

Праздник Вознесения Господня отличается от всех остальных Господских Праздников своей особой благодатью. Предваряя Праздник Пятидесятницы, когда Дух Святой в виде огненных языков почил на апостолах, Вознесение Господне олицетворяет собой надежду, которая после веры в Воскресение Христово готовит христианина к обожению и обновлению его человеческой природы Духом Святым, к переживанию Божественной любви, о которой говорил Христос в своей молитве ко Отцу: «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин.17:26).
Вознесение Господа рождало в душах апостолов неописуемое чувство надежды, было предвкушением дара божественной любви, обещанного им Христом. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк.24:49-52). Истинная надежда рождает радость в душе, тем самым удостоверяя, что не обманет человека и, рано или поздно, приведёт его к переживанию совершенной любви. Апостол Павел в доказательство пишет, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).
Воскресение Христово, Его Вознесение и Пятидесятница в духовной жизни христианина созвучны с верой, надеждой и любовью. Но это не та вера, и не та надежда, и не та любовь, которые рождаются посредством нашего соприкосновения с материальным миром, когда нашему гордому разуму требуются логические доказательства того, чтобы он поверил, стал надеется или полюбил. Истинная вера, надежда и любовь появляются из Небесного семени, непричастного законам материального мира. Это семя растёт в человеке по мере его следования Евангельской морали, в противоречие эгоизму и самолюбию. Это неизбежная цена, которую обязан заплатить каждый, кто захочет по-настоящему обессмертить свою личность, войдя в вечную жизнь.
На этом пути, теряя самого себя в своём страстном и оторванном от Бога состоянии природы, человек словно умирает в подвиге своей духовной борьбы, чтобы потом со воскреснуть со Христом. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, - пишет апостол Павел, - то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6:5-9).
Воскресение Христово будоражит научные умы людей на протяжении многих столетий до сего дня, заставляя ученых разных направлений исследовать это событие, так как оно не вписывается в тот порядок вещей, по закону которого живёт большинство. Своим Воскресением Христос ломает привычный взгляд человека на самого себя, на смысл своего существования в этом мире. «Итак, если вы воскресли со Христом, - говорит апостол Павел - то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:1-4).
Сегодня ты радуешься хорошим новостям, предвкушая удовлетворение своему сердцу, завтра ты печалишься и сетуешь на судьбу, потому что обстоятельства изменились - так проходит вся жизнь человеческого сердца в перипетиях здешней жизни, в её текучести и изменчивости. Само положение вещей и порядок земной жизни заставляет нас искать постоянного и непреходящего, бессмертного и блаженного состояния для своей души. Всё видимое творение находится в своей тленности и изменчивости, человеческий мир в войнах и бедствиях, само наше тело - в старении и болезнях. Всё это громогласно заявляет человеческому разуму не привязываться, и не искать постоянства в этом мире ни в чём.
Связывая свою радость, надежду или любовь лишь с видимым миром, мы лишаем эти прекрасные душевные чувства силы и постоянства, приравнивая тем самым их действия в нас к той же ограниченности и переменчивости, какую наблюдаем в благоприятной погоде. Человек без Христа в своей эгоистичной самостоятельности похож на того, кто пытается залатать на ходу свой старый разваливающийся по частям корабль: заделывая одну трещину, он через некоторое время сталкивается с другой, и так до конца, пока его корабль не пойдёт окончательно ко дну. Если наши чувства по природе не материальны, значит и склеивания их с видимым вещественным миром в надежде на их постоянство в этой связке будет выглядеть наивным экспериментом.
Это не значит, что мы не должны любить то, с чем сталкиваемся в этом мире. Это лишь объясняет, что сила и постоянство этих блаженных чувств берут начало из другого Источника, не подверженного изменению или ограниченности, какую мы наблюдаем в окружающем мире. Каждый из нас время от времени соприкасается с прекрасным в этом мире, возбуждающим в сердце наслаждение и радость этого соприкосновения. И нам ошибочно кажется, что сами предметы становятся этим чарующим нас источником радости и утешения. Мы привязываемся к ним подобно жаждущему путнику, пьющему с наслаждением воду из кружки, пока не опустошит её и не дойдёт до дна, а затем снова и снова ищет возможность утоления своей жажды.
Трагедия жизни обособленного от Бога человека в этом мире заключается в том, что он, как образ Божий, сохраняющий в своей душе следы потенциального бессмертия и стремления к блаженству, пытается рукотворно создать собственный рай на земле, наделяя постоянством и совершенством окружающую его обстановку. Человек пытается строить дом блаженства своей души на песке, как на привязке своего сердца к благам этого мира, а не на камне Евангельского учения. Тем самым он опрометчиво подвергает его опасности разрушения при первой же серьёзной бури испытаний и изменчивости обстоятельств своей жизни. Здешняя жизнь нам дана лишь для того, чтобы восстановить наша общение с Богом через исполнение Его заповедей, обессмертить свою личность через любовь и приобщение Христу, а не стать заменой богообщения и вечной жизни, посредством здешних страстей и временных удовольствий, о которых Писание говорит как о идолослужении.
Христос, как новый Адам в Своей обновленной после Воскресения человеческой природе, восходит на Небо, открывая человеку новое вечное Отечество вдалеке от треволнений и страстей временной земной жизни. Если бы Он не вознёсся, наши мысли и чувства оставались бы со Христом навсегда прикованными к здешнему миру, нам невозможно было бы их освободить от образов материального мира. Наш невидимый дух оставался бы порабощённым тому, что видит человеческий глаз, или слышит ухо, или ощущает тело.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 500931