Ныне переживаем исполнение слов Господа: «Радость моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна», ибо Пятидесятница есть праздник о самой ипостасной Радости, сходящей на землю, и она есть Дух Святый.
19.06.2005
Трудами братии монастыря
11 067
Ныне переживаем исполнение слов Господа: "Радость моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна", ибо Пятидесятница есть праздник о самой ипостасной Радости, сходящей на землю, и она есть Дух Святый.
Радость бытия есть высший дар Творца творению в безмерности жизни, в премудрости и красоте, как говорит Писание (1 Пар 16, 32-33): "Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем, да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа", и в ознаменование сей радости природы мы приносим в храм цветы и ветви, и вся природа становится причастна чрез них храму сионской горницы, приобщается Пятидесятнице.
Но высшая радость творения открывается в любви человеческой. Человек призван любить в Боге, а такая радость любви есть благодатный дар Божий, который восприемлется ответным усилием человека, самоотданием, духовным подвигом.
Радость совершенная, обещанная Христом, есть радость победная, которая обретается в печали, рождается под крестом: "Вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет", – в радость крестную.
Ее первообраз дан в небесах – в жизни Святой Троицы, божественное Ее триединство утверждается жертвенным самоистощанием Ипостаси в любви взаимной – Бог есть триипостасная Любовь, которая увенчивается радостью исполненною, совершенною. Образ этой крестной радости приносит в мир Сын Божий. Сошествие Его с небес и все земное служение есть это исполнение радости совершенной, которую Он сообщает ученикам чрез ниспослание Духа Святого на землю.
Таково обетование Господа, но что же предрекает Он ученикам Своим о земных судьбах их? Не радости земные, но скорби, не славу мира, но вражду и гонения, сопровождаемые их собственным духовным изнеможением. И лишь проходя чрез эти испытания, познаем мы утешение Утешителя, благодатную радость о Духе Святом и мир Христов.
И сия радость любви всем доступна не только в великих подвигах, но в малых, как бы в незначительных проявлениях – уважении и внимании к брату. Часто за один благой помысел, за ласковое слово, за добрую улыбку и приветливость, Господь изливает на нас большую благодать и душа слышит присутствие Духа Святого в себе, поэтому всякая грубость, жестокость совершенно чужды истинным христианам, мы должны любить и жалеть всякого человека и всякую тварь, все, что создано Богом. И тогда легко потекут из чрева нашего, по обещанию Господа, реки воды живой, струи слез неизреченной любви. Да, дорогие братья и сестры, знаем мы страх и изнеможение веры перед ужасами мира сего и жизненными испытаниями, как ведомы были они и апостолам Христовым в Гефсиманскую ночь, но обновление, в котором нуждается мир, совершается свыше в огне испытаний, в пламени крестной любви до конца. Не к смерти, но к новому рождению в земле умирает зерно пшеницы Божьей. Мужеством терпения и неколебимостью веры и надежды закаляются сердца, раскрываются к радости вечной.
Итак, братья, грядем к победе духовной с весельем, с благородной душою, с чистым вдохновением и песнопением, как шли на мученичество доблестные мученики, и "в радости будем почерпывать воду из источника спасения" (Ис. 7, 37). Ибо Господь сказал: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо я победил мир". И сей единый Победитель смерти Иисус Христос да дарует и нам ныне радость Небесного Утешителя в пламенном молитвенном призывании Его.
Прииди, Свете Невечерний, и избавь нас от тьмы греха и неведения.Прииди, Солнце Незаходимое, и вложи в сердца наши огнь божественной любви, и научи нас любить Бога и брата неизреченною любовию.Прииди, Вода Живая, и напой нас таинственными струями истинного боговедения.Прииди, Сила Непобедимая, и исполни нас нетленного вдохновения, да не боимся ничего, но да последуем Христу, куда бы Он ни пошел.Прииди, Теплота Желанная, и избави нас от жестокосердия и немилосердия, и даруй нам теплые источники слез.Прииди, Сладость Святая, и победи в нас всякое плотское сладострастие, всякое пристрастие к земному, да победит чистейшая, девственная Твоя любовь.Прииди, Душе Живый и Животворяй, и воспламени наше хладное благочестие, и научи нас поклонятися Богу Духом и истиною.Прииди, Радость и Утешение наше неизглаголанное, и согрей печальные сердца людей твоих, пусть все народы славят Творца, забывая скорби земли.Прииди, Миро исцеления, и облагоухай нас благоуханием святыни Божией, да будем храмы Твои непорочные.
Ей, Душе Благий, всех нас соедини во единую семью, да все согласно славим Троицу единосущную и нераздельную, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Схиигумен Серафим (Барадель), Троица. Валаам 19 Июля 2005 г.