«Надо стать новыми в себе», — пишет святитель Феофан Затворник, в своём слове на Новолетие, — и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето.
Не бывает наша духовная жизнь статичной. Каждый день нам готовит какие-то искушения и духовные уроки, благодаря которым мы преуспеваем или же движемся не в том направлении. Безропотно понесенные подвижнические труды и скорби срастворяются утешениями. От борьбы с грехом и терпеливого перенесения жизненных обстоятельств приобретается опытность и истинное смирение. Часто Господь тем или иным способом наставляет нас на все благое. Иногда Он Сам просвещает наш ум, и божественные истины становятся собственным достоянием нашего ума и сердца — ясными «как Божий день».
Обновленный во Христе человек восходит от силы в силу. Ум его почти непрестанно обращается к Богу и ко всему божественному. Чем больше он преуспевает, тем больше смиряется и тем снисходительней становится к немощам и грехам окружающих, тем большую источает вокруг любовь.
Непрестанно изменяется не только человек, но и весь окружающий мир. Меняется наш монастырь, каждый день происходят изменения и в окружающей нас природе – этой прекрасной иконе Божественной Премудрости.
Скоро световой день ощутимо начнет прибывать, а пока мы еще созерцаем долгие вечера и длинные зимние ночи. Зима преобразила серые краски поздней осени, и эти январские дни позволяют прочувствовать всю самобытность красоты северной природы. Деревья превратились в изящные скульптуры, покрытые инеем и пушистым снегом. Прекрасная, спящая зимняя природа предстает пред взором, словно живая иллюстрация к богодухновенным словам пророка Давида: «Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси» (Пс., 103:2). «Стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста… ждет Нетленного Жениха. Если Ты (Господи) траву так одеваешь, …как же нас преобразишь в будущий век Воскресения...», — поется в благодарственном акафисте «Слава Богу за все».
Ладогу все сильнее усмиряют крепкие январские морозы. Вода во внутренних озерах давно покрылась льдом. По проторенным замерзшим зимникам, братией прокладываются новые маршруты с одного острова на другой. Дикие животные: лоси, лисы, зайцы и бывает даже рыси, – тоже иногда посещают скитян, приходя к ним в гости по льду. Вместо многочисленных, разрозненных островков, на которые раньше можно было добраться лишь по воде, архипелаг превратился в один большой заледенелый заснеженный массив.
Из многочисленных кирпичных труб часто плывут по воздуху плотные струйки дыма. Настоящая русская зима понуждает жителей Валаама ежедневно хорошо протапливать печи. Дрова в печи приятно похрустывают, распространяя по келье чудный древесный аромат и убаюкивающее тепло.
Ранним утром, поскрипывая сапогами, по заснеженным дорожкам, братья и богомольцы пробираются к собору на богослужение. На улице еще совсем темно. Выходящих из теплых келий сразу встречают настойчивый ветер и густая метель. Невольно вспоминаются слова все того же молитвенного произведения, составленного митрополитом Трифоном (Туркестановым): «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина, и свет: там Христос…» И вот, приоткрыв дверь храма, мы с радостью погружаемся в пронзительную молитвенную тишину в свете горящих лампадок.
Такие мысли сопровождают наше шествие к окончанию Рождественского поста, к тем дням, когда весь православный мир предощущает празднование прихода в мир Божественного Младенца – Спасителя мира.
Валаамская обитель готовится встретить великий праздник, и чем ближе 7 января, тем все выразительнее ощущается атмосфера предстоящего Рождества Христова. На повечерии уже начали читать каноны предпразднства, и постепенно в богослужебном круге появляется все больше молитв, посвященных Рождеству Спасителя, а нижний храм вскоре традиционно украсится пушистыми елочками.
Из канона с трипеснцами, читаемого на вечерне 5 января:
Уязвися льстец враг, Бога видя яко Младенца, лежаща в яслех худых, и крепкою рукою Божественною убивается во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.
Блаженны ясли, в себе бо приемше яко Младенца Содетеля, яко Херувимский Престол показашася во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.
Законом человеческим в пеленах положение приемлеши, Младенец явлься, имиже узы решиши прегрешений наших, свободу даруя вопиющим: Избавителю Боже, благословен еси.
Братья-певчие тоже регулярно ходят на спевки и разучивают праздничные песнопения, чтобы в ночь с 6 на 7 января, как и в другие рождественские дни, постараться передать людям атмосферу великого всемирного праздника, наполнить их сердца благодарностью и любовью к рождшемуся Господу.
Желаем вам светлых и радостных Рождественских дней!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473025