На протяжении столетий эти острова переживали кровопролитные войны и мирное процветание, видели примеры духовного подвига и предательства, но их предназначение – быть твердыней православия, остаются неизменными.
Слово «валаама» на языке предков нынешних карелов и финнов обозначало высокую горную землю, а также место силы или клятвы. Пару тысяч лет назад поросшие лесом бурые утесы Валаамских островов, возвышающиеся над необъятной плоскостью Ладожского озера, наверняка почитались среди местных жителей, как священные. А рожденные на границе 2-х литосферных плит в человеческой истории, острова всегда были цитаделью веры. Даже, когда казалось, что она умерла.
Рассказывает журналист Александр Уваров:«Во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на север. Он прошел Днепр, Волхов, пересек воды озера Нева, как тогда называлась Ладога, и воздвиг крест на горах Валаамских, определив этим судьбу и предназначение архипелага».
Добраться до островов непросто. Ладога, конечно, озеро, но характер у нее непростой. Вероятно, сказалось ее геологическое прошлое, когда эти воды были частью Ледовитого океана. Вблизи Валаама сложный фарватер, случаются туманы, а штормовые волны достигают 5 метров в высоту.
Известно, что в дохристианскую эпоху на островах существовало крупное финно-угорское поселение со святилищем в честь бога Перуна (или Велеса). Видоизмененное наименование последнего сохранилось в названии самого крупного острова, которым именуется теперь весь архипелаг – Валаам.
Единого мнения по поводу времени возникновения на острове первого монастыря у историков нет. В старинных документах упоминается о существовании на Валааме монашеской братии, управляемой игуменом еще в 10-11 веках.
Благодаря труднодоступности и малонаселенности, архипелаг стал новым домом для тех, кто в уединении и строгости решил посвятить свою жизнь служению высоким идеалам.
Рассказывает журналист Александр Уваров:«Иноки прибывали на Валаам, спасаясь от страстей и искушений мира, и в то же время, отмаливая все его грехи. Сама природа оберегала тишину и покой обители. Воды Ладожского озера служили серьезным препятствием для тех, кто пытался нарушить уединение братии. Тем не менее, жизнь внутри этой естественной крепости поддерживалась лишь благодаря пламенной молитве и самоотверженному труду, только так можно выжить на неприветливых скалистых островах».
Валаамские острова находятся, как принято сейчас называть, в зоне рискованного земледелия. Плодородный слой почвы здесь весьма невелик, и первым насельникам приходилось добывать пропитание с огромным трудом. Ладожское озеро давало рыбу, леса – грибы и ягоды. Скудность пищи телесной восполнялось обильной духовной трапезой.
Среди разрозненных упоминаний о жизни первых проповедников в Приладожье особое место занимает предание о преподобных Сергии и Германе, с именами которых связывают на Валааме основание первой монашеской общины.
Несмотря на то, что жизнеописания тех праведников до нас не дошли, некоторые исследования начала XIX века ссылаются на летописи, где описывается перенос мощей Сергия и Германа в Новгород в 1163 году, что свидетельствует о существовании в это время обители на островах.
В местных легендах говорится, что Сергий и Герман прибыли на острова в IX веке и основали монастырь, в котором установили киновию – общежитие со строгим уставом, в котором пищу и одежду, и обувь инок получает от монастыря, отдавая полностью результаты своего труда.
Такого рода форма существования монашеской общины была характерна для периода становления первых христианских монастырей.
В 1157 году шведский король Эрик Девятый Святой предпринял первый крестовый поход в Восточную страну Эстерляндию, целью которого было христианизация населения и распространение политического влияния.
Находясь на границе Новгородской республики, Валаамский монастырь и прибрежные карельские поселения неоднократно оказывались в самом центре жестокого противостояния.
Братия жила в постоянной опасности. Шведы неоднократно разоряли обитель и сжигали ее до основания. Укрепление православия в северном Приладожье происходило на фоне непрекращающихся войн за обладание прибрежными территориями и крестовых походов, объявленных римским престолом.
В житии Святого преподобного Авраамия Ростовского говорится, что Валаамский монастырь до первого опустошения назывался обителью Пресвятой Троицы. В темные века кровопролития и опустошения монастыря случались необыкновенные истории, свидетельствующие о силе веры и небесном покровительстве Валаамских островов.
Во 2 половине XIV века шведский король Магнус Смек пошел войной на Новгородские земли. Он снарядил множество кораблей, набрал войско и отправился из Финского залива через Неву в Ладогу. Там потомка викингов бесстрашных мореплавателей застиг страшный шторм.
Рассказывает журналист Александр Уваров:«Весь флот корабля погиб в буре, а его самого выбросило на берег одного из Валаамских островов, где Магнуса и нашли монахи. Шведский монарх увидел в своем спасении промысел Божий, перешел в православие, взял имя Григория и стал схимником».
Согласно монастырскому преданию, перед смертью схимонах Григорий оставил завещание, в котором бывший шведский монарх приказывал своему народу не воевать с Новгородским государством, русские церкви не разорять, с верой православной не враждовать.
Заключенный в 1323 году Ореховецкий мирный договор, между Швецией и Новгородом, принес долгожданное спокойствие народам Приладожья и позволил расцвести православной обители на Валааме. Перемирие кратковременно нарушалось небольшими пограничными конфликтами и разбойничьими набегами, но это происходило вдалеке от благословенных островов.
С конца XIV века и последующие 2 столетия Валаамская обитель возрождалась из пепла и процветала. К этому периоду относятся и первые документальные свидетельства, на которые в свое время ссылались ученые в спорном вопросе о времени основания обители.
В XV-XVI веках на Валааме были возведены 2 церкви: «Преображения Господня с пределами и Рождества Иисуса Христа», отлиты колокола, устроены монашеские кельи. За монастырской оградой появилась гостиница, где паломники и гости могли остановиться на отдых. На маленьких островах и в лесах монахи устраивали уединенные жилица – скиты. Существовало отшельничество.
Рассказывает журналист Александр Уваров:«В это время Валаамская обитель была образцом монастырской жизни. Она воспитала многих прославленных подвижников, чьи имена оставили яркий след в русской истории. Преподобный Арсений Коневский, Савватий Соловецкий. А эта пещера была кельей Александра Свирского – великого праведника и основателя знаменитого монастыря».
Иноческая жизнь на острове в XVI веке на острове была такую сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Местные жители были обращены монахами из язычества в православную веру, по берегу стояли православные храмы. Процветание монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его «честной и великой лаврой».
В 1581 году валаамским инокам было послано страшное испытание – эпидемия чумы, жертвами которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя русско-шведской войны опустошило монастырь. В мае 1595 года был заключен новый мирный договор со шведами, и царь Федор Иоанович повелел средствами из царской казны возобновить обитель. Но и этот мир продержался недолго.
XVII век для всей России начался с катастрофы: гибель династии Рюриковичей, голод, смута. В 1611 году Валаамский монастырь был вновь сожжен до основания, братия жестоко истреблена. На острове поселились финские и шведские крестьяне – лютеране, которые не всегда воспринимали православие, как родственную религиозную доктрину.
Рассказывает журналист Александр Уваров:«Когда иноверцы решили извлечь мощи преподобных Сергия и Германа из могилы, их поразил тяжелейший недуг. Опасаясь гнева Господнего за осквернение праха его святых угодников, лютеране воздвигли часовню над могилой и стали почитать этих святых вопреки своему вероучению».
Уцелевшие, но изгнанные валаамские иноки, сохранив немногие ценные реликвии своей обители, скитались по ближайшим монастырям в поисках приюта. В 1618 году Михаил Федорович Романов повелел передать валаамским старцам Васильевский монастырь, расположенный в Ладоге, древней столице северной Руси. Однако, валаамская братия относилась к Васильевской обители, как к временному пристанищу. Ждать пришлось почти 100 лет.
Хвалите имя Господне, яко в век милость его.
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его.
Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его.
Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его
Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его.
Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его.
Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его.
Солнце во область дне, яко в век милость Его.
Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.
Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его.
И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его.
Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его.
Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь прославленная и многострадальная обитель. Ее древняя история – это чередование опустошительных войн и мирного процветания. Не единожды православие на Валааме и по берегам Ладоги истреблялось на корню, но вновь возрождалось на пепелище трудами подвижников и стараниями русских государей.
В 1617 году после очередной войны со Швецией был подписан Столбовский мирный договор, по которому Россия вернула себе бывшие Новгородские владения, но потеряла Карелию, северное Приладожье с Валаамскими островами и Ингерманландию, т.е. выход к Балтийскому морю.
В конце XVII века на Российский престол взошел Петр Первый. Царь-реформатор преобразование государства начал, в том числе и с расширения его границ, особенно в направлении Балтики. Военными победами Петр утвердился на берегах Невы и заложил в ее устье новую столицу своей империи, в состав которой вошли Карелия и восточное побережье Балтийского моря от Выборга до Риги.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «В 1715 году Петр Первый подписал Указ о возобновлении монастыря на Валааме. Обитель строили на островах, которые еще совсем недавно были отбиты у шведов в ходе Северной войны».
Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх, представивший монарху доклад о восстановлении Валаамской обители, разослал письма с просьбой о пожертвовании на устройство монастыря.
К 1719 году на островах была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, возведены келейные корпуса и хозяйственные постройки. Православная вера, спустя почти столетие изгнания, вновь вернулась на Валаам. В 1730 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.
В апреле 1754 года сильнейший пожар полностью уничтожил деревянные постройки монастыря. Иноки со смирением встретили это испытание. После пожара службы продолжались в небольшой часовне, молитвы не прерывались ни на один день. По просьбе Синода императрица Елизавета лично пожертвовала внушительную сумму денег, и вскоре монастырь был отстроен заново.
В 1781 году из Саровской Пустыни Тамбовской епархии на Валаам прибыл старец Назарий, который принес на острова новый устав. С назначением его игуменом началась новая эпоха в жизни Валаамского монастыря.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «При игумене Назарии началось большое каменное строительство, а настоящего расцвета обитель достигла, когда в 1839 году ее возглавил отец Дамаскин. При нем монастырь стал самым благоустроенным в Российской империи».
К тому моменту, когда отец Дамаскин принял настоятельский посох, Валаамский монастырь был широко известен и в России, и за ее пределами. Обитель называли Северным Афоном, и многие тысячи паломников посещали остров ежегодно. Стараниями игумена Дамаскина на Валааме число братии увеличилось до 600 человек, монастырь славился строгой подвижнической жизнью иноков. На островах архипелага появились новые скиты и церкви, действовали кожевенный, кирпичный и свечной заводы, гостиницы, устроен водопровод, организовано регулярное пароходное сообщение с Петербургом. При Дамаскине на островах были заложены яблоневые сады, которые плодоносят и по сей день. Насельники трудились на фермах, занимались рыболовством и земледелием. Монастырь помогал продуктами и одеждой жителям окрестных деревень вне зависимости от их вероисповедания. Сам настоятель был для братии и мирян не просто высоким церковным начальником, а любящим отцом, неустанно заботящимся о спасении человеческих душ.
В 1896 году на Валааме было завершено строительство каменного Спасо-Преображенского собора, проект которого был составлен при участии архитекторов из Петербургской Академии художеств. Величественный храм стал символом монастыря и оставляет неизгладимое впечатление у всех, кто его посещает.
Валаамский монастырь достиг небывалого расцвета. Но наступил 1914 год. Началась Первая мировая война. На фронт ушли 264 послушника и около 400 трудников. На благословенные острова надвигался новый идеологический штурм. После революционных событий октября 1917 года Валаамский архипелаг вошел в состав независимой Финляндии. На островах был размещен воинский гарнизон, а монастырь был закрыт для посещения. Всякое сообщение с Россией прекратилось, братия оказалась словно в осаде. Вскоре правительство Финляндии приняло закон о статусе Православной Церкви, которая признавалась как «Церковь национального меньшинства». Валаамская обитель избежала большевистского разорения, однако, оказавшись на территории другого государства монахам предстояло пережить новые испытания.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «1 ноября 1923 года игумен объявил братии, что Высшим Церковным Руководством монастырю было указано перейти на новый Григорианский календарь. Казалось бы, безобидное распоряжение, мало относящееся к неспешному распорядку монашеской жизни. Но это предписание имело весьма драматические последствия».
Введение нового стиля породило настоящий раскол в Валаамском монастыре. Братия разделилась на два враждующих лагеря, сторонники которых непреклонно отстаивали свои убеждения. В попытках успокоить мятежный монастырь остров посещали представители Константинопольского патриарха, посланники Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Но все их попытки оказались тщетны. В 1925 и 1926 годах за верность старому стилю из монастыря были изгнаны 48 иноков, часть из которых выслали в СССР, где их постигла печальная участь. В 1939 году началась война между Советским Союзом и Финляндией. Валаамский монастырь неоднократно подвергался бомбардировке. Было принято решение об эвакуации братии вглубь Финляндии. К моменту подписания мирного договора в 1940 году в монастыре оставалось всего 6 человек.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «18 марта 24 удара Андреевского колокола возвестили о прекращении жизни обители. Игумен Харитон вынес из храма престольные мощи, настоятельский посох и выехал с Валаама. На следующий день на остров прибыли советские войска».
В августе 1940 года в монастырской гостинице разместились курсанты единой школы боцманов и рота юнг ВМФ СССР. Правда, уже через год, с началом Второй мировой войны всех учащихся эвакуировали с острова. До 1944 года Валаам занимали финские войска. За все время б оевых действий на островах не прозвучало ни единого выстрела, на опустевший монастырь не упало ни одной бомбы. Несколько раз иноки посещали обитель, но за год до окончания войны они покинули острова навсегда. В Финляндии был устроен Ново-Валаамский монастырь, а на благословенных островах началась другая жизнь: без церквей и богослужений, без колокольного звона, летящим над ладожскими волнами, без тихих и проникновенных молитв, идущих из сердца прямо к Богу.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «Ленин писал, что с церковью надо бороться идеями, словом. Слова у лидеров советского государства скоро закончились, и настало время решительных и конкретных дел. Как потом очень точно заметил бывший игумен монастыря Андроник, впервые источником разрушения обители стали не войны противоборствующих держав, а разорение собственного гнезда, самоопустошение и самоистребление».
За несколько десятилетий от былого величия прославленного монастыря не осталось ни следа. Спасо-Преображенский собор использовался для нужд овощеводства, деревянные церкви разобрали на дрова, каменные скиты растаскивали по кирпичу. Уникальный архитектурный ансамбль Валаамской обители только к концу 70-х годов прошлого века получил статус исторического и культурного памятника и формально охранялся государством. Остров стал приютом для инвалидов войны и труда, домом для неприкаянных и поломанных человеческих душ.
Рассказывает журналист Александр Уваров: «В народе говорят: «свято место пусто не бывает». В ночь на 14 декабря 1989 года на остров прибыли 6 монахов. Это ознаменовало начало новой эпохи в истории обители. Исполняя определенное апостолом Андреем Первозванным предназначение, валаамские утесы остаются той духовной высотой, которые приближают человека к Царствию Небесному».
Телекомпания Russian Travel Guide TV и братия Валаамского монастыря (производство 2013 год).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481299