Преображение эгоизма в Божественную Любовь – самое великое чудо во Вселенной
12.12.2013
Трудами братии монастыря
12 529
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда мы говорим о любви Бога, что мы можем сказать о ней? Что отличает эту любовь от других видов любви, о которых знает этот мир? Обращаясь к Священному Писанию Нового Завета, к святоотеческому преданию, смиренно остановимся на том, чтобы выделить для себя некоторые черты, по которым можно узнать проявления Божественной любви, непохожей не на одну другую любовь в этом мире. Эти прекрасные черты, о которых хочется сказать, суть следующие: первая это совершенство, вторая - свобода, и третья черта, - это бескорыстность. По божественному откровению апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «Бог - есть любовь (1Ин.4;16)», бесспорно, что все сказанное нами о Божественной любви не способно представить нам всю полноту и красоту этой Любви, любовь является состоянием Бога в Самом Себе, но всё же, в нашем благодатном Её познании, это одновременно и движение ко всему тому, что мы называем Его творением, включая нас с вами.
Переходя к описанию первой названной нами черты Божественной любви, её совершенства, можно ограничиться одной лишь главной мыслью, заключающейся в том, что Бог совершенен, если бы это было не так, Он не был бы Богом, отсюда все в Боге совершенно, включая и Его любовь. И в православии мы призываемся Богом к этому блаженному совершенству, мы призываемся Богом к тому, чтобы стать причастниками Его совершенства, Его божественной любви. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48) – говорится в Евангелии от Матфея.
Упоминая теперь о свободе, о второй названной черте божественной любви, зададим себе один вопрос. Может ли Господь заставить одного человека полюбить другого? Ответ: - нет, заставить не может, а точнее не хочет. Помочь, Бог может и хочет, если сам человек в этом старается, и принуждает себя, полюбить другого, но заставить, - нет. Если бы Бог хотел заставить людей помимо их воли полюбить друг друга, это давно бы случилось, и тогда земля стала бы в одно мгновение раем. Но раем кого? Ответ: - человеков-зомби. Но, к счастью, этого нет.
Почему в мире много людей, которые не верят, что есть Бог, и что наш Бог есть любовь? Как бы это не звучало парадоксально, но ответ таков, - потому что человек, в отличие от бессловесных животных, создан свободным и разумным, чтобы в своей свободе познать и полюбить своего Творца. Но, к сожалению, в этой свободе и разуме, человек может быть глупее животных, живущих по преимуществу не свободой, а инстинктами, об этом говорит Господь в книге пророка Исайи: «Вол знает хозяина своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. (Ис.1:3)». Иметь свободу и разум, - для человека этого мало, ему надо еще иметь способность благотворно распорядиться этим Божьим даром. Но, к сожалению, в наше время человек уже не только не способен распорядиться своей истинной свободой, скатившись в рабство собственных бессловесных страстей, здесь надо отметить, что своей свободы человек уже даже не чувствует. Человек свободная личность, в каждое мгновение своей жизни он всегда свободен, эта свобода изначальна, вложена в человека Богом, и, тем не менее, человек постоянно жаждет для себя свободы, живя лишь биологической жизнью, подобно животным, человек жаждет снова и снова своей свободы. Что это за свобода, которую ищет удалившийся от Бога человек и для чего она ему? Опять возникает парадокс, человек ищет свободу от той самой истинной свободы, которая изначальна, дарована ему, как творению, Богом. Мы не за что не хотим освободить себя от своих порочных желаний, мы лишь хотим освободить эти желания от различных запретов, и дать им выход, что и называем своей желанной свободой. По настоящему, мы жаждем дать свободу этим желаниям, но отнюдь не себе, эти желания нас щекотят своей греховной сладостью, они нас беспокоят, они нас внутренне раздражают, и человек начинает обманывать сам себя и окружающих его людей, требуя для себя свободы, как для личности. Если даже на минуту представить, что человек получит свободу в удовлетворении всех своих желаний, разве он станет свободен? Придут на место одних желаний другие, и так будет до бесконечности. Истинная свобода человека не в том, чтобы суметь удовлетворить все свои пожелания, а в том, чтобы освободиться от их требовательности в себе. Как же это сделать? Отсечением этих желаний и своей воли, усиленно пытающейся исполнить эти разнообразные желания. Когда мы победим в себе порочный механизм исполнения наших всевозможных желаний, тогда нам откроется, что мы свободны, и всегда были такими, пока не стали рабами своих желаний в своей изначальной дарованной нам Богом свободе. Этот порочный механизм, о котором сейчас говорится, имеет свое название, - это наш эгоизм или самолюбие. Начни убивать в себе эгоизм, и ты осознаешь его ядовитую коварную сладость, которая прикрывается попечением и заботой человека о себе любимом.
Что каждый из нас с вами ищет, приходя в Церковь? Большинство из нас ответят, что ищут Бога, ищут спасения. Но, каким – то печальным образом, в этом святом месте, вместо спасения мы для себя находим ту же погибель. Почему? Ответ, - потому что, мы не боремся с нашим порочным механизмом, с нашим эгоизмом и самолюбием, а лишь поменяли средства в его питании. До Церкви были средства одни, сейчас мы их заменили другими, но наш порочный механизм все так же исправно работает. Как же избавиться нам от нашего эгоизма? И что Церковь предлагает нам в помощь для решения этой проблемы? На оба этих вопроса для нас дан ответ в сегодняшнем Евангельском чтении: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодать? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодать? ибо и грешники тоже делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодать? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего (Лук.6:31-36)». Последние евангельские слова, «не ожидая ничего», подводят нас к описанию третьей названной нами черте в Божественной любви, к бескорыстию. Она больнее всех бьет по нашему эгоизму, когда мы ее принимаем, она нас больно жжет внутри во всех тех добрых делах, за которые нам отплачивают злом и поношением, но в то же время она истинно лечит нашу душу, постепенно взращивая в ней божественное смирение и любовь. Ведь в корысти нет любви, там один эгоизм. Если мы чего-то ждем от Бога или от человека взамен за свое доброе, у нас никогда не будет благодати.
Мы остаемся все теми же эгоистами, поменявшими лишь собственную маску. Один известный афонский старец говорил: «Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимание на их отношение. Когда войдет в нас (таким образом, подготовленным) благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Пусть противоположное поведение не огорчает нас. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви…Когда любишь любовью Христовой, тогда приходишь в познание истины. Тогда ты не ищешь того, чтобы тебя любили. Это зло. Ты любишь, ты даешь свою любовь. Это правильно. Спасение зависит от нас…Будем бескорыстно любить и жертвовать собою ради всех, без воздаяния. Тогда человек приходит в равновесие. Корыстна та любовь, которая ищет воздаяния. Она не подлинная, не чистая, не истинная».
Церковь есть Тело Христово, по апостолу Павлу, глава которой Христос, Он как Личность предлагает нам в своей человеческой природе и божественной всю полноту того, что может нас преобразить, теперь от нас зависит, чтобы это вошло в нас, и стало нашей жизнью, а не внешней формой благочестия или нашей религиозности. Но для этого нам надо сделать одну важную вещь, это перестать любить себя, а полюбить Христа, и отдать Ему всего себя, чтобы с нами произошло то величайшее чудо, о котором говорил один афонский подвижник: «Преображение эгоизма в Божественную Любовь – самое великое чудо во Вселенной». Аминь.