Возрождение духовной жизни в Приозерском районе Ленинградской области началось именно с возрождения церкви в честь Всех Святых, которая по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Алексия, будущего Святейшего Патриарха, был передана Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю в 1989 году. Второго июня 2014 года этому храму исполнилось 120 лет. Сегодня мы вместе с начальником Приозерского подворья Валаамского монастыря, игуменом Фотием (Бегаль) вспоминаем исторические сведения об этом святом месте. Игумен Фотий возглавляет подворье уже 23 года.
04.06.2014
Трудами братии монастыря
15 008
Возрождение духовной жизни в Приозерском районе Ленинградской области началось именно с возрождения церкви в честь Всех Святых, которая по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Алексия, будущего Святейшего Патриарха, был передана Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю в 1989 году. Второго июня 2014 года этому храму исполнилось 120 лет. Сегодня мы вместе с начальником Приозерского подворья Валаамского монастыря, игуменом Фотием (Бегаль) вспоминаем исторические сведения об этом святом месте. Игумен Фотий 23 года возглавляет подворье.
Храм Всех Святых украшает Центральную усадьбу Приозерского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, привлекая многочисленных паломников и туристов своей необычной архитектурой и интересной историей своего появления.
Этот храм был построен согласно завещанию Авдотьи Васильевны Андреевой (1800-1872 г.г.). В 1871 году бездетная Авдотья унаследовала довольно значительное по тем временам состояние — 105 709 рублей, не считая стоимости недвижимости.
Авдотья Васильевна всегда была известна благотворительностью. Так, в голодные годы она специально закупала в Петербурге провизию, главным образом муку, и раздавала её неимущим землякам.
Значительную часть своего состояния Авдотья Васильевна употребила на нужды родного города: строительство новой школы, приходского дома, содержание сирых и убогих, освещение улиц, уплату городских налогов и т. д. Любопытно, что сама благотворительница была типичной карелкой с православно-русскими корнями: говорила она только по-фински, но, исполненная патриотических чувств, просила в школе, построенной на её средства, преподавать русский язык детям.
Вскоре после получения наследства, 29 сентября 1871 года, Авдотья Васильевна, во исполнение семейного долга, составила духовное завещание…
Завещание Авдотьи Андреевой, вовсе не исключительное для того времени, красноречиво свидетельствует о благочестии русских купцов того времени.
"ЗАВЕЩАНИЕ
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Будучи не замужем и не имея наследников, я, Авдотья Васильевна Андреева, находясь в здравом уме и совершенной памяти, по собственной воле и без принуждения хочу выразить последнее волеизъявление касательно моей собственности и распоряжаюсь:
1) Православной церкви города Кексгольма выделить тысячу (1000) рублей, которую следует положить на счёт в Императорский государственный банк в Петербурге, а годовые проценты использовать на нужды церкви.
2) тысячу (1000) рублей - завещаю причту этой церкви для совершения постоянных поминальных молитв за моих родителей: Василия и Анисью, братьев: Фёдора, Николая, Александра и Ивана, мою сестру Настасью и за меня саму. Этот капитал также следует поместить под проценты в названный банк, а годовой доход распределять между служителями храма.
4) Кроме этого, завещаю церкви пятьсот (500) рублей для украшения алтарных дверей позолоченным серебром, две тысячи (2000) рублей – для возведения ограды вокруг церкви и пятьдесят (50) рублей - на оплату долга за колокола купцу Андрею Лисицыну.
9) В фонд помощи убогим города Кексгольма выделяю три тысячи (3000) рублей, проценты с которых фонд может использовать по своему усмотрению.
15) Для покупки участка и строительства дома для священнослужителей православной церкви завещаю пять тысяч (5000) рублей и на его содержание - тысячу (1000) рублей.
19) Для строительства небольшой церкви при могилах моей, моих родителей и сестры выделяю двадцать тысяч (20 000) рублей; на содержание священно- и церковнослужителям и для ухода за могилами - шесть тысяч (6000) рублей. Если из вышеуказанной суммы, определённой на строительство церкви, останется часть денег, то их следует использовать на благоустройство церкви по усмотрению православной общины" - (именно на эти деньги был построен храм Всех Святых).
Храмы во имя Всех Святых сооружались на Руси обычно в память об убиенных на поле брани воинах, нередко при больницах и госпиталях, а чаще всего — на кладбищах. И это неудивительно: православному люду хотелось, чтобы, как говаривали в старину, «призываемы были Ангелы всех усопших на месте их погребения».
Авдотья Васильевна сделала пожертвования по духовному завещанию и Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю.
Однако к строительству храма не приступали 19 лет: из-за судебных разбирательств с другими наследниками, из-за поисков архитекторов, и ввиду долгого согласования проекта церкви.
Проект церкви был поручен главному правительственному архитектору в Гельсингфорсе (Хельсинки) Иоганну-Якобу Аренбергу, который до этого совершенно не имел опыта строительства православных храмов, но был разносторонне талантливым и творческих человеком, «финским Микеланджело», который любил и изучал историю и природу Северного Приладожья.
Аренберг ещё не закончил проект храма, когда в октябре 1889 года получил письмо с приглашением прибыть в Петербург для переговоров. В столице Аренберг удостоился приёма у самого обер-прокурора Константина Петровича Победоносцева.
Вероятно обер-прокурора, не совсем устраивали чертежи храма, его типично карельский архитектурный облик. Но волю почившей Авдотьи Андреевой надо было исполнять, поэтому 23 апреля 1890 г. в Хельсинки проект всё же был утверждён.
Аренберг, повествуя обо всех перипетиях этого дела, упоминает, что обер-прокурор Святейшего Синода назвал его позже «упрямым финским ослом».
Строилась церковь Всех Святых с 1890 по1892 г.г. Возведёна она в так называемом «неорусском» стиле. По своей задумке, «она близка к валаамским церквям, однако здесь используются приёмы деревянной архитектуры - резные карнизы в наружном убранстве и в интерьере, что придаёт особую живописность и привлекательность». Строили церковь именно из валаамского красного кирпича, что оказалось промыслительно.
2 июня 1894 года Всехсвятский храм освятил первый архиепископ Финляндский Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский, 1846-1912 г.г.) - выдающийся иерарх, богослов и проповедник, сумевший за короткое время своего служения поднять дух православия в Финляндии; он много способствовал сооружению храмов, организации православных братств.
***
В годы богоборчества в нашей стране Всехсвятский храм пришёл в запустение, как и вся территория кладбища. С 1958 года храм использовался в качестве складского помещения.
В семидесятые годы 20 века администрацией города было принято решение очистить кладбище от обветшавших надгробий и сделать его местом для прогулок горожан(!) Но проект не был доведён до конца, заброшенная территория превратилась в стихийную свалку.
В 1985 году из-за пожара храм лишился последнего своего креста, который венчал маковку колокольни. Этот пожар, видимо, был попущен Господом, потому что именно после этого события, жители города увидели в этой заброшенной церкви одну из главных достопримечательностей города Приозерска, и начался сбор средств на её восстановление.
Районное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обратилось ко всем приозерцам с предложением: «создать оргкомитет для реставрации храма и открыть специальный счет в банке». Эту идею поддержали, и местная газета подробно публиковала списки граждан и организаций, внесших свою лепту в сбор средств и выражала благодарность за любую внесенную сумму. И пусть необходимую сумму не удалось собрать, но этот по истине «всенародный» сбор средств объединил тогда всех жителей Приозерского района.
В июне 1988 года группа верующих обратилась в исполком и к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Ридегеру) (будущему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II) с просьбой создать в городе православную общину и передаче ей храма Всех Святых.
Уже в июле этого года митрополит Алексий отправился на Валаам и по дороге заехал в Приозерск поинтересоваться у руководства города, можно ли будет организовать здесь монастырское подворье Валаамского монастыря - в рамках подготовки к празднованию Тысячелетия крещения Руси, Всехсвятский храм был окончательно отдан верующим и началось возрождение святыни.
Первые три года, восстановлением занимались всем миром: не только прихожане, но и добровольцы из числа приозерцев, и даже жители соседней Финляндии. Всем миром убирали скопившийся за долгие годы мусор, приводили в порядок Храм Всех Святых, который сильно пострадал от пожара. Руководил работами назначенный митрополией игумен Сергий (Булатников), который на тот момент уже имел опыт восстановления храмов в Сибири.
Собранные на банковском счете средства в размере 4800 рублей были переданы отцу Сергию на восстановление храма.
Игумен приступил к созданию при храме мужского церковного хора, взял на своё духовное попечение детский дом, куда приезжал с задушевными беседами и подарками, а перед праздниками публиковал в газете небольшие проповеди.
Уже в сентябре 1989 г. председатель исполкома Совета народных депутатов В.М.Степанько, участвовавший в передаче храма верующим, с улыбкой вспоминал: «И храм спасли и старушек пристроили…»
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 19 ноября 1990 года церковь во имя Всех Святых и территория старинного кладбища стали подворьем Валаамского монастыря. Сюда прибыли иноки, возобновились службы. 3 июня 1991 года Приозерское подворье возглавил иеромонах Фотий (Бегаль) - из числа первых монахов, прибывших восстанавливать Валаамскую обитель на остров Валаам в 1989 году.
Постепенно жизнь Приозерского подворья начала налаживаться. Храм Всех Святых и благоустроенная территория подворья притягивала к себе местных жителей и многочисленных туристов. Православная община города увеличилась в эти годы в несколько раз, сплотившись в одну единую семью-приход вокруг своего духовного отца – валаамского насельника, настоятеля подворья игумена Фотия, который вот уже 23 года сохраняет на подворье дух Валаамской обители, уча и духовно окормляя свою многочисленную Паству.
Всехсвятский храм стал поистине родным для многих людей, поскольку сотни людей воцерковились в нем, и теперь некоторые из них даже стали священниками. Воцерковление у многих началось благодаря участию в восстановлении храма, написанию икон. Отец Александр Зайцев, работает в монастыре с 1993 года. Он пришел, будучи мирским человеком, вся его семья была некрещенная. Сначала его матушка и двое детей крестились, потом еще пятеро родились - еще пятерых крестили. Отец Олег Зорин, который служит сейчас на Питерском подворье, воцерковлялся в храме Казанской иконы Божьей Матери, но когда готовился к священству, то жил при храме Всех Святых. Показателен приход в храм Николая Николаевича Ляготского, коммуниста, патриота, ему было тогда 60 лет. Николай Николаевич был в то время начальником военного предприятия. Он был очень активный, поддерживал дело по строительству храма. Его жена на коленях, в прямом смысле этого слова, уговаривала принять крещение. И вместе с 9-летним внуком его крестили в озере, а воцерковление происходило уже в храме Всех Святых.
«Сегодня у нас среди прихожан много молодежи, они же к нам приходят не из праздного любопытства - рассказывает отец Фотий. Они нам доверяют свои души и помыслы, представляете, какое доверие. Они нам доверяют, они учатся верить и жить правильно. И уже, видишь, как они идут по жизни, по-христиански. У них есть свое мировоззрение, уже их не мотает в отношении веры, они не бегают в какие-то секты. Они по жизни уже верующие, и живут они как верующие по христианским законам: они знают цель, они четко знают - чего хотят в этой жизни. Они знают, что их ожидает после смерти, и они знают свои обязанности в этой жизни по созданию семьи, и по их деятельности на благо народа, на благо отечества».
Светлана Панченко, Екатерина Коротнева, Артемий Орлов, Александр Веригин -
Использованы материалы А.П.Дмитриева «История церкви Всех Святых».