Проповедь в день святого пророка Божия Илии. О ревности и покаянии.

Сегодня, отцы братия и сестры в день памяти Св. Пророка Божия Илии, ревнителя истинного богопочитания, уместно нам вспомнить о духовной ревности.
02.08.2020 иеромонах Никон (Оганов)  6 324

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, отцы братия и сестры в день памяти Святого Пророка Божия Илии, ревнителя истинного богопочитания, уместно нам вспомнить о духовной ревности. Правда, нам, наверное, приличнее было бы говорить о ее недостатке — потому как, состояние теплохладности характерно для многих из нас, современных православных христиан.


Преподобный Исаак Сирин определяет, что есть ревность: как только у нас возникает любое доброе желание, вместе с ним в душе естественно рождается сильное чувство ограждающее, защищающее это доброе желание.

Оно не допускает, чтобы к этому доброму желанию, к доброй мысли не приблизилось какое-либо сопротивление, препятствие и преграда. Это чувство и есть ревность и она, по слову Преподобного, «приобретает великую крепость и несказанную силу ограждать на всякий час душу от расслабления или от боязни, при устремлениях на нее всякого рода стеснительных обстоятельств».

Но желания, к сожалению, у нас бывают не только добрые, но и греховные, тогда страсти наши разжигают злую ревность в их достижении, которая иногда тоже преодолевает все преграды, и такая ревность будет уже бесовской. Часто такая ревность возникает при наших желаниях обладать чем-либо или кем-либо, или обладать властью, дающей превосходство над другими.

Особенно такая злая ревность проявляется в жажде славы человеческой. Человек разгорается такой бесовской ревностью так, что не щадит ни сил, ни живота, ни своего, ни чужого. Но, бывают состояния еще бедственнее, это когда человек не имеет никаких желаний, ни добрых, ни страстных. Он ко всему равнодушен, индифферентен, ни к чему не стремится. Он безучастен и к своему бедственному состоянию так, что ему и не нужно ничего.

О таком состоянии в Откровении Апостола Иоанна сказано: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. (Откр.3:15-19)»

Эти слова непосредственно касаются и нас — мы, сегодняшние христиане, особенно страдаем теплохладностью, исцелится от которой, Господь нас призывает через ревностное покаяние. Если святой пророк Илия ревновал о вере в истинного Бога, находясь среди отступников веры, то мы, уже верующие в истинного Бога, и Сына Его воплощенного, получившие благодать Духа Святаго через крещение, находясь во множестве грехов своих, которые, при отсутствии должного покаяния, делают нас такими же отступниками веры, должны ревновать об истинном покаянии.

Господь прямо указывает нам причины теплохладности — самомнение о своем удовлетворительном состоянии — «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Это душевное состояние самодовольства, которое испаряет покаянный дух, широко распространено в современном человеческом обществе.

Многими годами люди приучались к комфортной жизни, которая через телесный комфорт, усыпляет и душу, и дух: если моему телу и душе комфортно, то значит все в порядке, все хорошо — вот уже и рай. И, уже малейший дискомфорт воспринимается нами как посягательство на нашу личность. Скорби, таким человеком воспринимаются как катастрофа.

Мы, привыкаем к размеренной, комфортной жизни, без особых скорбей, ко внешнему исполнению правил, к размеренным порядкам жизни, и почитаем себя неплохим человеком, особенно, если нет человеческих нареканий. Этим успокаиваем свою совесть, говорим в себе, — я не вор, не убийца, хожу в храм, исполняю молитвенное правило, в общем добрый человек; конечно, не идеал, но, как могу, более или менее живу прилично и … ни в чем не имею особой нужды. Говорим часто тогда, когда как раз, имеем нужду в покаянии.

Только покаянный дух, сокрушенное сердце, страх за свою будущую участь открывает нам глаза, и мы видим, как далеко мы отстоим от тех, кому обращены слова: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

Покаяние изгоняет из сердца стремление к комфорту. Поэтому, нам и надо возжелать этот покаянный дух, купить его у Бога, заплатить Ему за него терпением скорбей и смирением ко всем обстоятельствам нашей жизни, ко всем людям и постигающим нас скорбям.

Даждь кровь — прими дух, прими благодать, этот девиз мы слышали не редко и его никто не отменял. Дать кровь, значит мужественно нести все, что с нами приключается, — в том числе и себя, и свое нерадение, свою неисправность, свои ошибки, свои неискоренимые страсти. Нести — значит, не отчаиваться, не роптать, но благодарить, не обвинять ни Бога, ни людей, ни место, ни время.

Все это вместе — рождает смирение, рождает не вдруг, и не легко, напротив — тягостно, больно и долго, иногда, всю жизнь. Все ответы всех старцев, в конечном счете об этом, о смирении, которое не родится в нас, пока не сокрушится в пыль наше горделивое сердце.

А оно сокрушается тогда, когда мы изо дня в день осознаем свое окаянство и пытаемся изменить свое сердце, когда, сокрушаясь о своем убожестве, лени, коварстве, хитрости, изворотливости, глупости, безумии, неисправности, и когда размышляем о всей своей, так называемой духовной жизни, которая не изменяется, порой и десятилетиями.

Видение всего этого и больше этого, о котором и не леть глаголати, сокрушает наше горделивое я, рушит ветхого человека и... привлекает Божию милость, Божию благодать, которая производит в нас нового человека по образу, и уже по подобию Сына Божия. Тогда только, приходит Любовь, тогда только, благодать становится основным содержанием жизни и поступков.


А чтобы перенести это сокрушение, чтобы перейти через эту пустыню и достигнуть земли обетованной, требуется молитва.

Для нас, новоначальных, важнее всего навык, привычка молиться на всякое время и место, в любом даже мелком деле, даже при мелком препятствии. Когда же будут жалить нас пустынные змеи отчаяния и маловерия, тогда будем взирать на крест Христов, который есть любовь и надежда.

Крест показывает нам, что яд и сила всех страстей, всех скорбей уже убиты, и то что мы испытываем, это всего лишь горькое лекарство от Врача, дарующее нам вечную жизнь. Более того, вместе с горечью скорбей приходит и утешение Божие. По слову преподобного Исаака Сирианина: «Жизнь вечная есть утешение в Боге; и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское…»

Будем молиться как учит нас Преподобный: «Сподоби меня, Господи, действительно быть мертвым для собеседования с миром сим». И знай, что совместил ты в этом все прошения; старайся же исполнить в себе дело это» (преподобный Исаак Сирский Слово 38). Аминь!

Использованная литература: преподобного Исаак Сирский. Слова.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 481285

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 01:13
Ветер
3.1 м/с, Ю
Осадки
0.4 мм
Давление
747.3 мм рт. ст.
Влажность
95%