Трудами братии Валаамского монастыря: "Мастер от Бога"

В нашей Валаамской обители все лучшее мы стараемся посвящать Богу. Поэтому и мастеров, которые создают святые образы для часовен и храмов монастыря, выбираем с особым тщанием...
02.12.2015 Трудами братии монастыря  14 619
В нашей Валаамской обители все лучшее мы стараемся посвящать Богу. Поэтому и мастеров, которые создают святые образы для часовен и храмов монастыря, выбираем с особым тщанием. Таких, что пишут не только кисточкой, но и собственным сердцем – чистым, открытым, любящим. Александр Соколов был одним из них.

В феврале нынешнего года после тяжелой болезни он преставился ко Господу. Неоконченной осталась роспись храма на Кипре, над которой Александр Михайлович работал перед смертью. Холодные и сухие лежат теперь его краски в мастерской в Москве. Однако пути Господни неисповедимы. И не нам судить, вовремя ушел человек в мир иной или нет. Тем более, за 55 лет жизни Александр Михайлович успел немало...

Встреча
Душа его тянулась к творчеству с детства. Сначала он рисовал сам, а потом его талант и старание заметила тетя и помогла племяннику поступить в Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств, которую он с успехом окончил.

Школа эта располагалась в те годы в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. В ней будущий мастер и увидел икону впервые. Это был Звенигородский Спас Андрея Рублева. При одном лишь взгляде на лик Спасителя по спине у юного художника пробежали мурашки. И потом он всю жизнь вспоминал о том, как почувствовал благодать и Божественный свет, исходящий от святого образа.

В 16 лет Александр крестился. И сразу же задумался о том, чтобы попытаться написать икону. Вот только времени ему не хватило. Молодого художника призвали служить на флот. В ноябре 1980 года он демобилизовался и сразу женился на Марии Вишняк, вместе с которой учился в художественной школе. А через месяц Александр Михайлович написал первый образ на доске, заготовленной им во время военной службы. Это был список иконы святой Параскевы из Покровского собора, расположенного на Рогожском кладбище. К сожалению, список не сохранился. Зато вторая икона – «Не рыдай Мене, Мати» – по сей день находится в семье Соколовых-Вишняк.

Наставники
Александр Михайлович начал писать иконы в советское время, когда любые церковные занятия находились под строжайшим запретом. Согласно статье Уголовного кодекса о «Производстве предметов культа», за иконопись могли привлечь к судебной ответственности. Однако вопреки этому люди продолжали творить, славя Бога и всех угодников Его. Причем некоторые даже начинали с нуля, без учителей. Но Александру Михайловичу в этом отношении повезло. Господь послал ему мудрых, знающих наставников.

Один из них – духовник семьи Соколовых-Вишняк, отец Анатолий Яковин, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Сам он не был художником, зато устройство его деревянного храма на всю жизнь стало для Александра Михайловича эталоном внутреннего убранства церкви.

Батюшка всегда помогал своему духовному чаду, поддерживал, причем не только словом, но и делом. Когда молодой мастер стал главой семьи и сидел без денег, отец Анатолий давал ему писать списки с икон и обязательно подбирал для него творческую работу – такую, над которой Александр мог подумать, поразмышлять и прийти к собственным выводам.

Иконописец Борис Андреев помог в обучении технике. Он был реставратором в Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, а иконы писал полуподпольно. Спустя какое-то время в этом же центре стал работать и сам Александр Михайлович и познакомился там еще с одним наставником – Адольфом Овчинниковым, который разработал точную технологию иконописи.

Всю жизнь Александр Михайлович с благодарностью вспоминал и Александра Комарова, автора учебника по монументальной живописи. С ним молодой иконописец познакомился в Строгановке, где учился реставрации, технологии и копированию.

И, конечно, для начинающего мастера стала очень полезной совместная работа со знаменитым иконописцем отцом Зиноном (Теодором). Александр Михайлович целый год трудился с ним рука об руку над восстановлением Свято-Данилова монастыря, когда эту святую обитель вернули Православной Церкви.

Когда работа - по сердцу
Вот так, шаг за шагом, Александр Михайлович и сам стал Мастером с большой буквы и даже повлиял на развитие иконописной традиции. Он часто принимал участие в иконописных выставках. Его работы выставлялись в России и за рубежом. И, конечно, Александр Соколов всегда много работал. За свою жизнь он создал большое количество икон, немало росписей в храмах Москвы. Он писал для храмов Сибири, Марий-Эл, Башкирии. Работал в Польше, Японии, Америке, Германии, на Сицилии...

При этом поездки и известность Александр Соколов никогда не ставил во главу угла. Главным для него было одно – трудиться во славу Божию, развивать собственную душу через работу. И тот факт, что икона «Неупиваемая Чаша», написанная Александром Михайловичем для Серпуховского Высоцкого монастыря, прославилась как чудотворная, говорит сам за себя. По свидетельству многочисленных паломников, оставивших записи в монастырской книге отзывов, святой образ помог сотням людей преодолеть тяжкий недуг пьянственной страсти. А ведь на момент его создания мастеру было всего 33 года!

Трудился Александр Соколов и для нашего Валаамского монастыря. С 1991 года он часто приезжал сюда вместе со своей семьей. И мастера, и его жену Марию Вишняк, очаровала удивительная, изысканная красота Русского Севера. А Валаам стал для них настоящей жемчужиной Карелии. Особенно в то время, когда обитель еще не успели восстановить, и она походила на остров уединения, которым и была для всех в XIX веке и гораздо раньше.

Каждый из супругов занимался на Валааме своим делом. Мария Вишняк писала пейзажи. В 1991 году она жила в нашей обители месяц. Причем по весьма интересной системе. По утрам послушник владыки Панкратия отвозил ее вглубь острова и оставлял там на целый день с этюдником. А вечером, после заката, забирал обратно. Так они условились. Сам же Александр Михайлович трудился для монастыря.

В 2002 – 2003 годах по просьбе тогда еще архимандрита Панкратия он написал для храма Валаамской Божией Матери иконостас. Правда, поначалу, глядя на восстановленный иконостас нижнего храма Спасо-Преображенского собора, он искренне недоумевал: «А зачем я вам нужен, если у вас на Валааме такие иконописцы работают?» Так скромно мастер относился к своим работам.

ca144ec3dfd8d0608ea4715e56a2b89b.JPG Но когда владыка Панкратий попросил его написать икону Царственных мучеников для Смоленского скита, не отказал. С готовностью взялся за дело. И с удивительной трепетностью сумел передать тонкое портретное сходство всех членов августейшей семьи. Разумеется, это не случайно.

Перед тем как начать работу над иконой, мастер прочитал множество книг, связанных с императором, переписку царской семьи. А еще пересмотрел документальные фильмы, посвященные Романовым. Он побывал в Екатеринбурге, на Ганиной Яме и в остальных местах, так или иначе связанных с жизнью и смертью Императора и его близких. И отзывы людей, приближенных к августейшим особам, были просмотрены им самым тщательным образом. Изучение было глубокое, очень долгое. Лишь после этого Александр Михайлович начал создание образа.

В память о Мастере
Сегодня икону Царственных мучеников, написанную Александром Соколовым, можно увидеть не только на Валааме. В начале ноября в Храме Христа Спасителя открылась посмертная выставка мастера. На ней представлено около ста работ разных периодов творчества иконописца, начиная с 1980 года, когда он создал образ «Не рыдай Мене, Мати» (собрание семьи Соколовых-Вишняк) до 2014-го – последнего года жизни. Гости выставки могут увидеть панагии, мозаику, репродукции фресок из храмов и монастырей России и зарубежья. И, конечно, там есть ряд икон, написанных мастером, в том числе образ Царственных мучеников с часовни Смоленского скита Валаамского монастыря, привезенный специально в Москву на выставку художника.

«Идея выставки заключается в том, чтобы собрать воедино и показать весь диапазон возможностей современного иконописца, который, подобно мастерам древности, средних веков и нового времени, мог работать в разных жанрах и областях художественного творчества. Александр не только писал иконы, но и проектировал иконостасы и храмы. И каждой работе отдавал себя целиком», – сказала вдова художника и организатор выставки Мария Вишняк.

Продлится выставка до 6 декабря. После чего все иконы и работы Александра Михайловича вернутся на свои места. Но память о нем еще долго будет жить в сердцах родных и друзей мастера, которых он одарил своей любовью. И, конечно, помнить о нем будут у нас в монастыре. В храме Валаамской иконы Божией Матери, где работал иконописец, теперь совершается дневное чтение Неусыпаемой Псалтири, во время которого постоянно поминают и раба Божиего Александра. Вечная ему память!

Текст подготовлен трудами братии Валаамского монастыря + Алена Кашура и Екатерина Рачкова.

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415370

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
сегодня в 04:59
Ветер
3.1 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
761.3 мм рт. ст.
Влажность
82%