RSSВеб-камера

Проповедь иеромонаха Игнатия в 18-ую Неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Каким образом мы открываем для себя познание истинного Бога, а не вымышленного? «Ибо хотя и есть так называемые боги, – пишет апостол Павел, – или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,  – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор. 8:5-7)». Следуем ли мы за Христом? Ведь нам может лишь казаться, что мы идём за Христом. А в действительности мы следуем лишь какому-то своему нравственному идеалу или своей жизненной философии, смешанной с нашими страстями, где Христу отводится роль, в лучшем случае, нашего помощника, и Он не становится для нас той Единственной Личностью, о Которой говорится в Евангелии: «ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:57)».

Чудесный улов рыбы

В Церкви мы порой надеемся найти с Божьей помощью то, что потеряли или не смогли найти самостоятельными усилиями в миру, а именно некую самореализацию в земном или житейском плане или пусть даже в душевном настроении, что также может быть утопией без нашего единения со Христом. Потому как есть определённая разница между душевными и духовными потребностями человека, и эта разница чётко выражена Христом в словах: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее (Лк. 9:24)».

Ведь Церковь играет иную роль в нашей жизни, уникальную и более значимую, чем удовлетворение разнообразных земных амбиций и желаний. Нашу Церковь можно сравнить не только с «кораблём спасения», переплывающим житейском море, но и с «машиной времени», которая ещё в этой жизни способна перенести обоженное сознание человека в иное измерение, в иной мир, где всё проникнуто Духом Святым и действует в согласии с Божественной волей; где, как сказано в Апокалипсисе, «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:3-4)».

Всё наше настоящее проникнуто будущим воздаянием, которое является божественным Словом. «Небо и земля пройдут, слова же Мои не пройдут (Мф. 24;35)»,– говорится в Евангелии. «Эсхатологическое время уже началось; уже есть люди, которые на “суд не приходят, но перешли от смерти в жизнь (Ин. 5;24)”». Уже есть те, кто оставил свои временные желания и ищет лишь того, чтобы умом и сердцем следовать за Христом из настоящего временного в будущее вечное, доверяя Ему свою жизнь.

Возможно, кто-то из нас вряд ли бы стоял сейчас здесь, если бы у него в миру всё сложилось так, как ему бы хотелось. Иногда Промысл Божий может действовать против нашей воли, чтобы таким образом привести человека в Церковь. Не всегда такой человек вскоре может смириться со своим положением. Находясь не один год в Церкви, он продолжает искать выход своим закоренелым душевным потребностям и амбициям, продолжает служить в первую очередь своим земным интересам и целям, всему тому, что ставит его на одну ступень со всем остальным миром.

По недостатку духовного опыта мы также бываем в своей жизни зациклены на борьбе со всевозможными трудностями и проблемами, которые в буквальном смысле тяжестью задавливают душу, отнимают всю её энергию, лишая радости. Это наша постоянная борьба и безуспешность в ней, неудовлетворённость своим состоянием, унылость, депрессивность часто становятся заметными для окружающих. Человеку со стороны, полагающемуся лишь на свои силы, кажется, что Церковь в своём видимом большинстве представляет собой лишь собрание слабохарактерных, ленивых, невежественных, непросвещенных, в современном понимании, людей. Внешне нередко это действительно может выглядеть именно так. Мы не выдерживаем накала духовной борьбы, часто теряем веру в Промысл Божий о нас, унываем и опускаем руки.

Как правило, в духовной жизни все складывается так, что Господь призывает нас к Себе, но через некоторое время Он же нас и сокрушает. Он выставляет нас порой посмешищем для мира с нашими христианскими принципами, с нашим новым положением в обществе, с нашими финансовыми трудностями, проблемами в семье или со здоровьем. Всё чаще в Церкви звучит недоумение: «Почему ничего у меня в жизни не меняется, а становится всё хуже? Где же Бог?». Тем самым Господь уже сейчас каждого из нас заставляет делать выбор: «С кем я?». С миром и его благами, либо со Христом и Его Промыслом о нас. Рассудок, расслабленный самолюбием и желанием комфорта, не может осмыслить возникающее в нашей жизни противоречие между Божьей благостью и теми скорбями, как внутренними, душевными, так и внешними, которые посещают нас. Где же искать утешение и поддержки в этом состоянии? Нам иногда кажется, что Господь неумолим.

В итоге, чтобы всё-таки найти облегчение от этого внутреннего напряжения, возникающего каждый раз в нашей душе из-за подобной жизненной дилеммы, придётся, так или иначе, двигаться дальше, чтобы наконец духовно прийти к истокам своего бытия, преодолевая все жизненные испытания со Христом, доверяя Ему. Только так мы постепенно обретаем подлинное духовное самопознание, которое заключается в нашей абсолютной зависимости от Христа. Эта зависимость в духовной жизни называется смирением. Добродетель смирения – это не болезненная зависимость, которая делает нас несчастными и унылыми, лишая личностной свободы. Эта зависимость, которая своей Божественной энергией соединяет нас со Христом и возвышает над собственной природой с её немощами и болезнями. Она заполняет все пустоты нашей души Божественной радостью и наслаждением без всякой связи с благами этого мира. Добродетель смирения невозможно приобрести вне Церкви, вне следования за Христом через муки самоумаления и сокрушения нашего «я», нашей воли перед Промыслом Божьим.

Вот как описывает эту добродетель прп. Силуан Афонский: «Господь любит людей, пишет он, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – все хорошо, все радостно, все прекрасно. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его. Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: «мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Так всякой смиренной душе Господь дает мир».

Хочется сказать также о том, что сегодняшний отрывок из Евангелия передаёт некий духовный опыт, раскрывающий перед нами глубокое внутреннее изменение человеческой души при соприкосновении с Божественным естеством. В этом эпизоде, где простые рыбаки призываются Христом на апостольское служение, нам открывается перемена душевного состояния апостола Петра, испытывающего на себе Божественное действие. Еще минуту назад, до совершения Спасителем чуда с уловом рыб, апостол Пётр называет Его «Наставник», одновременно указывая Христу на абсурдность Его просьбы такими словами: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Но когда Пётр всё-таки послушался Христа и бросил сети в море по Его слову, то совершилось невозможное для его рассудка. В тот же самый момент вместе с этим внешним чудесным событием происходит ещё одно чудо, самое значимое для апостола – его сердце соприкасается с невидимым для чувственных глаз Божественным светом. В этом чудном свете он познаёт и исповедует в Том, Которого ещё недавно называл «Наставником», – Господа. «Увидев это (чудо), говорится в Евангелии, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5:8)». Божественное соприкосновение с человеком, как видно из этого Евангельского отрывка, самим человеком переживается, прежде всего, как благодатное чувство покаяния и сокрушения о своей греховности и нечистоте. Это выглядит логичным, если принимать во внимание, что нас просвещает уже не наше самостоятельное познание самих себя, искаженное через призму собственных страстей, – ведь человек также обладает светом собственного разума, дающего ему познание себя самого и окружающего мира. Но нас просвещает в этот момент нетварный Божественный свет, открывющий истинное состояние нашей души как внутреннюю тьму греха, без примеси нашего собственного мнения о себе, что и будет, в итоге, нашим истинным познанием самих себя. «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23)», – говорит Спаситель в Евангелии о человеке.

Познание нами Бога начинается с покаяния, которое рождается от соприкосновения нашего ума и сердца с Божественным светом. В этом покаянии нет рабского страха, в нём нет мучения, оно переживается нами как призыв следовать за Тем, Кто обратил наше сознание от суеты этого мира во глубину нашей души, соединив на короткий момент наш ум и сердце с Самим Собой. Тем самым, дав нам истинно познать самих себя, дав нам испытать на мгновение наше главное предназначение в этой жизни, заполнив наши внутренние пустоты Своим Духом, Своим Светом и Жизнью, Своей Личностью. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос  (Гал. 2:20)», пишет апостол Павел.

Истинное покаяние не заставляет человека стоять в стороне от Бога, печалясь и унывая от осознания собственных грехов и страстей, в чем есть проявление нашей гордости и неразумия. Истинное покаяние призывает нас, в подражание святым апостолам, духовно следовать за Христом как за своим Врачом: «…И, вытащив обе лодки на берег, сказано в сегодняшнем отрывке из Евангелия, оставили все и последовали за Ним (Лк. 5:1-11)». Истинное покаяние побуждает нас полностью доверять Христу себя и свою жизнь, открывая и исповедуя Ему свои греховные раны и пороки, Причащаясь Его Пречистых Тела и Крови во исцеление души и тела. «Если тело, прикасаясь другому телу, изменяется в своих действиях, пишет прп. Иоанн Лествичник, заверяя в нашем чудесном преображении через Таинство Евхаристии,  – то как не изменится тот, который неповинными руками прикасается телу Божию».

Воскресный день, сегодня, совпал с памятью нашего горячо любимого Игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, который как при жизни, так и после своей смерти являет пример смирения и любви Христовой. Примечательны слова преподобного Сергия из его Жития, кротко и с любовью сказанные им в адрес своего раскаявшегося обидчика, прилюдно оскорбившего смиренного старца Игумена своим невежественным к нему отношением и презрением. Преподобный сказал ему следующее: «Не скорби, чадо, один ты справедливо рассудил обо мне; ведь они все ошибаются!» Далее в Житии сказано: «…И он утешил его назидательным словом и отпустил с благословением… Но доброе сердце простого человека так было тронуто смирением и любовью великого подвижника, что он скоро опять пришёл в обитель, дабы уже никогда её не оставлять». В этом одном из многих примеров его святой жизни, как будто при живом общении, чувствуется проявление смиренного Духа Христова, который почивал на преподобном Сергии. Конечно же, это действие благодати Божьей. И сегодня, приезжая в Лавру, мы припадаем к преподобному Сергию, как к живому. Дух Христовой любви и смирения и сегодня касается человеческих сердец в этом месте, тем самым свидетельствуя о богоносности преподобного Сергия. Это великая милость Божья, что Господь даёт нам возможность познавать в своих святых Его Самого, призывая через них нас самих к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29)». Ему же слава во веки веков. Аминь.   

Иеромонах Игнатий (Смирнов)

09.10.2017
Поделиться:
Пожертвовать на:
Заполните поля для молитвенного благодарения
Имя (необязательно):
Город (необязательно):
Email (необязательно):
Сумма:

Ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно по ссылке.

Погода на Валааме на 12.12.2017 03:51

Данные получены с монастырской метеостанции:
Температура:
2°C ощущается как 1°C макс 2°C в 02:51 мин 2°C в 00:00
Ветер:
0.9 м/с (юг) макс 4.5 м/с в 01:46
Осадки: 1.0 мм
Давление:
753.5 мм (устойчиво)
Влажность: 98%
Подробную информацию можно получить по ссылке.