Собеседование архиепископа Феогноста с кандидатами на пострижение

11 марта 2021 года состоялось собеседование председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста с насельниками Валаамского монастыря.
11.03.2021 Трудами братии монастыря  3 753

Собеседование происходило в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре в Санкт-Петербурге по окончании Божественной литургии. В нем участвовало шестеро валаамских братий: четверо кандидатов на монашеский постриг, двое - на иноческий. Священноначалие монастыря представлял благочинный обители.

По сложившейся традиции насельники обители проходят длительный искус, чтобы принять ответственное решение, которое изменит всю их оставшуюся жизнь.

Помимо этого, в ставропигиальных монастырях, Священноархимандритом которых является Святейший Патриарх, все кандидаты готовящиеся к иноческому и монашескому постригу, рукоположению в священный сан, а также перед вступлением в число братии, должны пройти собеседование с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, который от лица Предстоятеля Церкви еще раз проверяет искренность и твердость намерений каждого из них послужить Богу.

Собеседование прошло за несколько дней до начала Великого поста, и сами постриги на Валааме традиционно совершаются только в Великую Четыредесятницу.

Добраться с острова до материка, особенно в зимний период, не всегда бывает просто. Многое зависит от погоды и состояния льда на Ладоге, а лучше сказать — от благословения Божия и воли преподобных. В этот раз братия благополучно преодолели «водную» часть пути на воздушной подушке. Надеемся, что и в духовной жизни, они также легко будут плыть по бушующему морю скорбей и искушений, неизбежных для воинства Христова, как сегодня подушки скользили по льду.

Принятие не только монашеского, но и иноческого пострига налагает на человека великую духовную ответственность пред Богом. От всякого, кому много дано, много и спросится, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48). Что же такое дается постриженникам в иночество и мантию, за что Господь с них спросит больше чем с мирских людей? Конечно же — это Благодать, необходимая для несения монашеского креста. Благодать, которая просвещает монаха, подкрепляет и утешает его в тяжких искушениях, даёт силы на подвиги любви и самоотречения. Некоторые валаамские братия делились с нами, что явственно ощущали действие даруемой им благодати не только после пострига в мантию, но и при иноческом пострижении.

За что еще спросит Господь монахов и иноков? Конечно, еще за ту ответственность перед людьми, за тот образ Евангельской жизни, который монах должен засвидетельствовать своей Богоугодной иноческой жизнью, потому что имеет для преуспеяния и стяжания благодати, куда-более удобные благоприятные условия чем мирские люди. Как известно среди святых преобладают преподобные — то есть искусные монахи, что наглядно демонстрирует, что для большинства людей, достичь освящения и преуспеяния легче ведя монашеский образ жизни, чем живя погруженным в суету мирскую.

То, что монахи будут отвечать на Страшном суде за исполнение неприложных монашеских обетов данных Богу говорить наверно излишне. Монашество, безусловно, признавалось святыми отцами Вселенских и Поместных Соборов как звание пожизненное. Святые отцы руководствовались мыслью, что монашеские обеты давались Богу и только Он может освободить человека от данных обязательств, что происходит лишь со смертью монаха.

«Монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения», писал своим чадам архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Еще до того, как будут принесены великие и невозвратные обещания пред Господом Богом, необходимо самым серьезным образом изучить правила и установления Православной Церкви и взгляды святых отцов на ответственность за оставление монашества, а игуменам и игумениям не совершать постригов без предварительного собеседования тех со своими духовниками на предмет сознательного понимания ими предстоящего важнейшего в жизни шага. Настоятельная рекомендация такого рода была дана еще на монашеском съезде в 1909 году.

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом, и делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу, которая должна наказываться строже, так как Господь гораздо выше людей.

Рекомендуем

Теперь можно подавать записки через Telegram
Теперь можно подавать записки через Telegram

Спешим сообщить, что в преддверии Троицкой родительской субботы для Вашего удобства мы создали телеграм-бот, с помощью которого Вы можете подавать записки о здравии и упокоении в нашу церковную лавку, а также сделать пожертвование.

2100

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+10°
сегодня в 12:00
Ветер
0.0 м/с, ЮВ
Осадки
0.2 мм
Давление
757.2 мм рт. ст.
Влажность
90%