В 1888 г. Сергий Ильменский оканчивает Саратовскую духовную семинарию и поступает на первый курс Казанской духовной академии.
Спустя много лет он рассказывал:
«В семинарии желание моё идти в священники не только не прошло, — наоборот, под влиянием одной чудной книги «Письма о должностях священного сана», с которой я не расстаюсь и сейчас, созрело в непременную решимость быть священником, и притом в селе!»
По окончании Академии в 1892 г. кандидат богословия Сергий Ильменский зачисляется преподавателем Саратовского епархиального женского училища. К этому времени он женится, у него появляется дочка Мария.
В 1894 г. будущий архипастырь рукоположен в сан священника к кафедральному собору Саратова.
В 1911 г. о. Сергий был возведён в сан протоиерея.
С 4 сентября 1911 г. по предложению правящего архиерея епископа Гермогена он — исполняющий должность редактора «Саратовского Духовного Вестника». Был также благочинным домовых церквей Саратова.
Отец Сергий много публикуется и постоянно проповедует в Саратовском кафедральном соборе и других храмах города.
Монашеский постриг на Валааме
Пастырское слово о. Сергия всегда было прямым.
Но 1 июня 1914 г. в «Саратовском духовном вестнике» выходит последняя статья редактора: «Чем должен быть наш епархиальный орган?» Читатель узнаёт, что протоиерей Сергий уезжает и поступает в обитель преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Оказывается, ещё в 1913 г., когда мать была похоронена, а дочь получила достойное воспитание, о. Сергий, согласно прошению, был зачислен в братство Валаамского монастыря...
Впереди светил древний Валаам. Отец Сергий рассказывал:
«Раннее вдовство, по-видимому, указывало мне путь к монашеству, но было нечто задерживающее, привязывающее меня к миру; — на моем попечении оставались престарелая мать и дитя — дочь!
И вот я остался в мiру. Очевидно, надо было глубже изучить окружавшую меня жизнь, прислушаться к движению собственной души, и долго, долго работать над ней в области нравственного воспитания.
Светлые порывы души, под влиянием Небесных благодатных впечатлений священства, хорошие минуты духовных переживаний в общении с юношеством, особенно в храмах Божиих за богослужением и беседами... сменялись минутами уныния, забвения, нерадения, малодушия, какой-то безотчетной тоски...
Но бодрствующая Десница Божия всегда вовремя приходила на помощь посылала вовремя средства, исцелявшие душу мою от лютых недугов — физические и нравственные потрясения, за которыми всегда слышались: «Маловере, почто усомнился еси». (Мф. 14, 32).
Теперь я познал сладость изречения: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Божиим. Его же любит Господь, наказует. Биет, его же приемлет...» [Евр. 12. 6].
***
Но вот я свободен! Мать похоронена, дочь воспитана!
Чудный дивный Валаам привлек моё внимание, и в святой обители его думал найти себе убежище и покой от бурных волн житейского моря. Здесь мечтал я напитать многомятежную душу мою благодатными впечатлениями иночества в ежедневном общении с храмом Божиим и со словом Божиим и с другими душеспасительными книгами в безмолвной келье, чтобы здесь в святой обители во имя Преображения Господня, по молитвам и предстательству Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, приготовить себя к Небесному Фавору».
***
Август на Валааме незабываем. Радостен праздником Соборного храма в честь Преображения Господня. После отдания праздника Преображения, 14/27 августа, в Соборе предпразднество Успения Пресвятой Богородицы и пострижение о. Сергия в монашество с именем Феофан.
Радость праздников была тревожной. Война грозила неисчислимыми бедствиями Отечеству. «Известие об объявлении войны... было получено на Валааме в самый Ильин день 1914 года....
Утром следующего дня все состоявшие в запасе братья и послушники, причастившись в Соборе св. Христовых Таинств, отправились на пристань, провожаемые всею братиею. Произошло трогательное и незабвенное прощание со всеми, отправляющимися на войну. Многие из этих воинов-иноков уже более не возвращались в родную обитель, так как легли костьми на поле брани за Русь Святую».
14 сентября 1914 г. епископом Сердобольским Серафимом о. Феофан возводится в сан архимандрита.
***
В октябре Духовная консистория предписывает игумену Маврикию исключить архимандрита Феофана из братства монастыря в виду назначения в Балашов.
Отец архимандрит вспоминает:
«Но недолго, очень недолго пришлось мне пожить здесь в общении со святой обителью, со старцами её и любвеобильным игуменом о. Маврикием, от руки которого Господь сподобил меня принять пострижение.
Господь призвал меня к служению воспитанию духовного юношества...»
Служение в Саратовской и Пермской епархиях
В родную Саратовскую епархию архимандрит Феофан возвращается на должность смотрителя Балашовского духовного училища. Под руководством нового правящего архиерея епископа Палладия он открывает в Балашовском уезде миссионерские курсы. Он призывает православных воспользоваться курсами, чтобы «научиться дать отчёт в своём уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной».
В сентябре 1916 г. архимандрит Феофан назначен ректором Пермской духовной семинарии. Прибыв пароходом в Пермь, он обратился с амвона к своим новым подопечным и воспитанникам со словами:
«Я — ничто, всё благое во мне соделывает благодать Божия. Готов потрудиться при содействии и помощи сей благодати и среди вас. Будем назидать друг друга, дабы соделаться нам живыми камнями в здании Церкви Господа Иисуса Христа».
Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали архимандриту Феофану всеобщую любовь.
Квартира ректора становится открытой для питомцев семинарии. На квартире о. ректора собирается проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познают азы миссионерского дела. Среди преподавателей — достойнейшие наставники православной веры и будущие архипастыри Церкви.
Духовная семинария стоит на высоком берегу широкой Камы, рядом кафедральный собор и архиерейский дом. Место красивое и возвышенное во всяком смысле. Епископ Пермский Андроник — частый гость семинаристов, вместе с отцом ректором он посещает учебные занятия.
Остались такие строки о пермском служении архимандрита Феофана: «Простота, сердечность, отеческая заботливость о нуждах учащейся детворы в Балашовском духовном училище, а равно и в других учебных заведениях, стяжали о. архимандриту общую любовь, всегда тепло и ярко проявлявшуюся.
И душа нашего Пермского семинарского юношества также была близка, понятна и дорога бывшему о. ректору, архимандриту Феофану, несмотря на короткое время службы его в семинарии.
Воспитанники семинарии скоро узнали доступность, простоту и истинно монашескую набожность своего ректора и сейчас же пошли к нему со своими печалями, нуждами и школьными заботами...»
Заслуги архимандрита Феофана в деле воспитания юношества были отмечены орденом св. Анны 3-й степени.
Епископ Соликамский
25 февраля 1917 г. в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Соликамского, викария епископа Пермского.
На следующий день в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена архиерейская хиротония. Таинство совершили епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов) и епископ Челябинский Серафим (Александров) при 12 архимандритах. Епископу Феофану был вручен посох святого Стефана Пермского.
Местожительство викарного епископа — г. Соликамск, где он пребывает на правах настоятеля Свято-Троицкого монастыря, в его подчинение входили северные уезды: Соликамский и Чердынский. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами епархии и паствой, он обошел свое викариатство пешком.
Современники свидетельствовали, что епископ был великим молитвенником и постником и, подобно архиепископу Андронику, бесстрашным обличителем безбожия. Став епископом Соликамским, он за пределы викариатства почти не выезжал, погруженный в дела благоустроения вверенных ему приходов.
Но пребывание епископа Феофана в Соликамске будет недолгим: около полугода. После отбытия епископа Пермского Андроника на Поместный Собор владыка Феофан возвращается 9 августа 1917 г. в Пермь и исполняет обязанности по управлению епархией.
4 февраля он возглавляет небывалый по многолюдству крестный ход, проводимый в связи с гонениями безбожных властей на Церковь. В Перми происходят грабежи святых обителей. Город обретает своих мучеников и страстотерпцев.
15 марта 1918 г. официально распущена Пермская духовная семинария; в этот же день ЧК заявляет себя как орган советской власти в Перми.
11 апреля в Пермь навсегда возвращается владыка Андроник. Здесь он встретит свою последнюю Пасху. Здесь 7/20 июня 1918 г. власти тайно расправятся со святителем.
Мученическая кончина
22 июня епископ Феофан принял управление Пермской епархией.
Именно в это время из северных уездов губернии стали поступать известия об арестах и казнях священников. По самым скромным подсчетам, жертвами «красного террора» в 1918 году стали 19 священнослужителей Соликамского викариатства. Получая трагические известия, Владыка сердечно молился за арестованных и погибших.
Летом уже повсеместно начались расстрелы и аресты священнослужителей, конфискации церковного имущества и обыски в архиерейском доме стали привычным явлением.
Вскоре, в конце лета 1918г., он и сам был арестован.
***
За несколько дней до взятия Перми Сибирскими войсками, 24 декабря 1918 г., в тюрьму, где томился епископ, пришли представители ЧК и увели девять заключенных — епископа Феофана, трёх священников и пятерых мирян.
Стоял тридцатиградусный мороз. Большевики привели владыку Феофана и других осужденных на берег уже замерзшей реки Камы. Здесь одни срывали со своей жертвы одежды, а другие заплетали волосы епископа в косички, чтобы, связав их между собой, продеть под них жердь и приподнять таким способом свою жертву на воздух.
Прорубь для казни приготовляли другие мучители. По обе стороны проруби появились скамейки, на которые встали два палача. Держа шест, продетый под волосы, за концы стали постепенно опускать в прорубь, с тем, чтобы через полминуты поднять его над прорубью и снова опустить в ледяную воду Камы, сменяя друг друга. Через 15-20 минут, тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив.
Многочисленные свидетели, среди которых были и почитатели замученного епископа, видели всё это.
Вместе с владыкой Феофаном были утоплены священники и миряне.
***
14 марта 1918 г., отвечая на вопрос о возможном захвате земель монастырей, епископ Феофан писал:
«А на злобу и вражду к нам тех, кто оказался орудием Божьего наказания на нас, не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов, да простит им Господь, не ведят бо, что творят.
Будем молиться и да укротит Господь ярость их на нас и силою молитвы и примером доброй христианской жизни нашей да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию».
_________
Источники:
1) «Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских». Сост. В. Королёв. Фрязино, 1998. С. 73–76.
2) Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 451–452.
3) «Новые мученики Российские». Часть 2. Сост. прот. М. Польский. С. 282–283.Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472991