал возобновлять Валаамскую обитель.
***
В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба Преподобным и напечатана с приложением поучительного слова на память их. В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти: 28 июня (11 июля н.ст.) и 11 сентября (24 сентября н.ст.).
***
Основатели монастыря, преподобные Сергий и Герман, не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но Преподобные никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении сотен лет своё незримое присутствие, охраняя молитвенным предстательством Валаамскую обитель.
Свидетельством их богоугодной жизни стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473295