Наше воцерковление и первые шаги ко Христу запоминаются с той же силой, что и впечатления детства.
Счастлив тот ребёнок, у которого были добрые родители, хорошие друзья, мудрые педагоги, назидательные события. Подобно этому, у нас в Валаамском монастыре было блаженное христианское «детство», потому что нас встречали такие отцы, как иеросхимонах Авраам.
Тогда ещё иеродиакон Авраамий запомнился мне в следующем образе. Шёл 1992-й год, и я впервые пришёл на всенощное бдение на Валаамское подворье в Петербурге.
Он вышел кадить на «Честнейшую», по традиции, остановился у Валаамской иконы Божией Матери. Вся его неказистая аскетическая фигура, одно плечо выше другого, выражали смирение и благоговение перед Пречистой Девой. Молитва рождалась сама собой, не требуя усилий. А образ диакона с склонённой головой, казалось, уже сливался с образом Божией Матери в некую неразделимую композицию.
«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием...»
Это очень важно — получить первые правильные образы.
Потом мы работали вместе, я — в снабжении монастыря, отец Авраамий — экономом, решали хозяйственные вопросы…
Но вот что важно: он всегда источал доброту и благодушие, живую веру и слово укрепляющее. Шутка — пожалуйста! Бездумное смехотворство — никогда!
***
14 февраля иеросхимонаху Аврааму — 75 лет.
Он мужественно борется с болезнью.
Поздравим его, отцы, братья и сестры, усердной молитвой о здравии и спасении и попросим перед Валаамской иконой у Божией Матери:
«Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания...
Сердцу незлобному мир упования».
Иеродиакон Амвросий:
Воспитанник нескольких русских великих старцев, он с 1980 года подвизался в Псково-Печерской обители. А приход его к вере Православной состоялся, благодаря знакомству с академиком Кириллом Павловичем Флоренским, сыном священника Павла Флоренского, в результате которого будущий отец Авраамий оказался в стенах Троице-Сергиевой лавры.
Это первое посещение Лавры полностью перевернуло сознание и жизнь научного сотрудника Валентина Княженцева.
И всю оставшуюся жизнь он посвятил служению Богу и людям в новом качестве.
По благословению старца Павла (Груздева) в 1990 году Валентин приехал на Валаам и вступил в братию монастыря.
Господь устроил чудным образом: Валентин пришёл к Православию, соприкоснувшись с сыном священника Павла Флоренского, а монашеский постриг сподобился получить от его внука — валаамского игумена Андроника.
Много лет батюшка Авраамий несёт различные послушания в нашей обители. Из них значительную часть времени (больше 15-ти лет) он был начальником Сортавальского подворья Валаамского монастыря.
Молитвенно пожелаем дорогому батюшке Авраамию, в схиме Аврааму, благословения Божия, благодати Святого Духа, крепости и радости о Господе!
Монах Авраам:
Отец Авраамий — первый монах, которого я увидел вблизи.
Это было осенью 1993 года. Я искал место, куда бы приткнуться на зиму. И всплыло откуда-то это загадочное слово — Валаам.
Знал, что недалеко открылось подворье, пришёл туда. Не в храм, — на хоздвор (был неверующий, хотел сварщиком устроиться). Мужики говорят: «Это отец Авраамий решает, он как раз здесь». Стою, жду, сочиняю, что сказать. Представляется: «Раз Авраамий — значит, старик седой, глухой сейчас приковыляет; на уши лапши ему навешаю...»
Поворачиваюсь: идёт стремительно молодой, чернобородый, в рясе развевающейся, — и улыбается! Это больше всего поразило: «Чего он улыбается? Он же монах».
Через десять-двадцать лет всегда старался по возможности оказаться на Сортавальском подворье, просто поговорить, пообщаться с батюшкой. Он удивительный проповедник, замечательный рассказчик различных случаев из своей жизни, из своего опыта. Жаль, что эти рассказы не записывались.
Запомнились его слова: «Человек — не ракета, которую запустили, и она полетела прямо к цели...»
Прихожане Валаамского Никольского подворья в г. Сортавала:
Мы от всего сердца поздравляем любимого нашего батюшку отца Авраама с 75-летним юбилеем! Молим Господа о продлении дней его в здравии духовном и телесном!
С 2002 года до недавнего времени Отец был настоятелем Никольского подворья Валаамского монастыря на острове Риеккалансаари. За все эти годы снискал у его жителей и прихожан великую нелицемерную любовь и огромное уважение за свои труды и отношение к людям.
В знак благодарности местные жители назвали его именем природную тропу, ведущую к поклонному кресту на Горе Священника, что напротив Никольского храма. И теперь она так и называется "Тропа отца Авраама".
Мы благодарны Богу, что нам досталась возможность греться его любовью и внимать его мудрым духовным и житейским советам, его глубоким, но в тоже время простым и понятным проповедям.
С какой радостью в сердце и ностальгией вспоминаем мы его службы, проводимые полным монашеским чином, в нашем деревянном храме, возле горячей потрескивающей печки, под уютный свет свечей из песочного подсвечника.
Никольское подворье под руководством батюшки и его помощников всегда славилось своим гостеприимством и было приютом для сирых, убогих, обездоленных и отвергнутых. Насельники подворья, учась у настоятеля, с любовью и душевным теплом принимали всех приходящих в храм.
Отец Авраам всегда является для нас образцом стойкой веры и любви ко Господу и людям.
С Днём рождения, дорогой наш батюшка!!!
Иеромонах Давид:
В духовной жизни очень важно предание.
Слово «предание» происходит от глагола «передавать». И отец Авраамий для нас особенно ценен тем, что он, как «последний из могикан», является носителем той ещё старой школы отцов и старцев исповеднического советского периода, которых выковало то сложное время.
Отец Авраамий перенял из уст в уста от великих старцев русских предание духа Христова, лицом к лицу неоднократно общаясь с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), много беседуя с архимандритом отцом Павлом (Груздевым), и даже неоднократно сослужа ему Божественную Литургию.
Он проникся от них этим особым духом Христовой Любви, пастырской заботливости и отеческой нежности. Этой науке не учат ни в какой семинарии, это нужно перенять из рук в руки, из уст в уста, с глазу на глаз.
И он является для нас важной связующей ниточкой с тем преданием жизни наших отцов и старцев. Поэтому и проповеди батюшки всегда были не «по бумажке», а живым исповеданием его пламенеющего сердца.
Отец Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей о важности дара человеческого слова говорил, что если собрать вместе все слова какого-нибудь человека, то можно как-бы составить портрет души этого человека. И сейчас, оглядываясь назад, вспоминается в первую очередь то, как батюшка встречал каждого, приходящего к нему, — и называл его «Радость». Он даже не говорил: «Радость моя», — а как-то более смиренно: «Здравствуй, Радость! Проходи».
Важно не только то, что мы говорим, — а как мы это говорим. Глаза отца Авраамия всегда излучали радость, когда он встречал человека. И он мог назвать человека «Радостью» даже тогда, когда ему приходилось по долгу службы поправить его или сделать ему замечание. Тогда он говорил: «Как же ты, Радость, сделал такое? Разве ты не знаешь, к чему это может привести?» И этим маленьким словом он располагал человека к доверию, открывая, что делает он это с некой заботой, только чтобы поправить и научить более так не ошибаться.
Когда к батюшке подходили под благословение, обычно он тоже имел какие-то свои особенные добрые слова. Он говорил: «Помощи тебе Божией, Радость, и Матушки Богородицы». Он даже никогда Её не называл Матерью, — только Матушкой! И мог с нежностью обнять человека и поцеловать его в голову.
Его очень любили все валаамские детишки. И всех он благословлял, не просто осеняя крестным знамением, а осенив рукой, целовал их маленькие кудрявые головки.
В начале 90-х на Острове между братией и местными жителями царила не очень дружественная атмосфера, — но отец Авраамий, несмотря на это, умел всё равно с особенной христианской любовью относиться ко всем местным жителям и уважать каждого из них, за что и они отвечали ему своим доверием и тянулись к нему, как к своему батюшке.
Он был всегда неунывающим и не отчаивающимся в любой ситуации и любом сложном жизненном положении. А к таким людям всегда все тянутся, чтоб подкрепиться и, как бы, подзарядиться от него этой пульсирующей, фонтанирующей в нём жизнью.
И ныне у батюшки настал очень важный завершительный период его жизни. Сколько Господь продлит ему ещё эти дни? И мы видим, что уже тело его отказывается жить, но духом он всё так же пламенеет, не унывает, и глаза его искрятся этой радостью жизни. Он всё так же гостеприимно приглашает всех к себе.
И хочется по-братски особенно пожелать батюшке пройти этот важный период так, как мы молимся на Богослужении в прошениях: «христианской кончины живота нашего», безболезненно и мирно, аще возможно.
И искренне от всего со смирением любящего братского и сыновнего сердца поздравляем его с 75-летним юбилеем!Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473166