По сложившейся традиции монашеские постриги в Валаамском монастыре проходят Великим постом. Так и в этом году, в конце поста, пополнилось Валаамское монашеское братство, в завершение, в неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим), прошел постриг в Великую схиму.
16.04.2006
Трудами братии монастыря
15 344
По сложившейся традиции монашеские постриги в Валаамском монастыре проходят Великим постом. Так и в этом году, в конце поста, пополнилось Валаамское монашеское братство, в завершение, в неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим), прошел постриг в Великую схиму.
Постриг – великое событие в жизни монаха. Не просто дается решимость оставить мир и все, что в нем, часто, для того чтобы созрело решение, требуются годы. Но и этого мало – когда человек изъявляет желание стать монахом, его испытывают, и, бывает, проходят многие годы послушнического искуса в ожидании решения о постриге, и далеко не все выдерживают это испытание, многие возвращаются вспять.
Мир не видит и не понимает этого: сколько скорби, боли, борьбы, душевных потрясений ожидают на пути к постригу и сколько после него. Один из великих сказал: "Если бы знали скорби, которые ждут монаха, то никто не пошел бы в монастырь. Господь промыслительно скрывает это". Кто знает тяжесть и неудобоносимость монашеского креста, кто заглянет в сердце монаха, кто исповедает ту скорбь, печаль, те раны, что принимает это сердце, и за себя и за всех? – Один Господь, мир этого не видит.
Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.
Обычно постриг проходит вечером. Игумен, священство и вся братия собираются в храме. Расстилают дорожку от раки преподобных к амвону. Братия выстраивается, образуя живой коридор, ведущий к амвону, зажигают свечи, Игумен встает на амвоне, духовники приводят постригаемых. Они одеты в одной белой сорочке, в монашеские одежды облачит Игумен потом, а сейчас новоначальный самим видом своим выражает глубокое смирение и сокрушение. Прикладываются к раке преподобных, испрашивая их святого благословения, хор начинает: "Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взирая щедрот Твоих, ныне обнищавшее мое не презри сердце…" Весь чин пострига напоминает о покаянии блудного сына. Постригаемые начинают путь от раки к амвону, в ознаменование смирения и решимости этот путь преодолевают ползком, исключение делается только для больных и немощных. Братия по старшинству, образуя живой коридор, со свечами в руках, следуют за новоначальными, прикрывая их своими мантиями.
Но вот и амвон. Постригаемые смиренно ждут у ног Игумена: "Бог милосердный, яко отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блудного сына приемлет тя, кающегося и к Нему от сердца припадающего". Игумен поднимает лежащих ниц: "Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей?" – "Желаю жития постнического". Постригаемые дают обеты: всю жизнь свою, все что имели – все приносят в жертву Богу: "Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире, по заповеди Господней?" – "Ей, честный отче".
Обеты принесены, новоначальные склоняют главу, Игумен читает молитву: "Господи, Боже наш, достойных Тебе быти узаконивых, житейския вся оставльших, и сродники, и други, и последовавших Тебе, прими раба Твоего сего…", – нарекает имена. Всё, нет больше старого человека, умер, и родился новый, все новое: и одежда, и имя, и душа обновилась, не может Господь не принять такого покаяния.
Игумен берет Евангелие и ножницы: "Се Христос невидимо зде предстоит, виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу, виждь, яко ты от своего произволения хочеши обручения великого ангельского образа". – "Ей, честный отче, от своего произволения". Игумен трижды бросает ножницы: "Возьми ножницы и подаждь ми я", – новоначальный в знак смирения и решимости трижды поднимает ножницы и подает Игумену. Игумен постригает брата: "Брат наш (называет имя) постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех, яже в мире, и во отвержение своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, рцем вси о нем: Господи, помилуй".
Игумен благословляет предметы монашеского облачения, новоначальные принимают их и облачаются, духовники помогают им в этом. Параман, рясу, монашеский пояс, мантию: "Брат наш (имя) облачается в ризу спасения…". Клобук – его новоначальные не будут снимать три дня, пока находятся в алтаре (по традиции первые три дня новоначальные проводят в алтаре). И в завершение Игумен вручает постригальный крест и свечу, их новоначальный должен держать три дня, а потом хранить до смерти, с ними и погребают монаха.
Игумен вручает новоначального духовнику, восприемнику, он будет его духовным отцом и даст за него ответ Богу. Прикладываются к раке, Игумен произносит слово наставления и назидания на дальнейший путь. Братия поздравляет новоначальных: "Что ти есть имя, брате?" – "Грешный монах (называет новое имя, полученное в постриге)". – "Спасайся о Господе".
На этом постриг завершается, новопостриженных уводят в алтарь, братия расходятся. Пополнилось братство монастыря… Не забывайте, братия, этот день вашего пострига, через всю жизнь пронесите память о нем. Кто присутствовал на постриге, не забудет этого, в душе – чувство, что произошло нечто очень значительное, важное, ощущение тихой глубокой радости, праздника.
Валаамский монастырь 16 апреля 2006 года