Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всё видимое творение Божие было задумано Творцом не ради лишь обеспечения биологической жизни на земле. Всё, что распознают наши телесные чувства и осознаёт рассудок, не дает нам полного понимания созданного Богом мира. Окружающий мир полон скрытых духовных смыслов и божественных откровений.
Если бы это было не так, то многие книги Священного Писания были для нас лишь красивой поэзией, останавливающей наше познание на внешних сторонах интересующего нас предмета, пробуждающего в нас чаще воображение или чувственные переживания, чем познание вещей и законов духовного порядка, необходимых для нашего спасения.
На протяжении всей истории христианства Церковь продолжает раскрывать и объяснять смысл Священного Писания, который так же глубок и нескончаем, как и Сама Премудрость Божья. Каждый из нас может по-разному рассматривать видимый мир и окружающие его предметы или события и в соответствии с этим проявлять своё отношение к тому, что видит или, лучше сказать, понимает.
К примеру, два человека испытывают друг к другу неприязнь, один из них осознаёт причину этого в своём эгоизме и борется с этим, другой оправдывает себя, считая чувство неприязни логически обоснованным, видя причину не в себе, а в поведении другого человека. Один основывает своё понимание на вере в божественное откровение о действующей в нём силе греха и противится ей внутренне, другой руководствуется лишь собственным разумом и инстинктами, отвергая веру как наиболее важный для себя инструмент познания. Таким образом, одной лишь верой формируются два разных образа поведения человека, два разных характера. Это лишь один пример из множества других, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.
Что было бы с человечеством сейчас, с этим миром, если бы не было веры и божественного откровения, если бы все люди руководствовались лишь собственным эгоизмом, не слушали бы голоса своей совести, не сопротивлялись бы живущему в них греху? Предвидя подобную апокалиптическую развязку будущего человечества, Господь пророчески задаётся вопросом: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8).
Легко верить, когда ты постоянно созерцаешь Бога в действиях, Его сверхъестественную силу в многочисленных чудесах и исцелениях. Но каждый из нас по опыту знает, как бывает трудно верить, сталкиваясь с противоположным в своей жизни – несправедливостью, скорбями, болезнями, унижениями, смертью. В такие минуты наша вера подвергается нападкам от демонов сомнения и малодушия, а если прибавить к этому общее неверие в нашем окружении, в обществе, насмешки со стороны близких, то сохранение веры становится тяжким духовным испытанием для нас. А если с этим соединить видение страданий, унижений и смерти Того, в божественную силу Кого ты верил, как это произошло с апостолами, то скорее всего наша вера не устоит против очевидных доводов и аргументов нашего рассудка.
Здесь достигается предел возможностей человеческой логики и житейского разума, на которых могла держаться наша вера до этого момента. От этой точки нашей вере требуется нечто большее, чем логика разума, чем так хвалится всякий человек, порабощенный лишь интересам временной жизни. Что может прийти на помощь вере в таких обстоятельствах? Что способно поддержать её в испытаниях пока не придёт благодать Духа Святого «поддерживающая всех падающих и восставляющая всех низверженных» (Пс. 144:14)?
Чтобы ответить на этот вопрос, человеку придется отойти от поверхностного понимания окружающих вещей и углубиться по благодати Божьей в духовный смысл видимого нами. Нам придется ещё раз посмотреть на женщину, но уже духовным видением, а не через призму житейского опыта и плотских страстей, мешающих нам осознать истинный Божественный замысел в создании женщины как помощницы Адаму – первому в мужском роде.
На определённом этапе совершенствования нашей веры Творец ограничивает в человеке возможность и естественную силу его разума и созидает ему в помощь сердечное чувство, образом которого и стала первая Ева, подобно посреднику между Адамом и Богом. Но она, беседуя со змием, открывшему ей то, что приносит удовольствие, и увлекшим её и Адама в наслаждение не Богом, а чувственными вещами, не смогла исполнить свою духовную миссию. Поэтому потребовалась новая Ева, новый Посредник способный завершить изначальный замысел Божий о человеке, окончательно соединив его со своим Творцом, наделяя человеческое существование вечной жизнью и блаженством.
«Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией… Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:21, 27-28). Такой была «надежда благ вечных», «философов неумными являющая», «искусных в слове в неразумии обличающая», «верных с Господом сочетающая», «Невеста Неневестная» Пресвятая Богородица Дева Мария. Единственная человеческая ипостась, отдав всю себя любви к Богу, поднялась в духовной лествице, выше Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов. Хотя её земной статус в глазах общества, в распространённых взглядах на роль женщины в земной жизни, казался малопривлекательным и обыденным.
В понимании духовного смысла и достоверности Божественных Писаний нам недостаточно одной логики или науки, ибо как наука, так и логика может упереться в ту же неразрешимую проблему, как и в вопросе о первоначальном появлении «яйца или курицы». Каким бы разумным ни был человек, его рассудок неизбежно будет сталкиваться с необъяснимыми и таинственными вещами, понять и осознать которые можно лишь верой, опираясь на Божественное откровение и Божественное Писание, как на первоначальный фундамент, на котором человек, строит свой дом духовной мудрости и понимания окружающего мира.
«Когда же ты основательно изучишь сотворение женщины, возводя свой ум к духовному созерцанию этого сотворения, то уцеломудри свою мысль, поступай по Духу и не исполняй вожделений плоти. Ибо духовное созерцание ума и научение в Божьих словесах изгоняет вон мысленного змия, как чуждого небесного помышления», – говорит святитель и исихаст Феолипт Филадельфийский.
В Библии о сотворении женщины сказано следующее: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21-22).
Святитель Феолипт в своих толкованиях Писаний связывает библейское сотворение женщины с духовным преуспеянием христианина: когда его разум в постоянной молитве, словно погрузившись в сон, успокаивается от различных мирских помыслов и сомнений, тогда Бог из ребра, словно этим указывая на сердце, как на место сосредоточения всех человеческих чувств, созидает в нём чувство влечения к Богу, как помощницу разуму ищущему божественной мудрости и единения с Богом.
Главная заслуга апостолов не в том, что они совершали чудеса, проповедовали Евангелие или страдали за Христа. Самое главное, что они смогли уберечь и сохранить собственную веру в воскресшего Христа, смогли защитить её от посягательств человеческого малодушия и скептицизма, от дьявольской гордости, от давления общественного мнения и политических взглядов. Вера преобразила их внутренне и сделала их способными воспринять Духа Святого, сделавшего их готовыми на любые подвиги ради Христа. Но читая и перечитывая Евангелие, мы осознаём, что в этом была заслуга и жен-мироносиц, имена которых Церковь сегодня вспоминает.
«Возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лк. 24:9-12). Ведь тогда, когда апостолы подверглись сомнениям и страху после поругания, распятия и смерти их божественного Учителя, чувства любви и влечения ко Христу не дали женам-мироносицам сомкнуть глаз, они жаждали сердцем и дальше служить любимому Учителю. Какая-то невидимая сила действовала в их женских сердцах и влекла ко Христу, располагая их интуитивно решительно действовать, несмотря на всю опасность и сомнительность задуманного. И они покорились этой силе, а не доводам рассудка, поэтому, подходя ко гробу, поздно осознали, что не смогут сдвинуть камень.
«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» (Мк.16:1-5).
Пример того, как любовь к Богу и ревность служения, несмотря на бессмысленность в глазах скептика, вознаграждаются божественным чудом и откровением. Подвиг мироносиц был олицетворением надежды – она была той силой, которая управляла их душами, полюбившими Христа. Надежда — это мост между верой и любовью, так и жены-мироносицы стали этим мостом между верой апостолов и любовью Христа. Соединив собою разъединённое страхом и смертью.
«Ибо мы спасены в надежде, – пишет апостол Павел, – Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:24-26).
Надежда, подкрепляемая в молитвах Духом Святым, оживляет веру, заставляет нас продолжать духовную борьбу, двигаться к встрече со Христом несмотря ни на что. Женщина в божественном замысле воплощает собой надежду человечества. Рождением детей она даёт надежду, что будет продолжаться человеческий род. Любовью ко Христу она даёт надежду, что Церковь будет и дальше продолжать своё служение в спасении душ человеческих. И когда мужчины будут унывать и подвергаться сомнениям в вере, подобно апостолам, женщины своими молитвами и продолжением своего ревностного служения Христу будут привлекать Его милость к Церкви, тем самым продолжая служение жён-мироносиц, с памятью которых я поздравляю всех вас, в особенности, сестёр!
Христос Воскресе!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482052