Любая скорбь, несчастье или болезнь, которые попущены нам Провидением Божьим, если мы при этом не ропщем, как горькие снадобья, лечат наше самолюбивое сердце, принося ему очищающую боль. Именно поэтому в христианском подвиге придаётся особое значение добродетели терпения. «Терпением вашим, – говорит Господь, – спасайте души ваши (Лк.21:19)».
Над каждым из нас совершается Промысл Божий, никто из нас, если хочет вылечиться, не сможет избежать ощущения боли и скорби. Чем скорее мы это осознаем и смиримся, тем легче нам будет идти за Христом. И тот, кто нам причиняет боль, и тот, кто помогает нам, и тот, кто равнодушно стоит в стороне, участвуют в Промысле Божьем о нас. Каждый исполняет ту роль в нашем лечении, которая ему отдана Богом.
В сегодняшнем Евангельском отрывке прозвучала реальная история, рассказанная Спасителем в качестве примера для тех, кто ещё не осознал сути Божественного закона и всё ещё решал для себя вопрос о том, кто его ближний, ожесточая своё сердце, ставя религиозные убеждения выше естественных человеческих чувств, таких как милосердие и сострадание. В этой истории священник и левит прошли мимо страдающего от ран, едва живого человека. Они понимали, что перед ними лежал иудей, истекающий кровью. Он не был для них иноплеменником, самарянином и по всем требованиям иудейской морали мог считаться тем ближним, которого они по закону должны любить и в данной ситуации должны были ему помочь. Чем же руководствовались служители Божьи, не оказав этой помощи, оставляя его умирать в пустыне, несмотря на то, что он был их ближний? Прежде всего, ожесточенным состоянием собственной души, собственным страхом и самолюбием перед лицом трудностей, с которыми им придется столкнуться, чтобы помочь умирающему в пустынной и дикой местности. А уже потом, как листьями, прикрывая нечистоту своей души, выдумывали для успокоения своей совести всевозможные религиозные причины, оправдывающие их поступок, которые запрещали бы притрагиваться к мертвецу или помогать иноплеменникам, чтобы не оскверниться. Может быть, это был день субботний, когда они встретили умирающего человека, – в этот день запрещено было иудею что-либо делать, в том числе, и помогать страждущему, по превратному истолкованию иудеями священной субботы. Ведь часто именно из-за этого ненавидели Христа ревностные иудеи, когда Он, вопреки закону, исцелял в субботу больных и прокажённых. Иудеи изучали Божественный закон, но делали неправильные из него выводы, употребляя закон в угоду своим страстям, прежде всего, главной человеческой страсти, по святым отцам, – самолюбию. Обличая их за это, в одном из эпизодов в Евангелии Господь говорил следующее: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк.13:15-16)». В борьбе с этим ложным истолкованием закона среди иудеев Господь не раз подчёркивал главный смысл всего Ветхого Завета: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12)».
Эти слова Спасителя могут звучать для нас не только как заповедь, но и как предупреждение. По смыслу выходит, что если мы относимся к своему ближнему без сострадания, с ожесточением, то, по неисповедимым судьбам Божьим, заслуживаем от других того же отношения и к себе. Ведь само наше естество общее для всех людей, наша душа и тело, лучше всяких правил, учит нас быть сострадательными к другим. Когда нам делают больно, физически или морально, наше сознание каждый раз должно обращаться к этим словам Спасителя, к Его Божественному Промыслу, в котором человек, сеющий в своей душе, в своих поступках по отношению к другим людям зло, со временем и сам пожнёт зло в отношении себя.
Именно этот смысл прозвучал в ответе Христа книжнику на его вопрос: «А кто мой ближний, которого я должен любить?» Если книжник задавал Христу вопрос с целью разделить человечество на «ближних» и «не ближних», отстаивая религиозные предрассудки иудеев в отношении остальных народов, то Божественный ответ Христа в виде жизненной истории о пострадавшем от разбойников, разрушал все эти зыбкие религиозные предубеждения книжника. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» – спросил Христос в конце своего рассказа у книжника. Книжник «…сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк.10:36-37)». Своим вопросом, и одновременно ответом книжнику, Спаситель ставит на место ближнего, коего нужно любить, ненавистного иудеям самарянина, который помог пострадавшему от разбойников, а иудея, который также, как и книжник, до этих трагических обстоятельств своей жизни разделял людей на «ближних» и «не ближних», ставит на место пострадавшего и умирающего от ран, ожидающего любого человеческого сострадания и помощи к себе. Этим ответом Христос отрезвляет книжника от ожесточения сердца и самолюбия по отношению к людям, которое он прикрывает своей религиозностью или мнимой внешней праведностью. Он устрашает нас непреложным Божественным законом, не дающим нам прибывать в прелести своего эгоизма: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12)».
Не просто избавить человека от той глубокой прелести, в которой он находится, когда он считает, что служит и любит Бога, прикрываясь внешним исполнением всевозможных правил устава, а на деле служит идолу в лице собственного эгоизма и своеволия, которые разделяют для него людей на ближних и дальних, на нужных и не нужных, на тех, кому мы должны помочь, и на тех, кто нам безразличен, на тех, кого мы осуждаем, и на тех, кого мы оправдываем. Исправление такого человека всегда находится в руках Божьих, только в Его неизреченном Промысле о нас возможно наше обращение от прелести. Непредвиденные скорбные обстоятельства нашей жизни, сильные внутренние брани и искушения от бесов или людей, попускаемые нам Богом, должны служить для нас уроком смирения и напоминания о том, что мы в своём осуждении ближних, в превозношении и ожесточении нашего сердца отпали от Бога, сделали в своём лице собственного идола и бога, которого любим и лелеем, требуя и от других такого же к нам отношения.
Живёт себе такой человек в своём ожесточении и осуждении других. Проходят месяцы, годы, пока Господь долготерпит о нём, желая через совесть его вразумить, но всё тщетно. И вот однажды отправляется по своим делам этот человек из Иерусалима в Иерехон, и на середине пути нападают на него разбойники, грабят и избивают его до полусмерти. Лежит он избитый на земле, вспоминая свою жизнь, свои поступки, и из последних своих сил молит Господа о помощи. Через некоторое время проходит мимо него священник, и внезапно проносится в его голове мысль, что вот наконец Господь услышал его молитву и пришло его спасение. Но священник, посмотрев на него, не остановившись, пошёл дальше своей дорогой. Спустя некоторое время мимо него проходит ещё один человек. Заметив израненного, он подошёл к нему поближе и внимательно посмотрел на него. «Сейчас он сжалится надо мной и поможет мне, – промелькнула мысль в голове у избитого разбойниками иудея, – ведь он мой соплеменник, такой же иудей, как и я. Он должен мне помочь, он точно послан мне нашим истинным Богом, Богом Израиля». Но как только он так подумал, левит в спешке отошёл от него. «Неужели я умру, неужели Господь не услышал мои молитвы», – отчаивался в своих мыслях страдавший от ран. И вот спустя некоторое время он различает взглядом, насколько ему позволяют силы, приближающегося к нему иноплеменника. Этот иноплеменник оказался самарянином. Тем, кого страждущий иудей, как и все остальные иудеи, всегда ненавидел и презирал за их богоотступничество и за многие другие пороки. Этот самый самарянин сжалился и склонился над израненным, стал обвязывать ему раны. Затем, посадив на скот, повёз его в ближайшую гостиницу, где договорился с хозяином, щедро заплатив ему, чтобы пострадавшему иудею помогли вылечиться и окрепнуть.
С тех пор иудей перестал считать, что его ближний, которого он должен любить, лишь тот, кто одного с ним круга или придерживается одних и тех же с ним взглядов, или тот, к кому он привязан душой по каким-то причинам. Ведь никто из тех, кого он считал своими ближними и рассчитывал на их любовь к себе – ни священник, ни левит, ни кто-либо другой из иудеев, – не помогли ему. С этого момента сознание человека стало другим, он стал понимать, что Промысл Божий открыл ему: его ближний – это любой человек, с которым он пересекается в своей жизни, и когда он не испытывает к нему неприязнь, его сознание и внутреннее состояние души остаётся светлым и мирным и не помрачается от собственного зла, исходящего из заражённого грехом сердца.
Не всегда понятен для нас в жизни бывает Промысл Божий. Иногда Он бьёт нас, иногда утешает, и не всегда мы можем проследить причины и следствия Его действий. Иногда за невнимание к своей душе мы расплачиваемся лишением внешнего комфорта и телесного покоя. С каждым из нас Господь, как любящий Врач, проводит индивидуальное лечение в зависимости от нашего характера и истории нашей болезни. Лишь бы нам не потерять доверия к нашему Врачу и не возроптать от боли, ибо другого Врача у нас не будет.
Созерцая Божественную Премудрость и Промысл о спасении человека, часто скрытый от нашего понимания, апостол Павел, восхищаясь этим, пишет следующие слова: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим.11:34-36)».
продолжение темы:
Проповедь иеромонаха Игнатия (Смирнова)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481453