Возлюбленные отцы, братия и сестры, над темным и скорбным нашим миром воздвизается Крест Господень. Сегодня древо крестное процветает в церкви и изливает мир живоносный, благоухание жизни вечной. "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего и поют: радуйся, Живоносный Кресте".
Но как же так, ведь крест – это самое страшное, позорное орудие пытки. Но вот силою и жертвою Христовой, крест стал всепобедным, дивным знамением Любви Божией, к миру, и к человеку, и ко всей твари. Потому что через смерть рождается жизнь, через страшную тьму Великого Пятка воссиявает дивный свет Воскресения. В отвержении совершается примирение, через проклятие получаем благословение, в бесславии и позоре восстанавливается слава первозданного образа Божия.
Дорогие братия, без Голгофы нет Воскресения, некоторые нехристианские учения утверждают обратное и пытаются достичь полноты ведения и божественных состояний помимо крестного подвига, но это ведет только во тьму небытия. И обратно: нет Голгофы без Воскресения, – такова наша вера Православная. И поэтому лик распятого Христа на наших иконах чужд всякого ужаса, как это мы видим в некоторых католических изображениях.
Лик распятого Христа исполнен мира, божественной прекрасной тишины, преданности воле Божией. И, таким образом, даже самая густая тьма Великой Пятницы, прорезывается уже златым блистанием Воскресения и надежды. Потому что Христос на Голгофе возопил: "Боже, Боже мой, вскую оставил Мя еси", но вслед за тем, почти одновременно: "В руце Твои предаю дух Мой", и, наконец: "Совершишася". Совершилось великое дело спасения мира, спасения рода человеческого.
Так пережил Христос Свое божественное, крестное истощание, в преданности, в послушании воле Отца Небесного, так пережила Пречистая Богородица Свою богородичную Голгофу. И хотя по всем законам человеческим Она должна была умереть от скорби при кресте, но именно потому, что Она всю Себя предала на волю Божию, в величайшей Своей любви к Богу, Дух Божий укрепил Ее, и через эту победу крестную Она стала для всех родов Радостию радостей и Утешением в страданиях.
И так и мы, дорогие братия, должны помнить о том, что только полная преданность воле Божией поможет нам безропотно, с разумом Божественным, нести наш собственный крест, хотя по-человечески порой мы изнемогаем под его бременем. Но и Сам Христос трижды падал под крестом. И нам, как тогда Христу, Бог посылает Симонов Киринейских на жизненном пути, которые помогают нам нести крест. И если мы, подобно Христу, подобно Матери Божией и подобно всем нашим великим отцам, которые шли крестным путем, – если мы тоже предадим себя и друг друга на волю Божию, благую и всесовершенную, если мы добровольно предадим себя на распятие ради стяжания любви Христовой, тогда никакой крест, никакое страдание, никакая скорбь не смогут сокрушить нас, и мы избежим отчаяния. И не только избежим отчаяния, но в нашем сердце возродится, как некий дивный цвет благовонный, тайна крестной и жертвенной любви, которая будет вдохновлять нас на всякое страдание ради Христа.
Помните, как в Ветхом Завете Моисей в пустыне ударил жезлом, крестообразным жезлом, и потекли воды для жаждущего Израильского народа. Так и Господь крестом, крестными страданиями, бьет в наши сердца, чтобы из них потекли воды, воды слезные, потому что без слез нельзя спастись. Потому в этот дивный день Церковь внешне облачается в темные ризы воздержания и поста, почитая крестные страдания Христа. Но она тоже призывает всех нас радоваться и торжествовать, ибо "тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ясть, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный".
И мы помолимся, братия, сегодня, чтобы Господь, распятый и воскресший, вложил в сердце каждого из нас крестную силу Божественной Любви. Что бы мы, подобно мученикам и преподобным отцам нашим, с вдохновением, с мужеством доблественно шли за Христом, туда, на Голгофскую гору, и что бы мы через это крестное восхождение познали радость Креста – отдать свою жизнь, чтобы жили другие. И тогда, дорогие мои братия и сестры, тогда воистину будет вечная Пасха у нас на душе, ибо Христос воскресе!
Схиигумен Серафим (Барадель),
Валаамский монастырь
27 сентября 2005 г.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473061