Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице, о богатом юноше

Что же нам повествует сегодняшнее Евангелие? Оно рассказывает нам о некоем молодом благочестивом иудее, посвятившим, как ему казалось, свою жизнь Богу, которому суждено было Божественным промыслом ради него самого и нас с вами, услышать из уст Спасителя, что нужно совершать человеку, чтобы наследовать вечную жизнь.
31.08.2014 Трудами братии монастыря  30 334

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Часто люди на исповеди каются в том, что не исполняют тех или иных правил в отношении поста, домашних молитв, редко ходят в Церковь и участвуют в Таинствах, не занимаются благотворительностью или делами милосердия, считая следующие их действия неким долгом пред Богом. Совесть их остается неспокойной, у них возникает чувство вины от того, что они не исполнили вышеназванные вещи, которые, возможно, после каких-то печальных событий в своей жизни или тяжких грехов, обещали выполнять. Когда же они, все-таки, начнут что-либо из обещанного совершать, они приходят в душевный покой, у них пропадает чувство вины, они снова возвращают себе удовлетворенность собою, в своих глазах начинают выглядеть оправданными перед Лицом Бога. Со временем им может показаться, что они уже достигли многого, что дано достигнуть им в духовном плане; они перестали совершать тяжкие грехи, стали регулярно посещать храм и участвовать в Таинствах, ежедневно читают Евангелие, совершают молитвенное правило. Такие люди в духовном ослеплении могут говорить о себе подобно юноше из сегодняшнего Евангелия: «всё это сохранил я; ...чего еще недостает мне?».

На каком же основании такие христиане возвели своё духовное здание, где они нашли свой душевный покой, что перестали чувствовать свою духовную нищету? В Боге ли? Ответ будет отрицательным: не в Боге, а в чувстве самодостаточности, в собственном «я», которое, наконец, сумело успокоить себя, взобравшись на ступеньку своих религиозных достижений, вернув обратно некогда потерянное внутреннее чувство комфорта и уверенности, подобно тому, как до этого нашему «я» удавалось осуществлять тот же психологический принцип в решении своих материальных или семейных проблем. Всё это делается нами для сохранения своего ветхого человека, нашего «я», мы не разрушаем его, мы не разрушаем наш эгоизм, а адаптируем его к определённым условиям, по умолчанию заключаем с Богом договор: я буду делать по силам то-то и то-то, перестану совершать ужасные поступки, буду стараться помогать людям, взамен надеясь получить от Господа возможность жить в безопасности, вдалеке от скорбей и зол этого безбожного мира, внутренне оставаясь с самим собою, находя удовольствия в том, что мне нравится. Конечно же, это не будет чем-то греховным, а скорее полезным или, в крайнем случае, безобидным, а таких безобидных удовольствий, любимых занятий, могут быть у нас десятки. В таком духовном устроении можно до конца жизни ходить в храм, слушать церковные песнопения, участвовать в Таинствах, исполнять различные послушания; вдобавок к этому ездить в паломничество, ходить на православные ярмарки, посещать воскресную школу, читать православную литературу, заниматься православными сайтами, пока есть силы, учиться на богослова или регента… Не перечислить всего того, чем в наше современное время может заниматься православный христианин. Во всем этом, как ни странно, христианин может продолжать жить для себя, при этом заблуждаясь и думая о том, что он всю свою жизнь посвятил Богу. Наша жизнь может выглядеть так, как говорил один из афонских старцев: «Мы можем устами воспевать Бога, но наше падшее естество говорит Ему: "Нет, уходи, Боже!"». В Евангелии от Матфея есть следующие слова Спасителя, которые можно отнести к вышесказанному: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:22-23)». Не достаточно нам для нашего спасения знать о Боге, нам надо, чтобы и Он нас знал, через наше с Ним общение и пребывание в Нём, через наше смирение перед Ним, через наше доверие себя и своих близких Его промыслу, через наше исполнение Его воли.

Что же нам повествует сегодняшнее Евангелие? Оно рассказывает нам о некоем молодом благочестивом иудее, посвятившим, как ему казалось, свою жизнь Богу, которому суждено было Божественным промыслом ради него самого и нас с вами, услышать из уст Спасителя, что нужно совершать человеку, чтобы наследовать вечную жизнь. Трудно сказать, из каких же внутренних побуждений исходило обращение юноши ко Спасителю с вопросом о вечной жизни: было ли это некоторое ощущение душевной неудовлетворенности своими праведными делами, нехватка внутренней полноты или самоуверенность и желание показать свою праведность перед другими, получив похвалу и одобрение, тем самым еще раз для себя утвердиться в правильности своей жизни, которая должна была не только на земле приносить ему плоды душевной радости и земного счастья, даруемые от Бога за праведную жизнь, согласно Ветхому Завету, но и привести к вечному блаженству.

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (Мф. 19:16-20)».

Какой же ответ слышит Христос от юноши на свое предложение соблюсти вышеперечисленные заповеди? «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? (Мф. 19:20)». В своей духовной слепоте молодой человек настаивает на том, что он исполнил все заповеди, о которых говорил ему Христос, тем самым ставя Спасителя в положение, когда Его первые слова были сказаны, по всей видимости, напрасно, со стороны может показаться, что Господь не увидел глубины проблемы этого юноши. Но так ли это? Действительно ли Христос не знал о том, что этот молодой человек в своей жизни исполнил все названные Им заповеди, и ошибочно сказал ему делать то, что он уже выполнил? Вряд ли, ведь само исполнение нами божественных заповедей несет за собой нашу причастность Богу, «исполнение заповедей соединяет нас со Христом, – пишет Григорий Флоровский, – ибо они суть его энергии», и знание Спасителем того, исполняем ли мы Его заповеди или нет, есть наше нахождение в Нем и Его в нас: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, – говорится в Евангелии от Иоанна, –…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21-23).

Исполнение Божиих заповедей всегда связано с внутренним изменением человека, его душа через боль и страдание постепенно исцеляется от страстной привязанности к материальным благам, к удовольствиям и наслаждениям этого мира, на смену одной любви должна прийти другая Любовь, более совершенная, на смену одним радостям должна прийти иная Радость, единственно совершенная, которая одна способна перекрыть и затмить своим переживанием в человеке все предыдущие его земные радости. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, – говорится в Евангелии от Иоанна, – как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:10-11).

Когда юноша уверенно ответил Спасителю, что он сохранил все Господни заповеди от юности своей, то что оставалось Христу, как не призвать достойнейшего исполнителя Его заповедей, к духовному совершенству: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19;21). Если ты исполняешь Мои заповеди, как ты говоришь, значит, ты внутренне изменился, ты пережил борьбу, страдание, истощание, приобрел в себе острое чувство богооставленности. Если ты исполняешь заповеди Мои, то твоя душа должна жаждать теперь Меня, встречи со Мной, одно это желание должно было бы отстранить от тебя все остальные твои интересы и земные пристрастия.

«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:22). При всей своей слепой уверенности, что он исполняет Божии заповеди, евангельский юноша не обрёл внутреннего плода от их исполнения, не сумел познать себя, познать своей худости и нищеты, не раскрыл в своём естестве живущий грех, некую умную темную силу, Адамово наследство, оставленное всему человечеству, как печать отпадения первого человека от Бога, как раскрыл и познал это на себе апостол Павел, написавший в послании к Римлянам следующее: «ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 7:22-25). Горделиво утвердившись на собственной праведности, не имевший нужды в ком-либо ещё, юноша отвернулся от своего Спасителя, и пошёл своей дорогой, не познав Христа, тем самым своей самостью, закрыл для себя дорогу к единению с Богом, и вход в Небесное Царство, которого искал. Ведь «царствие Божие есть там, где пребывает Бог, то, с чем соединен Бог. Это, если так можно выразиться Его Тело». Юноша не приготовил внутренне себя к тому, чтобы через собственное истощание, разрушение своего ветхого «я» посредством исполнения заповедей, освободить место в своей душе для Христа, дабы в Нём через Его человечество, через Его Тело и Кровь, подражая апостолам, «соделаться причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4). «Я упразднился, – пишет афонский игумен старец Эмилиан. А значит, теперь для меня возможно наполниться Богом». Прежде всего именно этот духовный закон нам раскрывают слова Спасителя, сказанные ученикам после того, как искавший Небесное Царство юноша отошёл от Него опечаленный, не сумев отказаться от своего большого имения, а по сути, от самого себя, и последовать за Христом: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:22-24).

Конечно же, не деньги мешают человеку быть со Христом, ибо Церковь почитает немало тех святых, которые имели обширные владения, наделены были от Бога властью, обладали богатством, но при все этом они были нищие собой, своей волею, они отвергались от своих страстей и желаний, которые могли свободно удовлетворять, имея для этого все возможности. Нам может показаться, что Господь ставит перед нами не выполнимую задачу, как это показалось и апостолам из сегодняшнего Евангелия: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф. 19:25). То, что нужно нам сделать в нашем падшем состоянии для спасения души, нам кажется невозможным при всех наших человеческих силах и способностях. На нашем пути к Богу каждый из нас рано или поздно сталкивается с тем, что ему нужно многое в себе менять. В этот момент у нас возникает ощущение того, что мы теряем самих себя, разрушая наши желания, мечты, то чем можно было бы жить и радоваться в этом мире, по сути, мы «достигаем такого предела, когда нужно выбирать – Бог или я»; нам становиться страшно, возникает чувство жалости к себе, в этот момент человек может сказать себе «стоп», я дальше не пойду, это невозможно для меня, я же не святой. Невозможно для нас, но возможно для Бога, только требуется наше самоотвержение и желание всего себя предать Богу. Сегодняшние Евангельские слова «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26), разрушающие нашу самость, первого и главного врага человека на пути к спасению, являются Божиим призывом к единению с Ним через наши трудности, неприятности, скорби, болезни, от которых мы часто бежим, с которыми мы не можем сами справиться. Только страх потерять себя создаёт для нас главную проблему в духовной жизни, останавливает нас на пути к Богу, он является порождением нашей глубокой самости и гордости, привычки быть независимыми, закрытыми от всех, в том числе и от Бога. В этой ситуации слепо защищая своё «я», мы находим для своей остановки на пути к единению с Богом многие оправдания: не тот у меня характер, не то место, не те люди, не те обстоятельства, или наоборот, подобно нашему юноше, успокаиваемся в своих личных хороших качествах или праведных делах, не понимая, что этим, в поиске Бога, сами же и закрываем Ему дорогу в наши души, оставаясь пленниками супротивной демонической силы.

Как Христу войти в нашу жизнь, разрушить нашу самость, как не через нашу немощь, наше бессилие во всем. Когда мы сильны собою, то этим мы не даём Богу войти в свои души. «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, – пишет апостол Павел, – чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-11). В постоянном молитвенном обращение за помощью, мы знакомимся с Христом, соединяемся с Ним, тем самым, начиная с решения наших земных проблем, мы открываем для себя Бога, иной мир, и поднимаемся к решению проблем нашей больной души, нашей вечной участи. Таким путем, переживая страшную истину, собственное состояние богооставленности, которое для каждого из нас есть начальная точка отсчёта нашего возвращения к Богу, скорбно и болезненно, внутри своей души, мы в реальном времени возвращаемся к истинным истокам сотворения человека Богом, избавляясь от дьявольской прелести собственного обожествления. Ведь каждый из нас несёт на себе плоды дьявольского обмана первых людей, плоды клеветы на Бога, которую приняло человечество в себя через грехопадение первых людей как яд, который умертвил наши души для жизни с Творцом. Дьявольский обман объявил нас богами независимыми в своей воли от Единого Бога, закрыв нас в собственном эгоизме и самости: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5).

Нельзя приступать к лечению, не узнав причины болезни, но знание это может оказаться для нашего самовлюбленного «я», привыкшего к своеволию, к автономному существованию, горчайше самой болезни. Несмотря на нашу физическую зрелость, на пути спасения нам приходится заново познавать себя и окружающий мир, мы заново учимся жить, разделяя теперь свою внутреннюю жизнь, свои радости и печали с Христом, общаясь с Ним в молитве, всегда открываясь Ему, любя Его. «В сущности весь свой путь христианин проходит вдвоем со Христом, – пишет Григорий Флоровский. – Ибо живет во Христе, и Христос в нем». В завершении духовного пути наше бессилие, открывающееся в силе Божией, должно привести христианина к новому осознанию себя, которое открывается как всецелое его единство со Христом, о чем говорил апостол Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.


иеромонах Игнатий (Смирнов)

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414299

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 08:02
Ветер
1.3 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
748.6 мм рт. ст.
Влажность
94%