Вот и выпал на Валааме первый, пока еще неуверенный мокрый снежок. Он принес с собой отголосок той детской радости, которую испытывают малыши своей незамутненной грехами душой, восприимчивой к привычным для взрослых чудесам Божьего мира.
Незаметными, робкими шажочками подкрадывается неумолимая холодная старушка. А когда совсем расхозяйничается, то непременно завалит всю округу глубокими сугробами, скуёт скользящей ледяной гладью буйные воды Ладоги, распишет окна келий изящными узорами. А там… знай прокладывай тропинки по хрустящему заснеженному лесу, дыши чистым морозным воздухом, любуйся уснувшей зимней природой, лепи снежок и смело кидай в хмурого друга (для пущего смирения).
Но пока еще не раз покапризничает, поплачет полусонная дождливая осень, уже совсем растерявшая свои разноцветные краски, прежде чем уступить место белоснежным мягким покровам.
Серая гамма поздней осени с ее пожухлой травой и промозглой погодой часто считается главной виновницей кислого, безрадостного настроения. Но радость бывает разная. Разве бурные, выплескивающиеся эмоции должны быть обязательным её атрибутом? Напротив, настоящая, духовная радость чаще бывает тихой, сокровенной, миротворящей, растворенной слезами сокрушения и благодарности. Отцы говорят, что от настоящего покаяния рождается истинная радость и твердая надежда на Бога.
Для нас, христиан, помимо каких-то земных утешений, главным источником радости является сам Господь наш Иисус Христос. Если в нас будет эта радость о Господе, её никто у нас не отнимет. Если в душе воссияет Солнце Правды – Христос, тогда при любой погоде нам будет хорошо и светло.
Святитель Иннокентий Херсонский пишет: «Грешная душа тверда, бесчувственна и безжизненна, как земля зимою: отчего? Оттого ли, что вечное Солнце далеко от нее? Нет, к грешнику Господь ближе нежели к праведнику Своим милосердием. Ибо Сам Он сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2; 17).
Что же препятствует лучам вечного Солнца оживить бедную душу грешника и произвести в ней весну духовную? То же самое, что чувственному солнцу препятствует произвести на земле весну зимою: не прямое положение грешника в отношении к вечному Солнцу — Богу. Посему-то в душе грешной, как в природе зимою, все наго и покрыто снегом и льдом; и это так бывает ощутительно, что даже самые миролюбцы и грешники, указывая в сем отношении один на другого, говорят нередко: «Это человек, холодный к добру!», или: «У него ледяное сердце!»
Часто осеннее время сравнивают с закатом земной жизни, постепенным увяданием всего живого, а зиму – с самою смертью. Осень подсказывает нам, что, не смотря на яркие палитры осенних пейзажей, всему в нашем мире рано или поздно наступит конец, и нам тоже предстоит перейти от жизни к смерти. Но после зимы наступит весеннее возрождение — Пасха и Воскресение, и мы снова перейдем от смерти к животу (прим. ред. – церковно-славянское жизнь). А Господь в своих предвечных логосах (идеях), уже уготовал нам новое небо и новую землю (2 Пет. 3:13).
Все мы предстанем пред нашим Создателем и Искупителем, и от нашей земной жизни зависит, какая это будет встреча – радостная или печальная. Не для того ли Господь часто посылает нам ненастную погоду, чтобы мы больше углубились в свое сердце, увидели и ужаснулись, как оно отравлено грехом? А затем приложили труд к его очищению, чтобы встретиться со Христом уже здесь, без чего невозможно будет соединится с ним в вечности.
«Все в природе возвещает славу Божию и служит отражением совершенств Творческих, — пишет святитель Иннокентий. – В храме природы, по замечанию царя-пророка, всякий глаголет славу. «Хвалите Господа... - восклицает он, – снег, голотъ и дух бурен» (Пс. 148; 7-8).
Зима исполнена таких явлений и картин, кои каждого внимательного зрителя невольно заставляют благоговеть пред Творцом лет и времен.
Не падает с неба ни одной одинаковой снежинки, и каждая из них украшена со всем тщанием. Во время бурь и вьюг каждый раз сыплется на нас из облаков это дивное звездное многокрестие, т.к. снежинка по форме своей представляет звезду и крест. Всемогущая десница Творца такова, что из нее ничто не может выходить без мысли и значения, и вот, каждая снежинка имеет вид не только правильный и изящный, а, можно сказать, священный.
Ступайте в любую рощу во время инея. В это время зима видимо спорит в изобретательности и изяществе с весною. Победа трудна, ибо у весны много красок, а у зимы один цвет - белый. Но здесь из одного цвета выделывается едва ли не более, нежели там из многих! Эти роскошные завесы, покрывающие от корней до верха и большие и малые деревья! Это множество жемчуга и бриллиантов, сверкающих при свете солнца и луны! Этот недвижный величественный вид растений, как будто выточенных из слоновой кости! Это многознаменательное безмолвие и тишина!
Очевидно, что без этих зимних картин амфитеатр природы потерял бы одно из лучших своих украшений. И сколько их в каждой роще и дубраве, в каждом саду и аллее! Как бы дорожил человек подобным явлением, если бы умел произвести его! Но для Художника небесного оно ничего не значит. Повеял южный ветер - и роскошь исчезла, и все обнажилось! Через день налетит опять ветер северный – и опять тоже великолепие и роскошь!
Но самое главное, что зимой мы встречаем рождающегося Богомладенца, который на восьмой день по Ветхозаветному закону, претерпит Обрезание, а потом, обязательно придет креститься на наш замерзший Иордань (прим. ред. - раньше на Руси говорили с мягким знаком) — освящать водное естество. А когда Пречистая Дева передаст Божественного Младенца на руки праведного Симеона, чтобы тот наконец-то увидел Христа Господня, солнышко начнет пригревать сильнее и уже будет не так далеко до теплых весенних деньков. Ну, а весной! — Будет уже другая история...»
Продолжение следует...
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490958