В соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа

В день Святой Троицы происходит обновление в верующих благодати Духа Святого, Его спасительной силы, получаемой в таинствах, и удаляющейся вследствие совершения грехов.
20.06.2021 Трудами братии монастыря  1 672

Значение и события праздника Пятидесятницы

Пятидесятницу не случайно именуют также Днём Святой Троицы. Именно в этот день Бог окончательно явил себя миру.

Первое Лицо Святой Троицы – Бог Отец сотворил всё сущее, видимый (материальный) и невидимый (духовный) мир, живых существ и человека, как венец и квинтэссенцию своего творения.

Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын участвовало в восстановлении общения падшего человека с Богом. Восприняв человеческую природу, Он искупил её своими безвинными страданиями и смертью, преобразил её в воскресении и навечно приблизил к Божеству, вознесшись в Царство Небесное с человеческой душой и в человеческом теле.

И вот, наконец, в день Пятидесятницы Третье Лицо Святой Троицы – Бог Дух Святой, также исполнил свою часть божественного замысла о человеке. Сойдя на апостолов в виде огненных языков Он передал им ряд благодатных даров и возглавил мистическое тело Святой Церкви – того кусочка Царствия Небесного, которому суждено пребывать на земле до самого конца времён, когда наступит Страшный Суд и следующий за ним конец ветхого мира и переход к совершенно новому.

В этот день происходит обновление в верующих благодати Духа Святого, Его спасительной силы, получаемой в таинствах, и удаляющейся вследствие совершения грехов. Оживляя сердце благодатью, нам стоит также приложить собственные усилия, чтобы оживить в уме и мыслях наше понятие о Боге. Можно сказать, что дарование Святого Духа людям было целью пришествия Спасителя на землю и всего дела спасения, совершенного Им. Святой Иоанн Предтеча говорил о Спасителе, что Он будет крестить людей Духом Святым и огнём.


День Рождения Церкви и говорение на языках

Церковь после сошествия Святого Духа навсегда перестала быть простым людским сообществом. И тогда, 2000 лет назад, и сейчас сам Дух Святой таинственно руководит Церковью, сохраняет для нас в неприкосновенности учение Христово и одаривает благодатью тех из нас, кто твёрдо желает приобщиться к Истине. Вот почему Пятидесятница считается днём рождения Церкви.

Книга «Деяний святых апостолов» рассказывает нам о событиях в Сионской горнице, где ранее состоялась Тайная вечеря, а теперь на десятый день по вознесении Спасителя собрались апостолы, так: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

В это время в Иерусалим из всей Святой земли и остальных провинций Римской империи евреи собрались на праздник цветения и первых плодов, который отмечали на пятидесятый день после ветхой Пасхи. Кроме того, в городе во множестве присутствовали римские солдаты, торговцы и путешественники из других народов. Они были поражены одним из удивительных даров Святого Духа апостолам – умением говорить на языках иных народов: «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6).

Ряд толкователей Священного Писания считает, что «говорение языками» было дарована апостолам Богом специально для успеха распространения христианства в тех странах, куда им предстояло пойти с проповедью, а позже исчезла в Церкви, как выполнившая своё назначение.

В «Деяниях апостольских» также сообщается, что после вознесения Господа ученики Христовы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14), то есть в Сионской горнице их могло быть значительно больше двенадцати человек.


Благодатный огонь

Интересно и само явление сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков – особого благодатного пламени. Его отождествляют с ежегодно повторяющемся в Иерусалиме чудом сошествия Благодатного огня, который в первые минуты даёт свет, но не опаляет верующих.

Берёзы в храме

В День Святой Троицы пол храма устилается свежескошенной травой, а иконы и стены украшаются молодыми берёзками и пучками березовых ветвей. Также православные христиане в этот день стараются принести и подарить храму букет цветов, чтобы его поставили перед одной из икон, поэтому цветов в этот день тоже особенно много.

Отчасти эту традицию можно объяснить отсылкой к ветхозаветной Пятидесятнице, где всё цвело, а отчасти – к Мамврийской дубраве, где Троица впервые в истории человечества явилась праотцу Аврааму в виде трёх ангелов (как она изображена на иконе преподобного Андрея Рублёва).


Становление и особенности праздника

Празднование Пятидесятницы, как значимого события церковной истории закрепилось в церковной традиции с I века. Этот праздник вошёл в число Двунадесятых – двенадцати главнейших событий церковного года, воспоминаемых христианами помимо Воскресения Христова.

Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». Предваряет праздник Троицкая родительская суббота, когда Церковью установлено особое поминовение наших усопших близких, а следующий за Днём Святой Троицы понедельник посвящают чествованию Бога Духа Святого.

День Святой Троицы всегда приходится на воскресенье. Богослужения совершается духовенством в облачении зелёного цвета изображающем животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди и отличаются невероятной красотой. Вечером Троицкой субботы служится Всенощное бдение с пением молитвы «Царю Небесный», а также читаются три паремии о схождении Святого Духа на праведников Ветхого Завета и пророчества о Его сошествии на учеников Христовых.

В этот день на великой вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Епископ или священник читает семь особых молитв: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священнослужители и прихожане стоят на коленях, так как начиная с Пятидесятницы устав разрешает поклоны, отменённые на предыдущий период ради Светлой Пасхи.

На утрене в храмах поют два канона Святой Троице, написанные великими православными гимнографами преподобными Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным.


Традиции праздника на Руси

В сознании верующих праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина.

Шумно и весело проходил праздник на Руси. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после нее устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников.

Источник: https://pravoslavie.fm/


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414036

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 23:52
Ветер
0.4 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
761.6 мм рт. ст.
Влажность
67%