Почему люди так легко попадают под влияние зла? Почему грех вошел в моду?
Исчерпывающий ответ на поставленные вопросы прозвучал довольно давно — в Евангелии от Иоанна: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).
Людям хочется и нравится творить зло в темноте добровольной богооставленности. Это их свободный выбор. И так было всегда со времён грехопадения прародителей. Согласно христианскому учению земная история человечества имеет начало и конец и развивается по спирали.
Духовный подъём сменяется богоотступничеством, глубокое покаяние даёт толчок очередному периоду духовного возрождения. Только по мере приближения к концу истории всё больше увеличивается скорость смены вектора богообщения.
***
То, что в древности занимало века, сейчас проходит за годы. Праведный Ной строил свой ковчег порядка ста лет. Сто стабильных лет, во время которых ни Ной не поколебался в своём безграничном доверии Господу, ни окружающие свидетели его странной деятельности (ни один!) не задумались о её смысле и не отказались от пути самочинного разврата.
А как стремительно всё меняется в наши дни! Века, следуя учениям основных религий и нормам светской нравственности, общество считало гомосексуализм грехом и болезнью. В 1973 г. Всемирная организация здравоохранения исключило его из списка психических расстройств. Не прошло и пятидесяти лет, как во многих странах гомосексуализм признаётся чуть ли не добродетелью, а ущербными и опасными для общества объявляют тех, кто с этим положением не согласен.
***
А вот обратный пример — изменения отношения к христианской добродетели. В конце 1819 года на Алеутских островах, принадлежавших тогда России, началась эпидемия гриппа с высоким показателем смертности.
Глава православной миссии преподобный Герман Аляскинский жил на обособленном острове Еловый и вполне мог переждать на нём окончания эпидемии. Но он, пренебрегая личной безопасностью, судьбой миссии, следуя в первую очередь Евангелию, неутомимо посещал больных на соседнем острове Кадьяк.
Он не был врачом, способным облегчить физические страдания больных людей, но он дерзновенно следовал евангельскому призыву о любви и милосердии.
В изданной пару лет назад книге поступок Преподобного преподносится как христианский подвиг, на который способны лишь святые и те, кто особенно близко уже в этой жизни приблизились к Богу.
***
Отличительной особенностью нашего времени является удивительное сочетание у многих людей нескольких неоднородных мотивов.
Во-первых, у них в очередной раз проснулась неудержимая тяга ко всем видам самоуслаждения. Современного человека со всех сторон на разные лады призывают и поощряют жить только для себя, исполнять любые, не запрещённые гражданским законом прихоти и всячески избегать всего того, что может принести ему боль и страдание. Находящееся в подобном состоянии общество, красочно описанное Ю. Вознесенской в книге «Сто дней до потопа», было истреблено Богом как безнадёжное к спасению.
Во-вторых, сейчас всё более популярным и востребованным становится учение трансгуманизма о возможности человека собственными силами, посредством достижений науки, исправить Божий замысел о человечестве, встать в уровень с Богом: довести свои способности до совершенства, изгнать из жизни боль и страдание и даже победить физическую смерть. В основе этого стремления та же сатанинская гордость, которая двигала строителями Вавилонской башни.
***
Бог зла не создавал, оно не имеет в себе самом никакого положительного основания. Оно всегда мираж, иллюзия, паразит на теле добра. Оно не в состоянии создать ничего принципиально нового, но всеми силами стремится разрушить Божие творение, любыми способами нарушая его целостность, разделяя на части и лишая тем самым способности расколотую личность общаться с Богом.
Именно на это направлены и культ страха за себя, и одновременно иллюзорная надежда на обретение исключительно человеческими усилиями вечного сытого счастья для «себя любимого», и всё возрастающее количество иллюзорных потребностей, никогда не приносящих человеку полноценного удовлетворения. Современного человека буквально разрывает на части.
Сложное время. Стоит человеку лишь немного «дать себе слабину», хоть немного позволить себе «пожить для себя», т.е. позволить себе грех по совести, как он незаметно для себя самого попадает в плен «похоти плоти, очей о гордости житейской» и становится безликим представителем современного общества потребителей.
И если бы не милость Божия и Его постоянное попечение о Своём творении, не спаслась бы никакая плоть. Трудность современного момента состоит ещё в том, что никакая внешняя церковность, формальное многолетнее исполнение канонических правил не спасает человека от трагедии богоотступничества. Если в сердце нет первостепенного искреннего желания христоподобного подвига жертвенной любви, то в критический момент (реальный или иллюзорно навязанный) человек выберет себя, а не Христа.
***
Зло изначально проистекает от гордости, от обращённости всего внимания и энергии человека на самого себя, а не на другого — на Бога и ближнего. Для получения удовольствия от зла не надо прилагать никаких усилий. Стоит лишь подтолкнуть сани, и они с возрастающей скоростью сами понесутся в пучину адского сладострастия.
А вот обратный путь восхождения к добродетели и святости всегда подвиг, связанный с болью и страданием, узкий путь крестного самоотвержения, путь бескорыстной жертвенной любви. Только чтобы удержаться на месте, не скатываться в пропасть греха, подвижник должен бежать, а чтобы хоть немного двигаться в сторону добра, он должен бежать в два раза быстрее.
Любые попытки найти некую золотую середину, в равной степени радеть о духовном и в той же степени переживать о сохранении своих земных благ заведомо обречён на неудачу. Про это Господь прямо говорит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Если самое сокровенное желание человека направлено на встречу с Христом в своём сердце, то всё остальное будет для него постольку поскольку. Если же человек, боясь возможных потерь, решает вообще никуда не двигаться, то оказывается в плачевном состоянии теплохладности.
Вне Церкви нет спасения. А Церковь (в переводе: собрание) — это в первую очередь общение людей с Христом и друг с другом во Христе. Нынешнее зло всеми доступными способами всячески пытается это общение разрушить, прекрасно зная, что «… всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25). Для этого используются разнообразные технические средства, изменяется система социальных отношений, даже применяются административные меры.
Среди всех возрастных групп больше всех подвержена деструктивному внешнему влиянию молодёжь. Мы не будем сейчас говорить об исключениях, о тех относительно редких примерах молодых людей, которые благодаря внутреннему стержню, внутреннему целомудрию, надлежащему воспитанию и окружающей их в детстве искренней любви прошли этап «молодёжи» без существенных потерь.
Время перехода от детства с его доверчивостью и кротостью («истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» - Мф. 18:3) к взрослому состоянию в подавляющем большинстве случаев характеризуется крайне болезненной ломкой всего душевного устроения, испытания на прочность всех тех ценностей, которые ранее были слепо приняты в процессе воспитания, которые не были выстраданы и не стали личностно осознанными. Тихая «домашняя» девочка вдруг становится откровенной блудницей, сын священника снимает крест и уходит из Церкви, много лет бывший отрадой родителей воцерковлённый ребёнок вдруг принимает решение сменить пол и не хочет слушать никаких возражений.
Всё это происходит на волне протеста (вспомним, кто из ангелов был первым протестантом), который всегда кормится яркими лозунгами. Такие лозунги в наше время преподносятся под видом рекламы и идеологии.
И самый популярный из них и заманчивый для молодёжи — самовыражение. А всё, что «само», то не про христианскую жертвенную любовь. Находящаяся в крайне плачевном состоянии молодёжь практически не в состоянии услышать нравоучений благочестивых взрослых. Поэтому отношение к молодёжи должно строиться не на принципах нравоучения, а как забота о тяжелобольных людях.
***
Тем, кто находится рядом с «молодёжью», стоит не обращать внимания на её истеричные проявления, всегда держать дверь открытой, напряжённо и искренне молиться Господу о ней и ждать того момента, когда она, повзрослевшая и выстрадавшая свой бунт, начнёт задавать вопросы не для выражения своего протеста, а для получения ответов об истинном смысле жизни.
Но такие вопросы задумавшийся о пути духовного выздоровления человек задаст далеко не каждому. Больной доверяет тому врачу, который искренне желает ему выздоровления, а не формально выполняет инструкцию по лечению. Он скорее доверится тому, кто сострадает ему, кто примером своей жизни внушает ему оптимизм и надежду.
Поэтому помочь молодёжи справиться со своим богоборческим бунтом в состоянии только тот ближний, который сам дерзновенно и нелицемерно идёт за Христом крестным путём Евангелия, кто бьётся за исцеление больного ради него самого, ради подражания Христу, а не ради облегчения своего общения со страждущим.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482225