«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление».
Сегодня Дух Святой нисшел на человека в лице Пречистой, и Сила Вышнего – Слово Божие – осенило Ее, в Нее вселившись.
Лествица между небом и землей установилась, человек получил силу стать Богом по благодати, ибо во чреве Благодатной сегодня зачался Богочеловек.
07.04.2009
Трудами братии монастыря
13 138
"Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление". Сегодня Дух Святой нисшел на человека в лице Пречистой, и Сила Вышнего – Слово Божие – осенило Ее, в Нее вселившись. Лествица между небом и землей установилась, человек получил силу стать Богом по благодати, ибо во чреве Благодатой сегодня зачался Богочеловек.
Благовещение, главизна нашего Спасения, является и началом Богоявления, ибо в нем приоткрывается спасительное действие всей Святой Троицы: Отец благоволит, Сын нисходит и Дух Святой осеняет. Сей день является и предварением Пятидесятницы, ибо творение в лице Пречистой удостоилось в нем приятия Духа Святого, в ощутительном действии Богозачатия. Тот день явил собой и силу Боговоплощения, ибо Мария стала Матерью Бога, Господа нашего Иисуса Христа, сущею Богородицей.
К Благовещению от создания мира предназначена была тварь, его ждала она и жаждала. Прошли тысячи лет, пока человеческий род достиг своего цветения и на земле явилась Та, Которая обрела благодать у Бога. Благовещение предрешено было в недрах Святой Троицы, однако благую весть спасения еще надлежало услышать и принять человеку.
Нерушимо Господь чтит свободу Своей твари, посему и Благовещение было обращено к сей свободе. Когда обратился к Ней со словом Архангел, пришло время решения судеб человеческих, судеб всего творения. Древле Адамом и Евой, в раю, катастрофически решались судьбы всего человеческого рода. Ныне новой Еве – Марии – дано было принять или отвергнуть Боговоплощение. Благовещение есть предельное и окончательное явление любви Божией к миру, Божиего снисхождения. Но в нем же осуществилось и предельное и окончательное уважение Божие к творению в его свободе. Боговоплощение могло явиться только свободным и любящим Богоприятием.
И в Пречистой Благодатной Марии сосредотачивается вся сила и вся воля человека к Богоприятию. Но приятие сие и вольное, и любовное – есть приятие Креста, ибо мир сотворен – крестом любви Божией. Крестом он и спасается – Сын посылается в мир, "вземляй грех мира", дабы выстрадать этот грех, даже до смерти крестной. И исполнение этого Превечного Совета совершается крестною силой Любви Божией. То, что являет силу Креста в небесах, есть на земле, в сынах человеческих, радость Благовещения, ибо нет и не может быть радости бескрестной. Крестом Любви Божией, вонзенным в девственное сердце творения, в пречистое сердце Приснодевы, приходит ныне всему миру Радость Благовещения.
Но радость эта не есть мирская радость, которая ищет услаждения и бежит скорби, ибо путь ее крестный. То, о чем вопрошал Деву Архангел, относилось к принятию Креста Богоматери, о чем до глубины сердца уведала Она вещим целомудрием. Она познала всю силу вопрошания и на него ответила: "Се раба Господня" – сколько кротости, сколько мужества, сколько преданной любви в этих кротких словах. Благовещение было вестью о кресте Ее Сына и о стоянии у него Богоматери. И на сию безмерную печаль крестную, "еюже приидет радость всему миру", Она, Пречистая, дала согласие Богу: "Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему". Но Ею, Ее пречистыми устами и с Нею рекла это слово крестное всякая тварь, радующаяся о Ней, ангельский собор и человеческий род, вместе со всей тварной природой, чутко приникающей и затаившейся в слышании тайны крестного Благовещения. (Птица гнезда не вьет в этот день" - по свидетельству православного русского народа.)
С Пречистой Богородицей рекла и изрекает ныне всякая душа человеческая, открывающаяся к приятию силы Крестной Любви Божией, к приятию Духа Святого и обретению рождающегося Христа. Мария вся до конца отдала Себя Богу, Она стала вполне "прозрачной" для Духа Святого. Она, обрадованная велением Утешителя, стала для всех земнородных "Радостию Радостей" и показала нам путь к стяжанию нетленной, непреложной, вечной Радости, сказав: "Се Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему".
Только через кроткое, покорное, послушно-любовное приятие Крестной Воли Божией может прийти в жизнь каждого из нас истинная Радость – ибо Крест есть вечное свидетельство Любви Божией к миру, как и нашей любви к Богу и человеку. Крест есть сила Любви, эта Любовь есть поистине Благая Весть, подлинная радость, победная, торжествующая навеки.
Но ныне, увы, великая туча отчаяния повисла над землей, и тяжкие испытания раздирают наше время, и небесная лазурь Благовещения покрывается в наших унылых и жестоких сердцах темным покрывалом. По слову Апокалипсиса: "Дракон стал перед Женой, Которой надлежало родить Дитя, дабы пожрать Ее Младенца". Однако в ответ на его бессильную злобу нам слышится сегодня песнь Рабы Господней: "Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и богатящиися отпусти тщи", – ибо Господь близ сокрушенных сердцем и смиренных духом спасет. Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса, Богородичную Голгофскую Славу!
О Мати Дево, глубочайший Кладезь воды живой в пустыне мира, напой и нас, жаждущих, из девственных Твоих рук. струями истинного Богоразумия, яко да возможем служити страждущему в мире сем Христу Агнцу Божию. в Духе и истине. Яко красный цвет райским благоуханием ты побеждаеш всякую греховную смерть, открой и в нас, в день сей, тайну Твоего крестного Благовещения, тайну послушания даже до смерти крестной, вольно приятой. Тайну жертвенной любви до конца, ей же внемлет вся кроткая тварь, ныне о Тебе радующаяся, и таинственными песнями ублажает Тя, ей же внемлет и всякое смиренное, сокрушенное сердце, о Тебе выну плачущее; и с Гавриилом дивящееся пресветлой красоте девства Твоего, и пламенной высоте любви Твоей, и бездонной глубине скорби Твоея. Взываем Ти, Пречистая: "Радуйся, Благодатная, созижди и в нас сердце матернее, пекущееся о всех детях земли, и воздаждь нам совершенную радость Твою – радость о Духе Святом, ныне на Тя нашедшем, да научит нас православно величати Тя, и день от дне, нощь от нощи, возвещать славу Твою крестную. Да утешатся о Тебе скорбящие дети земли, внегда пеги Ти: "Радуйся, обрадованная, и Тобою с нами Господь, велию и непостижимую имеяй милость". Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель), Благовещение Пресвятой Богородицы. Валаамский монастырь 7 апреля 2009 г.