Святая Библия говорит нам о том, что видимый мир, сотворенный Богом, вышел из рук своего Творца чистым, святым, совершенным. «И увидел Бог все, что Он сотворил, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). И это потому, что все создавалось Всемогуществом Божиим, оживотворялось Духом Божиим и было запечатлено благословением Божиим. Чистым и безгрешным был сотворен и первый человек. Все стихии мира были послушны ему и служили тому, чтобы не разрушался его телесный состав, предназначенный к бессмертию.
Но вошел в сердце человека грех. Этим грехом первый человек осквернил и свое тело. Печать этого греха легла на всем, к чему прикасался человек, на всем окружающем его мире: и животный мир вышел из повиновения человеку, и стихии перестали быть послушными ему. Земля стала произрастать «волчцы и терние» и временами засухой отвечала на труды человека; воздух, насыщаясь запахом тления или каких-либо веществ, нередко становится смертоносным для человека; вода, заражаемая нечистотами, нередко делается губительной для жизни и здоровья человека.
Возвратить земле благословение Божие, очистить и освятить все оскверненное грехом человека может только один Всемогущий Бог. И вот, Сын Божий, приняв плоть человеческую, сходил на землю для того, чтобы, по слову Апостола, осудить грех во плоти (Римл. 8, 3). Очистив и освятив наше естество в Самом Себе, через него Он освятил и всю тварь. Для того и погружался Господь Иисус Христос в Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому при Крещении Господнем в Иордане как бы повторялись чудеса творения: отверзались небеса, сходил Дух Божий, и раздавался голос Бога Отца.
В нашей книге «Требник» содержатся молитвы на освящение, через окропление святой водой, всего, что нужно человеку и его земной жизни: молитвы на основание дома, на вхождение в новый дом, на благословение колодца, земли перед сеянием, на освящение гумна, начатков плодов и овощей, на освящение всякой новой вещи, которую приобретает человек для своего пользования, и много других молитв.Но если вода была освящена и очищена погружением в нее Господа Спасителя, то почему это освящение воды повторяется каждый год Православной Церковью? Вот почему. Человек продолжает носить в себе наклонность ко греху, греховное семя, и, имея свободную волю, может попускать этой наклонности претворяться в грех, а своим грехом он, подобно первому человеку, оскверняет все, к чему прикасается. Потому Господь Иисус Христос и учредил Свою Церковь на земле, чтобы она силою Духа Святаго и молитвами священнослужителей всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни. Святая Церковь низводит благодать Божию на освящаемую ею воду и, окропляя этой водой все, чем пользуется человек в этом мире, и самого человека питая этой водой, содействует всеобщему очищению и освящению.
А о чем нам напоминает самый праздник Крещения Господня, самое событие, прославляемое сегодня нами?Потому наша Церковь совершает в праздник Крещения Господня Великое освящение воды, чтобы возвратить водной стихии первобытную чистоту и святость — те свойства, какие имела вода в реке Иордане при погружении в нее Господа Иисуса Христа. Значит, крещенской водой мы очищаемся и освящаемся нашими душами и нашими телами. Значит, это наше великое священнодействие должно напоминать нам о грехе, которым мы оскверняем самих себя и все, что нас окружает, и о нашем христианском долге очищать себя от всякой греховной скверны.
Господь Иисус Христос Своим Крещением начал дело спасения людей от греха, Свой земной подвиг служения людям, чтобы, совершив его, через Свою Смерть, Воскресение и Вознесение на небо войти в Свою предвечную славу. Своим примером, а на конце Своего пребывания на земле и словом (Мф. 28, 19) Он установил Таинство Крещения, через которое и мы, как через некую дверь, вступаем на путь своей земной жизни, своего земного подвига. Через Таинство Крещения мы входим в семью детей Небесного Отца и приобретаем право на наследование вечного блаженства. И над нами в святые минуты Крещения как бы разверзались небеса, и Дух Святый сходил на нас Своею благодатью, и Бог Отец усыновил нас Себе, сделав нас с этой священной минуты Своими детьми.
ПИСЬМА С ОСТРОВА ВАЛААМ. НЕКРЕЩЁНЫЙ ДЛЯ БОГА НЕРОЖДЁННЫЙ
Таинство Крещения, которое все мы, православные люди, приняли в детстве, омыло с нашей души и те следы прародительского греха, совершенного первыми людьми, с какими рождается каждый человек.
И каким чистым, святым и безгрешным был каждый из нас в дни своего младенчества! О, если бы мы сохранили эту чистоту, если бы мы пронесли эту святость через весь свой земной путь! Но мы не сохранили этой чистоты и этой святости.
Когда человек идет по болоту, пятна и брызги грязи прилипают к его одежде, и, чем дольше он идет по болотистой земле, тем все больше грязнится его одежда. Так происходит и с той белоснежной одеждой нашей души, с какой мы вышли из купели святого Крещения: сначала грех лежит малыми пятнами, а потом покрывает ее целыми пластами. Когда мы проходим через колючие кусты, наша одежда рвется, и, если нам нужно много преодолеть этого колючего кустарника на своем пути, мы изорвем всю одежду. Так жало греховное и грязь наших пороков и страстей пачкают и рвут одежду нашей души. И что было бы с человеком, если бы у него не было средства очистить и исправить эту свою одежду или заменить ее новой!
Но Господь не оставил нас и в таком состоянии без Своей Божественной помощи. Для того Он и поручил Своей Церкви преподавать нам благодать покаяния, чтобы этой благодатью при наших слезах раскаяния наша душа облекалась в чистую, новую одежду, такую же, в какой она была в дни нашего младенчества.
О, какое это чудодейственное средство! Святые Отцы Церкви называли покаяние вторым крещением, или спасительной доской после кораблекрушения. Благодать покаяния всегда, в каждом храме, каждый день ожидает нас, чтобы снизойти в наше кающееся сердце. Нужно только одно: чтобы наше покаяние было не только произнесено нашими устами, но чтобы участвовало в нем все наше сердце, все наше внутреннее существо.
Каким должно быть и наше раскаяние во грехах?
Когда хорошее, неиспорченное дитя провинится в чем-нибудь перед своими родителями, оно спешит рассказать об этом отцу или матери и говорит не иначе, как с горькими слезами и с чувством стыда. Это образец нашего покаяния: горькие слезы от сознания своей вины и стыд за совершенный проступок.
Вспомните блудного сына, который не только принес сокрушенное покаяние перед лицом встретившего его отца, но еще по пути к отцу, когда в его сердце еще только зародилась мысль о покаянии, он уже сокрушался славами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 21). Приносимое нами покаяние должно начинаться у нас, как только мы сознаем, что совершили греховное преступление перед Богом и Его заповедями.
Все вы знаете о великом подвижнике четвертого века преподобном Ефреме Сирине, который в своих подвигах достиг высших ступеней чистоты и смирения. И вот какие слова этого подвижника, записанные его учениками, исторгались из его сердца: «Однажды вдруг пришел мне на память страшный день пришествия Христова. Все кости мои вострепетали, ужас объял тело и душу мою, от скорби сердца начал я плакать и, стеная, говорил: как я, грешный, явлюсь в этот страшный день? Мученики покажут свои язвы, подвижники — добродетели, а я что покажу, кроме нерадения и лености?» Вот как надо каяться в своих грехах. Чем чище душа человека, тем яснее его духовному взору и самые малые греховные пятна на бессмертной душе.
Boт так и событие Крещения Господня, напоминая нам о нашем Крещении, о нашем безгрешном младенчестве и о наших многочисленных грехопадениях, зовет нас, если мы хотим быть верными детьми своего Небесного Отца, поборать в себе все скверное, смрадное, греховное и очищать от этого свою душу, зовет никогда не забывать, что не войдет в Царствие Небесное «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27).
Грех — это страшная зараза. Если человек, уколов себе палец, внесет через этот укол в свое тело заразу, то у него начинает болеть, лихорадить все тело. И грех, как бы он ни вошел в нашу душу — через зрение, через слух, через руки или ноги, — заражает все наше внутреннее духовное существо: и сердце пленяется грехом, и думает человек о грехе, и воля его хочет повторения греха.
Грех — это яд, которым отравляется наша богоподобная, бессмертная душа, и если этого яда мы не извлечем из сердца, то душа будет обречена на вечную смерть.
Грех — это сети, в которых запутывается наша душа, как птица, попавшая в сети ловца, лишаясь свободы и проявления своей воли.
Грех — это стена, которая создается между нами и между Богом, ибо «мерзость пред Господом — путь нечестивого» (Притчи 15, 9), и разрушить эту стену может только наше покаяние.
Грех — это камни, закрывающие нам вход в Царствие Небесное, потому что нераскаянный грешник лишается счастья наследовать то, что Господом приготовлено для Его детей.
Для того и совершил Свой земной подвиг Господь Иисус Христос, начав его Крещением в реке Иордане, чтобы открыть нам двери Царства Небесного, научить нас идти к этим дверям и через Свою Святую Церковь подавать нам помощь в борьбе с грехами на всем нашем земном пути.Итак, дорогие мои, видя в грехе своего самого страшного врага, какой только может встретиться человеку в его земной жизни, будем бороться с ним. Пока мы еще живы, ходим, видим, пока в груди не перестало биться живое сердце, надо спешить очищать себя покаянием и приобретать вместо гордости — смирение, вместо злобы и жестокости — сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты — целомудрие и воздержание.
Пусть будет страшно каждому из нас оттолкнуть эту любящую руку Небесного Отца, простертую к нам с Его Божественной помощью, и умереть для вечной жизни.
Митрополит Николай Ярушевич
СЛОВО, СКАЗАННОЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, ЧТО НА ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ г. МОСКВЫ
архив журнала ЖМП N 01 1951 год
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 491079