Здесь не делят людей на «своих» и «чужих»

О социальном служении церкви говорится немало. Испокон веков она брала на себя заботу о сирых и убогих. В нынешней России не сразу пришли к пониманию, что именно этот общественный институт лучше всего справляется с социальными проблемами, с которыми не может справиться государство. Но теперь, признавая и принимая эту помощь, мы, порой, забываем о благодарности… Курьер Карелии №224(1124) 01.12.2005
01.12.2005 Трудами братии монастыря  10 347
Валаамский монастырь взял на себя заботу о жителях острова

О социальном служении церкви говорится немало. Испокон веков она брала на себя заботу о сирых и убогих. В нынешней России не сразу пришли к пониманию, что именно этот общественный институт лучше всего справляется с социальными проблемами, с которыми не может справиться государство. Но теперь, признавая и принимая эту помощь, мы, порой, забываем о благодарности…

Трудно представить себе сегодняшнюю жизнь Валаама и его жителей, не появись здесь шестнадцать лет назад монастырь. Наверное, он стал бы заурядным поселком, коих сейчас, увы, не мало в российской глубинке. С богатой историей, но бедной действительностью. Не одно десятилетие понадобилось бы государству на то, чтобы хоть как-то приостановить процесс разрушения, не говоря уже о восстановлении былого величия. Ведь годами к острову было, главным образом, потребительское отношение.

С середины XX века, с тех времен, когда на Валааме появилось мирское население, и он из монастыря превратился в печально известную обитель для искалеченных войной людей, здесь ни разу не ремонтировалась созданная когда-то монахами и совершенно удивительная для своего времени система водоснабжения, не проводился капитальный ремонт зданий. Уникальная экосистема острова, тоже, кстати, сформированная вековыми трудами насельников обители, требовала к себе бережного отношения, а Валаам нещадно и бесконтрольно эксплуатировали туризмом. Местное население оживало только в сезон, в остальное время здесь царили безработица и алкоголизм. Отдаленность Валаама от материка (до ближайшего берега - Сортавалы - 40 км) тормозила даже то немногое, чем могла поделиться цивилизация с островом.

Нелегко было и монахам, поселившимся здесь в 1989 году. И голодать в зимнее время приходилось, и кельи нечем было топить, и без света, порой, сидели. Но как только у монастыря появлялись силы и средства, он непременно делился ими с мирским населением острова.

В голодные перестроечные годы монастырь открыл благотворительную столовую и стал бесплатно кормить местных жителей. Для многих островитян это было настоящим спасением. Урожай собранного со своих огородов картофеля никак не мог компенсировать пустые прилавки магазинов. Кстати, в благотворительной столовой, именуемой ныне паломнической трапезной, потому как предназначена она, главным образом для тех, кто приехал в монастырь работать, сейчас тоже кормится немало местных жителей. Времена уже давно не голодные, да и бедняков среди мирского населения острова нет - за лето, сдавая жилье приезжим фактически по питерским ценам, здесь очень недурно зарабатывают. Однако возможностью покормиться за счет монастыря некоторые пользуются по-прежнему. Никто этих людей не гонит, хотя в обители знают, что отнюдь не нужда приводит их в трапезную.

Возрождая и развивая фермерское хозяйство, монастырь, опять-таки, не только о себе думал. Мяса монахи не едят совсем. Молоко и яйца употребляют в пищу только четыре дня в неделю и совсем не употребляют в посты. Зато вот уже лет десять обитель поставляет эти продукты в местный детский сад и школу. По-прежнему живо на Валааме и несколько подзабытое на материке понятие "гуманитарная помощь". Монастырь каждый год раздает детям одежду, обувь, игрушки, книжки, и непременно - подарки на Рождество и Пасху.

Вообще, между монахами и детьми с самого начала сложились искренние дружеские отношения. Замкнутая и довольно скудная на развлечения жизнь валаамских ребятишек с появлением на острове монастыря совершенно переменилась. Они с удовольствием стали ходить в воскресную школу, которая воскресной именовалась только по традиции, а открыта была каждый день. Эта школа превратилась для них в своеобразный досуговый центр, где и Закон Божий изучали, и рисовали, и лепили, и спектакли ставили, и пели, и пили чай с конфетами. Именно дети стали первыми прихожанами монастырского храма и тянули за собой взрослых.

Взрослое население всегда с готовностью принимало монастырскую помощь. И сейчас выстраивается в очередь за бесплатными дровами, которые каждую зиму раздает монастырь, активно пользуется его водным транспортом. Монастырские суда, курсирующие между островом и материком, за чисто символическую плату, а часто и совсем бесплатно перевозят местных жителей.

В монастырь, а не в местный муниципалитет подают жители острова заявки - кому окно отремонтировать, кому печь, а кому и целиком ремонт в квартире сделать, - прекрасно зная, что только здесь получат просимое.

Если смотреть на ситуацию в более глобальном масштабе, то исключительно стараниями благотворителей монастыря на острове были проведены огромные работы по водоснабжению и канализации зданий внешнего и внутреннего монастырского каре, летней и зимней гостиниц. Сейчас заканчивается работа над проектом капитального ремонта коммуникаций в работном доме, год назад переданном обители. А ведь и во внешнем каре, и в зимней гостинице, и в работном доме проживает мирское население острова. На средства благотворителей было установлено и цифровое оборудование, благодаря которому на Валааме, да и вообще в Сортавальском районе Карелии, частью которого он является, появилась современная телефонная связь. Сомневаюсь, что все это стало бы сегодня реальностью, если бы жизнеобеспечением Валаама по-прежнему занималось только государство.

Хотят или не хотят признавать это местные жители, но живут они фактически за счет монастыря. Из-за него едут сейчас на Валаам со всей России, ближнего и дальнего зарубежья гости, которым можно и жилье сдать, и рыбу продать. Он привлекает благотворителей для решения и своих, и общевалаамских проблем. Он взял на себя практически все заботы по бытовому и социальному обслуживанию населения, хотя это и входит в обязанности государственных служб.

Как должное воспринимают местные жители бесплатную помощь монастыря в решении их бытовых проблем. А треть владельцев квартир, расположенных в переданных монастырю зданиях, не платит даже за жилье. И не по бедности не платит. Просто не считает нужным. Монастырь смиряется. Но вряд ли смирились бы в этой ситуации муниципальные власти, если бы речь шла о государственном жилье. И вряд ли на материке рядовой житель Сортавалы, например, может рассчитывать на бесплатный ремонт квартиры, плиты или сантехники. Как, впрочем, и на выдаваемую по первой просьбе материальную помощь. Монастырь справок о доходах не требует.

Для жителей острова постоянная и безотказная помощь обители стала настолько привычной, обыденной и само собой разумеющейся, что многие, порой, даже не задумываются: ведь монастырь делает все это не по обязанности, а из милосердия. И надо научиться с благодарностью принимать эту заботу. Вместо этого одни начинают проявлять к монастырю излишнюю требовательность, другие - без зазрения совести пользуясь монастырскими благами, чуть что - кричат, что их притесняют и обижают. И тех, и других - единицы, но их активная враждебность и огульные выступления от имени "всех мирских жителей острова", периодически будоражат и Валаам, и Сортавалу, и Петрозаводск.

Объясняется все просто. Монастырь постепенно наводит на острове порядок. Не свой, а законный. А если учесть, что за исполнением государственных и республиканских законов в прежние времена на Валааме не слишком-то следили, то нарушителям их есть чего бояться.

Впрочем, вся эта "суета" вокруг монастыря очень напоминает басню Крылова "Слон и Моська". Нелепо не замечать ту огромную помощь, которую вот уже полтора десятилетия оказывает обитель местному населению. Как неприемлемо и для монастыря заниматься только благоустройством и благоукрашением, игнорируя при этом проблемы людей, с которыми он делит сравнительно небольшое островное пространство.

В нынешнем году при монастыре был создан православный культурно-просветительский центр "Свет Валаама", через который теперь и осуществляется вся социальная помощь местному населению, адресованная, в первую очередь, старикам и детям.

На счету у центра уже немало добрых дел. Для детей открыт кружок мастера Валаама "Кустари", работает детская драматическая студия "Фантазия", создан музыкальный ансамбль "ВалАнс". Ансамбль "ВалАнс", кстати, неоднократно и весьма успешно принимал участие в фестивалях детского творчества, которые проводились в разных городах России. Финансовые расходы по организации этих поездок взял на себя монастырь. А минувшим летом шестнадцать валаамских ребятишек на монастырские средства отдыхали в пансионате в Крыму.

Помогает обитель и Совету пенсионеров. Теперь пожилым жителям Валаама есть где проводить досуг. В административном здании для Совета было отремонтировано отдельное помещение, проведен телефон, приобретены музыкальный центр и сервизы для общих чаепитий.

Взял на себя центр решение и коммунальных проблем островитян.

В будущем году монастырь планирует приступить к созданию при местной больнице богадельни. И решится еще один вопрос, к которому пожилые люди относятся очень болезненно. Им уже не надо будет бояться одинокой старости.

Анна Снежина Курьер Карелии №224(1124) 01.12.2005г.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 413842

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-4°
сегодня в 08:24
Ветер
0.9 м/с, CCВ
Осадки
0.0 мм
Давление
759.4 мм рт. ст.
Влажность
77%