Проповедь Валаамского иеромонаха Игнатия (Смирнова) на тему: "Только во Христе человек приобретает для себя вечную жизнь"

Что делать человеку, который пожелал выйти из состояния, когда его собственная физиология, заменила ему личностное общение с Богом, и стала доминировать над его духом, искусно формируя весь человеческий строй жизни в самодостаточности и самовлюбленности?
13.12.2013 Трудами братии монастыря  10 753
Что делать человеку, который пожелал выйти из состояния, когда его собственная физиология, заменила ему личностное общение с Богом, и стала доминировать над его духом, искусно формируя весь человеческий строй жизни в самодостаточности и самовлюбленности?

Ответ простой - весь характер духовной жизни христианина, должен превратиться в борьбу с собственным эгоизмом, в её основу закладывается процесс возвращения к тому, по-детски открытому, первоначальному состоянию Адама пред Богом до его падения. Об этом состоянии говорит Христос в Евангелии от Матфея: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф, 18:3). Если теперь вспомнить слова апостола Иоанна Богослова о Христе, в Котором сконцентрировалось блаженное пребывание человека в вечности, то именно личность Христа становится для падшего человека формирующей и поддерживающей его возвращение к Богу, его новое второе рождение и новый образ жизни, только во Христе человек выходит из пагубного для него плена собственной физиологии и собственных страстей, и приобретает для себя вечную жизнь, ведь именно в личности Христа для человека открывается путь к бессмертию. Как бы ни звучало странным для большинства взрослых, но по-детски, открытость человека Христу на пути духовной борьбы, является главным залогом спасения человека.

Если на примере краткого Евангельского эпизода показать прямую зависимость человеческой природы в её преображенном состоянии, к которому мы всеми силами стремимся, от нашей постоянной личностной связи со Христом, о чём уже говорилось выше, то наверно не найдётся лучшего эпизода, чем тот, который можно прочитать в Новом Завете, о хождении апостола Петра по водам. «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?». Апостол Пётр, желая приблизиться ко Христу, превзойдя собственные человеческие возможности, вышел из лодки и пошёл по воде, что, само по себе, для нас есть христианское самоотвержение, с которого каждый из нас начинает Евангельский путь. Но теряя на этом пути из виду Личность, Того к Кому мы идём, и Чьей силой совершается наше передвижение, мы как апостол Петр, устрашаясь внутренних или внешних искушений, автоматически, по привычке нашего падшего естества, обращаемся снова к себе, оставляя в своей духовной жизни упование и видение Христа, и с этого момента подобно Петру начинаем тонуть. Неразумное оставление нами Христа совершается по двум главным причинам: из-за сохранения собственного благополучия или здоровья; либо полагаем в чём-то ином, чем личность Христа, наше спасение, ради сохранения нашей автономности и независимости от Другой Личности, чем мы сами, забывая о том, что Евангельский путь превышает наши естественные возможности, какими бы мы не были разумными, сильными и талантливыми. Когда человек теряет из виду свою зависимость во всём от Иной личности, с этого момента он начинает колебаться и утопать. Причина этому одна, как говорилось выше, порочная автономность человека, замкнутость на себе и своих силах, потеря человеком в своей духовной жизни веры в значение иной Личности, чем он сам, конкретней, потеря Христа, и потеря осознания своей абсолютной связи с Ним. Внешний закон и заповеди, телесные подвиги могут помочь человеку познать своё состояние, свою немощь, и могут помочь встать на путь ведущий к Богу, но соединить человека с божественной благодатью, даровав ему бессмертие и вечное упокоение, может только Личность, Христос, родоначальник нового человечества. «Если истинно человек – это человек во Христе, а собственно духовная жизнь – жизнь во Христе…её осуществление мыслиться не иначе как постоянное наше общение со Христом…абсолютная открытость человеческой души Христу, «потому что Бог определил нас не на гнев,- пишет к Фессалоникийцам апостол Павел, - но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. (1Фесс,5:9-11)»...Это усвоение нас Христу составляет суть и цель всей таинственной и аскетической жизни. Достойное Причащение Тела и Крови Христа, - «Ядущий Меня жить будет Мною (Ин, 6:57)» - говорит Христос в Евангелии от Иоанна. С этого момента Христос живёт в нас, а мы в Нём. В послании к Галатом апостол Павел пишет: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал, 2:20).

Человек на земле располагает веществом, чтобы добывать себе пищу, получать все необходимое для жизни, и даже приноровился из всего этого в своём падшем существовании получать массу удовольствий. Единственное, что все ещё беспокоит человека, это болезни, страдания и смерть, с чем активно борется человечество в наше время. Если бы не было их, то земную жизнь можно считать раем. Где же место Личности Бога в таком земном рае? Этого места просто нет, и человек хочет считать себя свободным. Для него Бог лишь энергия или что-то другое, но безличностное, лишь для поддержания его существования. Но Если же Он личность, тогда рамки человеческой свободы должны ограничиваться Его волей. Тогда, человеку надо либо покориться Ему, и он будет, как меньший, исполнять Его волю, либо он станет до конца жизни его противником.

Этот последний выбор есть безумное состояние дьявола, родителя гордости и непокорности, родителя одиночества и отчаяния, не способности любить и жертвовать, состояние ненависти ко всему доброму, дыхание нескончаемой муки, оттого, что он хочет быть всегда независимым от своего Творца, от Того от Кого, по собственной своей природе, он не способен быть независимым. Всю свою жизненную энергию, которую он получает от Бога, он направляет против Бога и его служителей. Обман дьяволом человека состоял и продолжает состоять в той идее, что человек может существовать самостоятельно и самодостаточно. Незаметно влагая в наши умы смертоносный яд сомнений и неверия о неразрывной связи или союзе человека со своим Творцом, дьявол продолжает своей прелестью колебать человеческие умы на протяжении всего времени существования человечества, начиная с Евы и заканчивая нашим временем: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог (Быт.3:1)». Отнимая у человека подлинное знание о себе, и о том, ради чего он появился на свет, дьявол обольщает не только простецов, но и гениев. «Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно» - говорил Альберт Эйнштейн о своих религиозных взглядах.

Самое тяжелое и неудобное бремя для падшего человека, поставить себя в зависимость от Иной Личности, чем он сам, одним словом добровольно стать рабом, свой ум, свою волю и свободу подчинить Другому. Это неудивительно, ведь такое нестроение перешло человеку по греховному и ложному родству, от того, кто сам не подчиняет свою выю под божественную руку, о чём Христос говорил иудеям в Евангелии от Иоанна: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоанн,8:44-45)». Сколько нужно ещё войн на земле, революций, эпидемий, болезней и страданий, чтобы человеку избавиться от дьявольской прелести, и осознать, что его благобытие зависимо только от Бога. Самое страшное в нашем земном существовании, не наши страдания, не наша перспектива биологической смерти, а наше внутреннее одиночество – тот «сущий ад», который нам в полноте откроется по смерти, когда наша биологическая комфортная земная жизнь воспитает в нас самодостаточных одиноких «самоистуканов». Тогда адом для нас станет наша собственная душа, окаменевшая в независимом от Бога существовании, окаменевшая в плотских страстях и наслаждениях, собственная наша природа, созданная по образу Божьему, будет мучить нас конфликтом, между тем, что мы страстно полюбили в этой земной жизни, и тем, что изначально вложено Богом в нашу природу, ибо Он наш Творец и «всё наше приспособил к Самому Себе…чтобы в Нём одном могли мы радоваться всецелым удовольствием» - пишет святой Николай Кавасила. Если человек лишь биологическое существо, ему нужно как для того же растения лишь тепличные условия, а если человек существо духовное? Что этот мир может ему предложить? Модные тряпки, машины, красивые дома, плотские удовольствия? К огорчению, большинство людей ищет именно этого, неразумно считая себя тепличным растением, а не образом Божьим. Ведь христианство, прежде всего, предлагает нам исцеление, а не решение наших житейских проблем, даже таких благородных, как женитьба или рождение ребёнка. Сказав в Евангелие «не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк,5:31)», Христос поставил поиск Его как Бога, в зависимость от осознания нами, что мы больны. Если этого осознания в нас нет, то находясь в Церкви в нас нет по-настоящему того видения, что Христос как Богочеловек, есть часть нас самих и полнота нашего вечного бытия. Истинная цель нашего пребывания в этих стенах, приобщение Христу, Его Тела и Крови, наше единение с Ним, с Его Личностью. Таким только путём раскалывается наша самость, которой заражено человечество со времени грехопадения Адама. «Уже не я живу, но живёт во мне Христос. (Гал,2:20)» - пишет апостол Павел к Галатом. Где вся воля и желание апостола Павла? Где его собственная жизнь? Всё отдано Христу, и потому всё в личности Павла исцелено Христом, и собственная его природа восстановлена в подлинном виде, в единении с Богом.

Часто ли человек задумывается о своём происхождении? Имеется в виду не то происхождение, которое мы получили с вами от наших собственных родителей, а о происхождении человечества в целом. Почему этот вопрос для нас важен? Да потому что сегодня, любая из популяризированных теорий происхождения человека, кроме христианской, утверждает нас на пути лишь биологического индивидуального существования, что, по своей уже сути, является последствием грехопадения и обманом. Только православная антропология нам говорит о том, что человек был создан не для биологической жизни и со всем, что с ней связано, это уже последствия того первого отпадения от Бога, которое случилось с нашим праотцем Адамом, человек был задуман и создан Богом для жизни вечной, богоподобной и духовной. Первый человек, должен был в общении с Богом и исполнении божественной воли приобщаться Богу, и через это вести себя к единению с Ним. В человеческой природе Адама, изначально, не было всех тех пороков, которые сейчас через подвижнические труды, мы должны в себе исцелить; он не страдал ни страстями чревоугодия, блуда, сребролюбия и т.д., ему лишь не хватало одного, знания о себе. Кто он и от кого зависит его блаженное существование? Если бы Адам имел о себе истинное знание, он не поддался бы на уловку дьявола. От Того Кто его создал, Адаму была дана одна заповедь, единственная маленькая заповедь, - не есть от плода определённого дерева. Какая огромная разница, между тем, что должен был исполнить Адам, чтобы соединиться с Господом, и тем, что должны теперь исполнить мы, его потомки? Каково великое отклонение нашей природы, каково её искажение от того первоначального её состояния, которое было у Адама!? И всё это потому, что первый человек созданный Богом не познал себя, не познал, что он в своём блаженном существовании, в своём нахождении в Раю полностью зависим от Другой Личности, чем он сам. Поэтому Христос в Евангелии от Иоанна связывает наше спасение и вечную жизнь с познанием Его Божественной Личности, - «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Иоан.17:3)». Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий, воспринявший ради нашего спасения человеческую природу, связывает нас с Собой не простым знанием о Нём, а подлинным соединением с Ним, в буквальном смысле, чтоб Его жизнь стала нашей собственной. Евангельские слова, которые регулярно читаются на молебне перед ракой преподобных Сергия и Германа Валаамских,- «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф,11:28-30), - это призыв обращённый ко всем нам, и к монахам и к мирянам, от конкретной Личности, Личности Христа, чтобы мы впустили Его в свою жизнь, в своё сердце, как впустили Христа в свою жизнь преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, и все христиане, уподобившие себя Богу, чтобы жизнь Христа стала нашей.

Знающие, «где искать бытия», сосредоточивают всякое стремление на подлинном Источнике бытия, на Христе, и в Нём обретают «блаженную жизнь», «потому что всё благо в Нём». Иначе Христос не был бы существенен для человека, не был бы Полнотой и Единством всего.
Господу нашему слава, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414329

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-3°
сегодня в 11:30
Ветер
6.3 м/с, ЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
752.5 мм рт. ст.
Влажность
90%