«Мы очень благодарны Вам!»

Воспоминания и искренние слова благодарности от братии Игумену Валаамского монастыря епископу Троицкому Панкратию в связи с 15-летием его архиерейской хиротонии.
11.06.2020 Трудами братии монастыря  1 350
Братия Валаамского монастыря на Пасху 2008 года
Братия Валаамского монастыря на Пасху 2008 года

Архимандрит Мефодий: «Пророчество Царя Николая II»

«Я очень благодарен Господу за великую честь служить Ему, Православной Церкви, русскому народу и нашей святой обители под омофором этого дивного архиерея Божия.

Владыка Панкратий — человек высочайшей культуры. Он очень духоносный и очень патриотичный. Очень дипломатичный и в то же время государственный, державный. Он поднял нашу обитель из руин. И мы, недостойные, немного помогли ему носить этот тяжелейший крест.

Хочу сказать, что на владыке Панкратии исполнилось пророчество великого русского Царя-императора Николая II: в 1912 году он дал разрешение валаамским Игуменам служить с открытыми Царскими вратами, как положено архиереям, — с самого начала Божественной Литургии. Таким образом Царь Николай II практически предсказал, что у нас появится Игумен, который станет архиереем, и это пророчество исполнилось на владыке Панкратии. Он стал первым епископом среди Игуменов нашей обители за всю историю её существования.


Владыка Панкратий и отец Мефодий приехали на Валаам вместе в феврале 1993 года
Владыка Панкратий и отец Мефодий приехали на Валаам вместе в феврале 1993 года

Я вот уже более 27 лет нахожусь под его духовным руководством, и могу сказать, что когда Владыка стал архиереем, он совершенно изменился. Он стал более мудрым, мягким, любвеобильным. Святой дух Пятидесятницы сошёл на него.

Конечно, новые обязанности возложили на него новые заботы. И у нашего наилюбимейшего Владыки Панкратия нет сейчас возможности уделять нам столько же времени, как прежде. Но мы ничего не потеряли!

Мы получили Богомудрого архиерея, который руководит нашей обителью».


Игумен Фотий: «Мы ему доверяем»

Владыка Панкратий и отцы Фотий (слева), Рафаил (посередине) и Авраамий (справа)
Владыка Панкратий и отцы Фотий (слева), Рафаил (посередине) и Авраамий (справа)
«Наш владыка Панкратий духовно вырос в Троице-Сергиевой лавре. Он духовный сын батюшки Кирилла (Павлова) и всё делал по его благословению. И к нам на Валаам в 1993-м году приехал наместником, и епископский сан принимал в 2005-м году — тоже по благословению батюшки. Все мы здесь находимся под молитвенным покровом отца Кирилла (Павлова).

Помню, как 15 лет назад в Богоявленском соборе в Елохове хиротонию нашего отца Игумена совершал Святейший Патриарх Алексий II, Священноигумен нашей Валаамской обители, которая с детства стала для него любимой и дорогой. Он действительно для нас как родной отец — покойный Патриарх Алексий.

И вот подходим к Святейшему Патриарху Алексию после причащения Божественных Тайн, я поблагодарил его и говорю: «Ваше Святейшество, спаси Вас Господи за то, что вы рукоположили нам владыку Панкратия. Теперь у нас будет свой епископ, у нас будут совершаться архиерейские богослужения. Владыка Панкратий будет Ваш помощник по посвящению, будет помогать Вам рукополагать братию. А теперь Вы должны предоставить Валаамскому монастырю статус Лавры...»

А Святейший не ожидал такого: «Обожди, обожди, не всё сразу» (смеётся).

И ещё запомнилось, как патриарший архидиакон Андрей Мазур сказал нам после посвящения: «Ваш Игумен — сотый у меня епископ».

***

Когда наместник, игумен или настоятель имеет какую-то немощь, то эта немощь ложится бременем и на братию. А если Игумен — человек достаточно опытный... мы это не всегда понимаем, не ценим — и начинаем вспоминать и жалеть только, когда такой человек уходит, а приходит другой. Это надо понимать и помнить.

У нашего отца Игумена есть и возраст, и опыт, и благодать епископской хиротонии. Он один из немногих наместников или настоятелей, пользующийся доверием и любовью всей братии, каждый из нас может исповедоваться у него, открыть ему свои помыслы и получить облегчение, духовный совет и действенную помощь.

Дай Бог, чтобы владыка Панкратий на долгие годы оставался нашим Игуменом, потому что мы ему доверяем».


Отцы и дети. После Литургии на Свято-Владимирском скиту 2 июня 2020 года
Отцы и дети. После Литургии на Свято-Владимирском скиту 2 июня 2020 года


Иеромонах Савва: «Дар понимания»

«Понять архиерея, его жизнь, его состояние во всей полноте может только архиерей, исполненный такой же великой благодати, — и вместе с тем такой же великой заботы и всего, что с нею связано: скорбей, переживаний, тревог, — и радости, конечно. Мы, обычные люди, не знаем ни той великой заботы, ни той великой радости, которые переживает Архиерей.

Я благодарю Господа за то, что Он даровал нам Владыку, получившего великий дар понимания — как воли Божией, так и каждого из нас. Если бы не было этого дара, наша жизнь сложилась бы совершенно иначе.

Способность понимания предполагает вживание в образ другого человека, переживание того, что он чувствует, видит, осознаёт, — усвоение жизни другого человека. Это, конечно, великая способность, великий дар — и великий труд. За пониманием следуют терпение и молитва.

Образец такого идеального понимания мы видим в явлении Святой Троицы — в Предвечном совете, в великом Согласии, которое частично приоткрывается нам в земной жизни.

Мы знаем и помним, что Владыка наш был рукоположен в дни Святой Пятидесятницы. И наречение во епископа Троицкого имеет здесь и тайноводственное, и явное значение.

Мы очень благодарны Вам!».


Монах Ефрем: «Для него нет жизни вне Церкви»

Монах Ефрем, эконом Валаамского монастыря
Монах Ефрем, эконом Валаамского монастыря
«Воспоминаний о нашем отце Игумене очень много, и сразу сложно всё вспомнить и кратко что-то рассказать. Запоминающихся моментов очень много. В первую очередь хочется вспомнить его монашеский путь, который начался в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

В 80-х годах, когда ещё в Лавре жили такие духовные носители Православия, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Георгий (Тертышников) и другие старцы, наш Владыка имел возможность с ними общаться вживую. Тот духовный опыт, который они имели, отец Панкратий, без сомнения, впитал, и это стало основным фундаментом его духовной жизни.

***

Наша первая встреча произошла, когда я был двадцатилетним юношей. Меня, как и многих молодых людей того времени, волновал вопрос смысла нашей человеческой жизни. Я пытался ответ на этот вопрос найти сам, но возникали различные сложности.

И вот какой ответ я услышал от тогда ещё архимандрита Панкратия: «Смысл человеческой земной жизни любого христианина — стяжание Святого Духа». Конечно, такой ответ — одновременно и сложный, и ёмкий. И по прошествии многих лет только сейчас начинаю понимать, насколько он правильный и единственно верный для христианина, для человека, чтобы получить спасение. Долгий и трудный путь изменения себя, избавления от страстей, от греховных привычек.

Однажды спросили у Владыки о его жизни до монастыря. И был интересный ответ. Он сказал, что жизни вне Церкви для него нет. То есть Владыка наш видит себя только в Церкви и другой жизни для себя не представляет. Если многие из нас вспоминают свою жизнь до монастыря, то для Владыки не так: не то, чтобы он чего-то стесняется или не хочет вспоминать, — просто для него нет жизни вне Церкви, вне Бога не существует.

***

В 1998 году, когда я только пришёл на Валаам вновь назначенным экономом, монастырь находился в разрушенном состоянии. И я часто подходил к отцу Игумену, говорил: смотрите, разрушено внешнее каре, в храме надо восстанавливать иконостас, ветхие здания, течёт крыша, и ещё вот это и это, и куча других проблем...


Эконом на послушании
Эконом на послушании

Но Владыка тогда сказал, что в первую очередь мы должны восстановить суточный круг богослужений, восстановить нашу духовную жизнь, и тогда всё у нас будет, — и всё мы восстановим.

И действительно. Оглядываясь назад, на протяжении всего времени, как я на острове с 1998 года, Владыка основное внимание уделял правильности богослужений, чтобы не было в них упущений, чтобы все службы выполнялись, чтобы братия была освобождена от таких послушаний, которые мешают богослужениям.

И если сравнить то, что было в 90-х годах с тем, что существует сейчас, — это фантастическая разница. Господь за наше стремление соответствовать монашескому званию дал нам всё, что необходимо для жизни.

***

Ещё в 90-е годы стоял вопрос: по какому пути развивать монастырь?

Либо создать такой трудовой монастырь, каким был Валаам, судя по дореволюционным описаниям, когда братия трудилась на различных послушаниях. То есть основной костяк того монастыря, дореволюционного и послереволюционного, был трудовой: в основном это были выходцы из крестьян и мещан. Требовался тяжёлый физический труд, чтобы содержать монастырь.

Но Владыка так расставил приоритеты: главное — сделать из монахов именно монахов, а не ремесленников или профессиональных кузнецов, столяров, водителей, садоводов, агрономов, скотников. Современный монастырь должен стать монастырём молитвенников.

Первая и основная задача состояла и состоит в том, чтобы братия научилась молиться. Поэтому послушания уже тогда давались такие, чтобы у человека была возможность посещать полный суточный круг богослужений, чтобы на это хватало сил.

И уже только наша вина в том, что мы пропускаем эти богослужения, потому что в настоящее время созданы все условия для исполнения молитвенного правила, к которому мы предназначены».


Иеромонах Давид: «Отец или господин?»

Иеромонах Давид, регент братского хора
Иеромонах Давид, регент братского хора
«Я вспоминаю этот день пятнадцать лет назад... Вы пригласили нас, несколько отцов, чтобы мы молитвенно соучаствовали Таинству Вашей хиротонии. Мы приехали в Москву, день был такой же солнечный, как сегодня.

В первую очередь Вы сказали, что Святейший Алексий не очень любит греческие скуфейки, маленькие клобуки, и мы отправились покупать русские. Единственным местом, где мы их нашли, оказался Сретенский монастырь. Эти клобуки были такой огромной высоты, что я боялся его надевать, — там, наверное, с четыре моих головы сверху было…

***

Запомнилось, как уже после совершения Таинства, когда мы между собой разговаривали, отец В. сказал:

— Одно дело оказать непослушание иеромонаху или архимандриту, совсем другое — архиерею Божию. Это уже серьёзно.

И первое, о чём мы задумались тогда: а как же мы теперь обращаться к Вам будем? Привыкли уже: «батюшка, батюшка», как на Руси принято с любовью обращаться к священникам и настоятелям монастырей. А тут — «господин». Современному русскому человеку такое обращение крайне непривычно, режет ухо, сложно для восприятия. Я Вам тогда озвучил это, и Вы тоже задумались…

***

В том же году мы с Вами встретились на Кипре на монашеской конференции, посвящённой исихазму. Вы приехали с Афона, а я с Валаама. По пути с Афона Вы заехали в Ормилию, в женский монастырь. И при нашей встрече рассказывали только про Ормилию:

— Афон, конечно, это святое место… Но Ормилия! Там такие матушки! И послушай, что они мне сказали. Вышли две старицы-схимницы святой жизни, лица просто светятся. Первая говорит: «Мне тут одна птичка напела, что Святейший Патриарх Алексий Вас очень любит». А вторая спрашивает: «Что же, дорогой Владыка? Вы теперь будете господином для своей братии, а не отцом?».

***

И Вы мне поручили разобраться в этом вопросе.[1]

Я тогда перелопатил нашу библиотеку и обнаружил, что в истории Церкви к предстоятелям, Игуменам, которые несли епископский сан, часто обращались именно «отец».

Со старых русских служебников до нас дошло это обращение: «Великого господина и отца нашего...» Я даже составил маленький богословский труд на основе этих документов. И мы такую формулировку выработали для поминовения: «и отца нашего, Игумена святыя обители сея...»

Спустя несколько лет эта поправка официально подтвердилась тем, что Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил сан игумена как иерархическую награду и установил Игуменство как должность руководителя монастыря. И в один из своих Первосвятительских визитов Святейший Патриарх Кирилл назначил и поставил Вас Игуменом нашего монастыря.

***

Мы пришли сюда учиться быть христианами.

Для каждого из нас жизнь продолжается. И мы только должны стать теми, кем нас Господь нарёк. Мы должны научиться быть единой братской христианской семьёй. А в каждой семье есть отец и есть дети.

И мы надеемся, что Вы ещё многие лета будете нам отцом здесь на святой Валаамской земле!».


Братия Валаамского монастыря в Спасо-Преображенском соборе в 2018 году
Братия Валаамского монастыря в Спасо-Преображенском соборе в 2018 году


[1] Cовременная практика русских Служебников ещё не знала таких вариантов, когда Игумен монастыря находился в архиерейском сане, и поэтому на Богослужении лишь Патриарха поминали как "Отца нашего", а всех епархиальных архиереев по обычаю — как "Господина".

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 129679

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео