При игумене Дамаскине началась заготовка кирпича, извести и других стройматериалов для нового храма. Что-то привозили с большой земли на кораблях, но многое изготавливалось на Валааме трудами братии и наёмных рабочих. К примеру, в монастыре имелся собственный кирпичный завод. Специально для возведения большого храма был построен ещё и второй. По окончании работ подсчёт показал, что на строительство ушло 3,5 миллиона кирпичей!
К сожалению, выдающийся игумен-строитель не успел возглавить работы по возведению здания. К строительству приступили только при его ученике и приемнике игумене Ионафане II (1881-1891). Проект разработал архитектор А.Я. Силин под руководством епархиального архитектора Г. И. Карпова. А прежнюю церковь разобрали за несколько месяцев.
30 июня 1887 года состоялась торжественная закладка нового собора, на которой присутствовал великий князь Владимир Александрович с супругой, великой княгиней Марией Павловной.
Нижний храм был готов в 1891 году, но работы еще продолжались в верхнем храме и на колокольне. Из рапорта игумена Гавриила о проделанных строительных работах за 1891 год узнаём: «В нижнем этаже собора <тёплый храм> оштукатурена церковь, настлан каменный из плиты пол, поставлены печи, вставлены в окна рамы и для входа в верхнюю церковь устроена каменная лестница».
Иконостас был устроен трудами монашеской братии. Специалисты определяют стиль верхнего храма как “русский”, в то время как нижний называют “византийским”. Предполагается, что выбор такого стиля мог быть обусловлен воспоминанием о происхождении “от восточных стран” преподобных Сергия и Германа. Ведь именно им, легендарным основателям Валаамской обители, был посвящен нижний храм.
26 июня 1892 года преосвященный Антоний (Вадковский), епископ Выборгский, в присутствии великого князя Владимира Александровича и его супруги, великой княгини Марии Павловны, освятил главный престол нижней церкви в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Через год, 14 июня, был освящен боковой придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Паломники того времени с нескрываемым восторгом отмечали: «Всюду видна масса кропотливого труда, изящество, вкус и полная гармония красок!»
Сегодня стены и потолок нижнего храма белые. Но изначально они были цветными: всё пространство было покрыто росписями, фресками или узорами. Росписи были выполнены в технике воско-клеевой темперы – вапы (от греч. βαφα — окраска), способ приготовления которой был разработан еще византийскими иконописцами. В состав связующего красочного слоя входили воск, приготовленный особым способом, осетровый клей и пчелиный мёд. Живопись выполнялась по сухой штукатурке, покрытой слоями мелового грунта и клея. Особенностью техники является её устойчивость к условиям среды с повышенной влажностью. Колорит росписи со временем не изменялся.
В приделе Благовещения совершается ранняя Литургия.
К счастью, советский период в истории Валаамского монастыря завершился. Стены уцелели. И уже в наши дни пришли люди – братия монастыря, благотворители, волонтёры и профессиональные строители и ремонтники, которые вернули Спасо-Преображенскому собору былое великолепие.
Благодарим Господа, что сегодня двери храма открыты для всех и возможность помолиться у раки преподобных Сергия и Германа есть как у насельников, так и у посещающих обитель многочисленных паломников и туристов, число которых каждый год достигает 80-100 тысяч.
Трудами братии Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 591071