В благодатной тихости своей, озаренный первыми светами Рождественского благовестия: «Христос рождается, славите!» – настал праздник Вхождения во храм Приснодевы Марии. Это событие, как и почти вся жизнь Богородицы, отмечено в Евангелии лишь многозначительным молчанием. Ибо Сама Пречистая – есть откровение Небесных Таин, созерцаемое в тишине молящегося и плачущего сердца.
В благодатной тихости своей, озаренный первыми светами Рождественского благовестия: "
Христос рождается, славите!" – настал праздник Вхождения во храм Приснодевы Марии. Это событие, как и почти вся жизнь Богородицы, отмечено в Евангелии лишь многозначительным молчанием. Ибо Сама Пречистая – есть откровение Небесных Таин, созерцаемое в тишине молящегося и плачущего сердца.
И мы знаем, каким священным молчанием окружена тайна смирения Рабы Господней. И сегодня призываемся очами сердечными созерцать небесное шествие, в которое Деву Марию провожает Церковь Ветхозаветная и Церковь Новозаветная встречает ликами ангельскими. Ибо сама Приснодева – есть этот завет Бога с человеками, ветхий, и новый, и вечный. И священник по чину Аарона – Захария – передает принятое Сокровище славы Божией, Пречистый Храм Спасов грядущему в мир Первосвященнику по чину Мельхиседекову – Иисусу Христу.
Образ шествия во храм Богоизбраной Отроковицы стоит пред нами и зовет к Себе и за Собой. Куда и к чему этот зов? От мира к Богу, от земли к небу, от деяния к созерцанию небесных тайн, через крестное посвящение себя Богу.
"Если кто хочет идти за Мной, – говорит Господь, –
отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мной". Нет иного пути к Богу, как только через крест. К каждому из нас обращена первая заповедь Христова о всецелой, бескомпромиссной, всеобъемлющей любви к Богу:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумом твоим".
В сердце человеческом пламенеет светоч этой любви, и с ним, как некогда Иерусалимские девы, мы призваны совершать и свое восхождение во Святая Святых любви Божией, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа. Путем новым и живым – путем крестным, да приступим с искренним сердцем, с полною верою, кроплением плача, очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою покаянных слез. В каждом человеке происходит борьба духовная за его Святая Святых, за то сокровенное внутреннее место, где совершается наша встреча и наш завет с Богом. И мы призываемся к ней со всей силою, со всей непримиримостью, нужна святая ненависть к себе, к миру и яже в мире. Нужна непоколебимая твердость и решимость, безвозвратное желание любви, даже до смерти. Господь говорит, что никто, возложивший руку на плуг и озирающийся вспять, неблагонадежен для Царствия Божия.
Таково должно быть наше жизненное соучастие в ныне празднуемом событии. Не сорадование только, но и соподвижничество. Ибо как Богоотроковица, трехлетняя Юница, по ступеням взошла во храм, самостоятельно, без всякой поддержки, так же Она, Богородица, зрело, ответственно и мужественно взошла к крестному подвигу Своему. Принесла Себя в благоприятную жертву великому делу спасения в Своем Богоматернем служении страдания и сораспятия страждущему Христу и страждущему роду человеческому. И этой свободы в избрании Своего крестного пути, ради любви к Богу и любви к брату, никто и ничто, никакие силы мира и зла, не могут лишить нас своим насилием. Если мы только возлюбим Бога и брата, даже до ненависти к себе.
Богородичное восхождение из мира ответствует Божественным нисхождением к человеку, происходит сретение, встреча Бога и человека, устанавливается Богочеловеческий союз:
"И я увидел Святой Город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Се скиния Бога с человеками. И Он будет обитать с ними, они будут Его народом. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже. Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет". Из недр утерянного рая, от ограды Эдемского сада, который скрывается от первозданного человека после его падения, сие чистейшее, прекраснейшее, совершеннейшее создание, Богоотроковица Мариам, совершает Свой крестный путь во Святая Святых. Он начинается сегодня, ведет к пещере Вифлеемской, месту Богорождения, и завершается обетованным в Апокалипсисе грядущим Храмом на горе Сионской и явлением Жены, Невесты Агнца, в образе Святого Иерусалима, нисходящего от Бога. И Она имеет славу Божию, славу новозаветную, славу крестную.
Но человечеству первому надо начать свое к Богу восхождение, дабы Он ответствовал Своим к нему нисхождением. Это предварение совершилось в Богородице, введенной во Святая Святых ветхозаветным первосвященником и имеющей вместить во чреве Своем, пространнейшем небес, "Невместимого". Творец вопросил Свое творение, и оно Ему ответствовало, не словом, но безвозвратным движением, во священном молчании. Этот образ святейшего девства, посвященного Богу, во всей своей беззащитности, но вместе с тем и неотразимости, сладкою силою овладевает сердцем.
От него отречься, ему изменить, в забвении, слепоте или жестокосердии своем, значило бы лишить себя святыни и своего собственного девства, золотого рая чистоты и невинности, и тихого счастия, которое помимо сознания хранится в глубине души. И эта святыня, этот райский сад нашей собственной души, связаны таинственно и неизреченно с ведением о том, что:
"В храме Божием ясно Дева является и Христа всем предвозвещает".
О русские люди, дети и юноши, отроки и отроковицы, мужи и жены, старцы – освятитесь молитвою и плачем, возгоритесь любовию к Восходящей через храм земной к небесному и нас с Собой возводящей. Воспряньте от оцепенения вашего, от уныния и сокрушения, после стольких жестоких испытаний. Собирайтесь из рассеяния ума и сердца, утреннюйте снова с зажженными свечами душ ваших к невечернему свету храма Господня, к истинному и единственному дому нашему. Ибо Россия была, и есть, и будет Домом Пресвятой Богородицы, и Ей подобает святыня в долготу дней. Дева Отроковица и ныне во храме Своем, и да услышите сердцем зов Ее:
"Работайте Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом". Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель), 4 декабря 2006 года Валаамский монастырь.