Молитва посвящается их Императорским высочествам Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народные гоненья
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженье,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас,
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Сегодня день торжества Крестной Жертвенной Любви, Любви Христовой. Это одна сторона. Но это также день глубокого и позора, и стыда, и траура. Потому что, мне кажется, что то, что было сделано тогда не только в подвале Ипатьевского дома, но и во множестве всяких подвалов Лубянки и прочих подобных учреждений, далеко-далеко недостаточно оплакано и далеко-далеко недостаточно осмыслено.
Стало почти банальным говорить о необходимости всенародного покаяния. Но всё равно, мне кажется, что сегодня в этот день убийства царской семьи нужно повторить эти слова. Потому что окружающая нас действительность показывает, что, как тогда было абсолютно безразлично большинству русского народа – что и как с их бывшим Государем, Царём, так и сейчас мало кто заботится, даже мало кто знает своё совсем-совсем недавнее такое трагическое прошлое.
Недавно был у нас юноша лет 20-25. Я показал ему икону Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Я спросил, знает ли он, кто это. И он сказал: «Нет, я не знаю». И пришлось ему рассказать. А ведь таких юношей и девиц сколько угодно на просторах бывшей Святой Руси.
И надо сказать, всё-таки надо смотреть правде в глаза, что пока не будет такого глубокого осмысления, прежде всего молитвенного, покаянного осмысления, недавней истории ХХ века в России, то не стоит мечтать о каком-либо возрождении. Потому что только покаянием, только слезами, только плачем омывается грех, омывается кровь.
А вся Россия после такого зверского начала в Ипатьевском доме, вся страна в течение многих десятилетий была залита и кровью, и слезами многих и многих миллионов невинных, по существу говоря, людей. И для того, чтобы воцарился новый мир, новый порядок, для того, чтобы появился новый человек без всяких нравственных каких-либо «предрассудков» нужно было, конечно, убрать символ России, символ русского православного духа, нужно было убрать Царя.
После начала перестройки было издано немало всяких документов исторических по поводу и отречения, и роли Государя в истории в годы революционные и так далее, но мне кажется, что, как я вчера говорил, для нас помимо такого чисто исторического документального подхода, есть ещё другой, более важный подход: это, опять-таки, молитва.
«Ни един человек без греха», – как говорит церковная молитва. Поэтому, рассуждать о том, какие были немощи и недостатки у Царя, о том, как он не справлялся со своими обязанностями и так далее, мне кажется бессмысленно потому, что те годы были настолько смутны, такая неразбериха была создана специально, что никто, мне кажется, не мог справиться с такой ситуацией. И то, что сделал Государь, когда он отрекся от престола, было самым лучшим и самым мудрым актом, который он мог, в то время и в тех условиях, сделать. Судить о тех временах можно по его словам: «Малодушие, трусость и измена кругом», – вот чем был он окружён. Отнюдь не любовью, не благодарностью, не молитвенной поддержкой своего народа, а малодушием, изменой и трусостью.
Екатеринбург называют голгофой Русской земли и это, пожалуй, так. Это самая высокая и мистически самая важная голгофа Русской земли. Таких голгоф, к сожалению, очень много на Русской земле. Можно сказать, что каждая область нашей несчастной страны, является такой голгофой. Самые знаменитые: Соловки, Колыма, Казахстан, весь север, вся Сибирь – всё усеяно человеческими костьми, и надо об этом помнить, что мы ходим, фактически, по мученическим костям. Если мы, хоть чуть-чуть, будем помнить об этом, то думаю, что наша жизнь качественно изменится.
Несколько лет назад я побывал в страшных, мученических местах нашей России – на Севере в Норильске, где был страшный, зловещий Норильлаг, который на своих костях строил этот безумный город, строил порт на Енисее. Был также на Колыме, в Магадане. И надо сказать, к сожалению, ни тут, ни там не видно никакого осмысления того, что совсем недавно там происходило. Ну что ж, жизнь жительствует, и на костях мучеников поют песни и пляшут, как это было, на самом деле, и во дни «великой октябрьской революции» по всей России.
И даже, даже церковное сознание недостаточно, мне кажется, оценивает подвиг новомучеников и исповедников во главе с Царём Николаем, во главе и с Патриархом Тихоном. Да, на Соборе двухтысячного года прославили их, но этого недостаточно, и кажется, что мы должны жить и питаться, вдохновляться их духом, их примером. Потому что, не обманывая себя, надо сказать, что мы тоже живем в мученические времена и совсем неизвестно, что нас завтра ожидает. Потому, как говорится, «Уготовихся и не смутихся».
Могли ли Царственные мученики, когда вступали они на Всероссийский престол, могли ли они подумать, что они закончат свои дни в таком унижении, в таком истощании, в заточении в кровавом подвале Ипатьевского дома? Нет, наверное, но поскольку они всю свою жизнь старались, стремились жить в духе Евангелия, то они оказались готовыми, и принесли себя, действительно, как непорочные жертвы за свой обезумевший народ.
Семь лет года назад мне посчастливилось, я имел благословение побывать в тех местах: в Екатеринбурге, в Алапаевске, на Ганиной Яме зимой, и послужил панихиду первую, по прибытию туда. Как вы знаете Ипатьевский дом был снесен, к сожалению, бывшим нашим президентом Ельциным, в его бытность секретарем Екатеринбургской области, но на его месте построили чудесный храм Спаса-на-Крови. И в подвале этого храма, там, на месте расстрельной комнаты, устроен Престол, первую панихиду я служил как раз там. И чудесным образом соединялись два чувства: сильнейшей, невыносимой скорби, невозможности осмыслить, вместить того ужаса, и, с другой стороны всё-таки торжество распятого и воскресшего Христа, то есть пасхальное чувство. И, по сути говоря, таков наш путь христианский - «смертию смерть поправ».
Где теперь все эти юровские, белобородовы, ульяновы, дзержинские? Где они? Страшно подумать.
А имена, не только Святых Царственных мучеников, но и многих, многих, многих миллионов простых русских людей, Богу ведомые, хранятся в Боге Великой Любви и прославлены ныне Славою Голгофскою: «Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем. Аще Бог прославися в Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит Его» (Ин. 13, 31-32). И такой Славою Нетленною прославил Господь Своих верных слуг и рабов: Царя Николая, Царицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, и их же молитвами да укрепить нас Господь на всякое страдание ради Его Любви.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас,
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481321