Иллюстративные материалы, помещенные в издании 1864 г., стали постоянными для валаамских изданий, они воспроизводились десятки раз без каких-либо изменений почти в каждой из брошюр и книг, публиковавшихся монастырем.
Значительным спросом пользовалась книга «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей», выдержавшая три издания (СПб., 1892, 1896 и 1902).
Однако самым распространенным описанием монастыря стала сорокастраничная книжка «Валаамский монастырь. Краткое историческое описание и стихотворение, посвященное сей обители», составленная при участии монаха Петра (Михайлова) и также трижды переизданная (СПб., 1912, 1914 и 1915).
Отдельные брошюры посвящались монастырским скитам: Всех Святых, Коневской иконы Божией Матери, Воскресенскому, Авраамиевскому, Иоанна Крестителя, Святоостровскому (преп. Александра Свирского), а также сохранявшейся пустыньке игумена Назария. Жизнеописание основателей Валаамской обители преподобных Сергия и Германа издавалось пять раз в 1890–1908 гг. Отдельные брошюры посвящались валаамскому игумену Назарию (1885), иеросхимонаху Антипе (1893), схимонаху Агапию (1910), схимонаху Никите (1911). Качество набора и оформления было достаточно высоким, книги издавались и в бумажных обложках, и в твердых переплетах.
В начале 1940 г. с началом наступления Красной армии на Финляндскую республику монастырские насельники были эвакуированы с острова несколькими партиями. Также была вывезена бóльшая часть монастырского архива, библиотеки и книжного склада. Вывезен был и своего рода «бронированный фонд» собственных монастырских изданий, созданный в середине 1930-х гг. по распоряжению игумена Харитона (Дунаева).
Эта коллекция была описана монастырским канцеляристом и архивистом монахом Иувианом (Красноперовым), составившим «Опись книг монастырских изданий, оставленных на хранение в библиотеке Валаамского монастыря, в количестве пяти экземпляров каждого издания». Этот список, сверенный с каталогом БАН, и послужил поводом для организации выставки. Выяснилось, что в фондах Библиотеки Академии Наук издания Валаамского монастыря представлены даже несколько полнее, чем в вышеупомянутом «бронированном фонде». Сегодня достаточно сложно говорить о том, сколько всего изданий было подготовлено и издано Валаамским монастырем. Из числа известных нам в БАН отсутствует лишь одно – брошюра «Жизнеописание Валаамского подвижника схимонаха отца Агапия» (СПб., 1910).
Издание литературы на русском языке было продолжено монастырем и после провозглашения государственной независимости Финляндии. Самым значительным событием стало учреждение в 1926 г. газеты «Утренняя заря», издававшейся финляндским Церковным управлением при участии основанного еще в XIX веке финляндского православного «Братства преп. Сергия и Германа Валаамских». Газета стала русским аналогом беспрерывно выходящего с XIX столетия по сегодняшний день финляндского православного вестника «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), являющегося сегодня старейшим продолжающимся православным периодическим изданием в мире.
В течение 1920–1940-х гг. Валаамским монастырем были изданы четыре книги. Первая, «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях», была отпечатана в г. Аренсбурге (на о. Эзель, или Сааремаа, в Эстонской республике) в 1927 г. В книге освещались обстоятельства разделения, возникшего в среде братии Валаамского монастыря по вопросу о введении в церковную жизнь нового календарного стиля. Еще две книги, «Умное делание о молитве Иисусовой» (1936 г.) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви» (1938 г.), ныне широко известные и многократно переизданные, были отпечатаны в Сортавале. Наконец, последнее из русских изданий Валаамского монастыря – доклад «О монашестве» – вышел также в Сортавале в 1943 г. во время частичного переселения братии на возвращенный Финляндией осенью 1941 года остров.
Наибольшим издательским достижением Валаамского монастыря в период между двумя мировыми войнами следует признать фотографический альбом «Валаам», изданный в 1935 г.
В экспозицию вошли десятки книг и брошюр, издававшихся Валаамским монастырем с середины XIX века до 1917 года. В их числе как подробные общие очерки истории самого монастыря и его миссионерской деятельности (книга «Валаамские миссионеры в Америке»), так и богослужебные тексты (службы преп. Сергию и Герману Валаамским и акафисты им), брошюры по отдельным вопросам монастырской жизни и народной нравственности («О вредных последствиях пьянства и духовное от него врачевство») и др.
***
Петербургская Президентская библиотека также оцифровала и выложила в свободный доступ раритетные книги об истории Валаама.
Уникальные материалы вошли в раздел «История Русской Православной Церкви», который является одним из самых больших в ее 400-тысячном фонде, сообщает сайт библиотеки.
В частности, оцифрованы книги — 1892 года «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей» и «Описание Валаамского монастыря» 1890 года.
Помимо этого, фонды библиотеки пополнились книгами «Монастырские острова Валаам и Коневец» 1895 года, «Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре» 1913 года и «Валаамская обитель» 1896 года.
Как отмечают эксперты, в книгах много говорится не только о природе и красоте Валаама, но представлено и его богатое духовное наследие, которое оставили после себя валаамские старцы.
Трудами братии Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482522